Формы и типы конкуренции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о формах и типах конкуренции.
3.Пранализировать формы и типы конкуренции на примере предприятия ООО «Динамика».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике. 5
1.1.Основные элементы рыночной экономи-ки……………………………...5
1.2.Сущность конкурен-ции…………………………………………………..6
1.3.Функции конкуренции……………………………………………………8
Глава 2.Формы и типы конкуренции……………………………………………...11
2.1.Свободная (чистая) конкуренция……………………………………….11
2.2.Монополия……………………………………………………………….12
2.3.Олигополия………………………………………………………………14
2.4.Чистая монопо-лия……………………………………………………….15
2.5.Способы ведения конкурентной борьбы………………………………16
Глава 3.Анализ конкурентов на предприятии ООО «Динамика»………………19
3.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Динамика»..19
3.2.Анализ хозяйственной деятельности ООО «Динами-ка»...…………...20
3.3.Оценка конкурентной среды ООО «Динамика»………………………22
Заключение…………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………………..31
Приложение………………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

ФОРМЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     «Формы  и типы конкуренции в рыночной экономике» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

     Тема  курсовой работы актуальна потому, что без конкуренции невозможно существование самого понятия рыночной экономики, она обеспечивает взаимодействие различных экономических субъектов на современном рынке товаров и услуг. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

    Вместе  с тем конкурентная ситуация с  каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.

    В современных условиях каждому предприятию  особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства. Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.

    Проблема  конкуренции освещена в научных  трудах следующих авторов: Рузавин  Г.И., Нуреев Р.М., Ковалев А.Н., Зайцева Н.Л., Горбашко Е.А.

     Объект  исследования – рыночная экономика.

     Предмет исследования – конкуренция.

     Актуальность  данного исследования определила цель и задачи работы.

     Цель  работы – проанализировать формы  и типы конкуренции на примере  предприятия ООО «Динамика».

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

     1.Исследовать теоретические аспекты конкуренции в рыночной экономике.

     2.На  основании теоретического анализа  изучения проблемы, систематизировать знания  о формах и типах конкуренции.

     3.Пранализировать  формы и типы конкуренции на  примере предприятия ООО «Динамика».

     В работе использовались методы как эмпирического  исследования: сравнительно-сопоставительный, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез и дедукция.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ В

  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

    1.1. Основные элементы рыночной экономики. 

    Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие  определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. 

    Важнейшим элементом рыночной экономики выступают  производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производители и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступают как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями.

    Вторым  элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности.

    Третий  важнейший элемент – это цены, т.к. они складываются в результате спроса и предложения и определяют сферу действия рыночных отношений  на данный товар.

    Четвертым элементом являются спрос и предложение, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

    Пятый элемент рыночного механизма  – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. 

    1.2. Сущность конкуренции.

 

    В повседневной жизни мы все чаще встречаем  слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

    Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается1.

    Итак, конкуренция - категория явным образом  противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике.

     Конкуренция - это форма экономических отношений  между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество  за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

     Суть  конкуренции проявляется и в  том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые  покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки. Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка2.

    1.3. Функции конкуренции.

 

      Функция регулирования. Для того  чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

      Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

      Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы  к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

      Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

      Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том,  чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

     - технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

     - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции)3.

      Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

      В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования  соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

      В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что  участники конкурентной борьбы  попытаются уклониться от обязательных  норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

     - качество конкуренции;

     - само существование конкуренции;

     - цены и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

     - предлагаемая услуга должна  быть соразмерной по цене и  другим договорным условиям;

     - защищенные правовыми нормами  товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

    - ограниченная по времени патентная  защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики4.

Информация о работе Формы и типы конкуренции в рыночной экономике