Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:43, контрольная работа
Конкуренция – это экономическая борьба за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
5. Конкуренция в рыночной экономике.
17. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия и бюджетная линия.
5. Дискуссия о роли государства в рыночной экономике. Экономические функции государства.
17. Инфляция
спроса и инфляция предложения.
Конкуренция в рыночной экономике.
Конкуренция – это экономическая борьба за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
Различают различные виды конкуренции, которые могут быть представлены в виде схемы:
ценовая конкуренция предполагает
продажу товара по более низким ценам,
чем у конкурентов.
При явной
ценовой конкуренции фирма официально
объявляет о снижении цен на свою продукцию.
При скрытой ценовой конкуренции прежняя цена на товар может официально не измениться, но может улучшиться качество товара или его отдельные характеристики.
неценовая конкуренция подразумевает предложение товаров более высокого качества, чем у конкурентов.
Под добросовестными методами конкуренции
понимаются официально утверждённые или
широко распространённые приёмы конкурентной
борьбы, которые предполагают цивилизованные
взаимоотношения и обмен
К недобросовестным методам конкуренции причисляют экономический и промышленный шпионаж, незаконное применение марок известных фирм, подкуп официальных лиц с целью захвата новых рынков сбыта или создания препятствий конкурентами и т. д.
Межотраслевая конкуренция проявляется в соперничестве между предпринимателями, вложивших свои капиталы в отрасли, которые производят различные продукты. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности за нормой прибыли.
Конкуренция возникает при: полной экономической обособленности каждого производителя; полной зависимости производителя от конъюнктуры рынка; противостоянии всем другим производителям в борьбе за потребительский спрос.
конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) Способствует более
2) Вызывает необходимость гибко
реагировать и быстро
3) Создаёт условия по
4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает производителей на
удовлетворение разнообразных
Недостатки:
1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2) Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3) Не обеспечивает развития
4) Не создаёт условий для
5) Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не содержит механизмов, препятствующих
возникновению социальной
Теория потребительского выбора.
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хотелось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия.
Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель тратит на покупку товаров Х и У в количествах QX QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом:
Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.
Для определения
товарного набора, обеспечивающего
потребителю максимальное удовлетворение
при заданном бюджете, необходимо совместить
карту безразличия потребителя
с его бюджетной линией. Из всех
доступных для потребителя