Формы и способы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

сдача.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

2.3. Методы государственного  регулирования экономики

Схема 2.3, 1 «Основные методы ГРЭ»

 
 

          

 
 
 

Важный  компонент механизма ГРЭ - его методы и инструменты. С их помощью формируются ресурсы, необходимые для государственного регулирования, осуществляются практические меры, обеспечивающие организующее воздействие государства на экономику19. Основные методы ГРЭ приведены выше в схеме 2.3,1.1.

2.4. Российская экономика современности

     Российская  экономика и российские власти входят в нынешний финансовый кризис после  длительного периода очень высокого экономического роста, когда в обществе и в экономике сформировалась "привычка к успеху" — ожидание, что условия ведения бизнеса и уровень жизни будут улучшаться, несмотря ни на что. Пересмотр этих ожиданий уже сам по себе создаст достаточное напряжение, тем более что в течение второй половины 2007 — первой половины 2008 гг. власти активно убеждали население в том, что Россию расширяющийся глобальный кризис не затронет20.

     Сегодня настал период осознания новой реальности, и перед властями стоит задача сформулировать и реализовать пакет  мер, которые позволят российской экономике  пройти через кризис с наименьшими потерями, и, по возможности, подготовится к тому, чтобы совершить мощный экономический рывок, как только ситуация это позволит.

     Очень важно, что государство явно признало необходимость принятия самых решительных  мер для поддержания экономики. Это решение противоположно политике, которую российская власть проводила в предыдущие годы. Несмотря на колоссальные природные ресурсы и потенциально очень высокий спрос на социальные услуги, государство последовательно снижало свою активность в экономике, фокусируясь лишь на бюджетной консолидации и эффективности сбора налогов.

Показатели бюджета  с 2003 по 2007 представлены ниже в диаграмме 2.4, 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 2.4, 1 «Основные показатели бюджета»

     

     Такая политика позволила властям накопить значительные резервы как в форме золотовалютных, так и в форме бюджетных резервов: Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния21. Существующая бюджетная система предполагает, что государство может использовать накопленные средства для поддержания экономики в условиях ухудшившейся внешней конъюнктуры либо в условиях экономического кризиса. Можно ожидать, что в сложившихся условиях резко усилится давление на правительство, побуждающее не накапливать резервы, а вкладывать их в экономику.

     2.5 Анализ основных макроэкономических показателей

     Чтобы охарактеризовать состояние экономики любой страны мира необходимо произвести анализ основных макроэкономических показателей.

     Именно  от их величины во многом зависит благосостояние того или иного государств.

Таблица 2.5, 1 «Макроэкономические показатели» (в % к предыдущему году)(млрд. долларов) 

год ВВП Продукция с/х Инвестиции  в основной капитал Розничный товарооборот Индекс потребительских  цен Импорт из стран  содружества Импорт из других стран
2005 107,1 101,6 111 112,0 111 135,0 130,9
2006 106,4 102 111 113 109 107 138
2007 106,4 102,8 113,5 113 109,0 117,6 144,5
2008 107,1 103,3 121,1 115,2 124,3 133,4 147,2

 

Подводя итоги по данной таблице можно  сделать вывод, что в целом 

состояние российской экономики находилось на подъеме, но самый главный

показатель  – ВВП либо остается неизменным, либо падает по отношению к 

предыдущему году22. С учетом того, что в мире царит кризис можно ожидать

падение всех показателей. Нужно отметить, что  оно будет существенным и

сильно  повлияет на экономики всех стран. Рост ВВП будет возможен при росте капиталовооруженности, но постоянный и бесконечный рост  капиталовооруженности будет иметь отрицательный эффект (закон «Убывающей отдачи»). Изменение уровня ВВП на душу населения, и реального ВВП представлены ниже в виде двух диаграмм.

Диаграмма 2.5,1 «ВВП на душу населения»

Диаграмма 2.5, 2 «Изменение уровня реального ВВП»

 

     Самым важным показателем на макроуровне  для населения является

инфляция.

Диаграмма 2.5,3 «Инфляция в России»

     Нужно отметить, сто с приходом XXI века уровень инфляции в стране падал, но можно с уверенностью сказать, что в этом году она сделает большой скачок вверх. Так как условия, которые создает кризис не пройдут мимо этого показателя. Избежать высокого уровня инфляции можно за счет проведения активной кредитно – денежной политики: увеличение обязытельных банковских резервов, увеличение ставки рефенансирования, продажи госаблигаций, или попытаться повысить эластичность цен например за счет развития конкуренции на рынке товаров и услуг23.

     Ни  один макроэкономический показатель не отразит состояния экономики

государства лучше, чем уровень жизни и благосостояние граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.6 Экономическая политика  в условиях мирового  экономического кризиса

     Сейчас  российское правительство приняло за основу антикризисный план, который в последнее время претерпел значительные изменения.

     В нем втрое увеличен размер экспортных госгарантий (до 150 миллионов долларов), предусмотрена дополнительная помощь потерявшим работу (еще 34 миллиарда рублей) и запланированы новые расходы — на развитие донорства, и борьбу с туберкулезом.

Таблица 2.6, 1 «Россия в мировом экспорте товаров » (2005 г.) 

Место в мире Страна   Млрд.           долл. США    %   к   мировому экспорту
    1
Германия 969,9 9,3
2 США 904,4 8,7
3 КНР 762,0 7,3
4 Япония 594,9 5,7
5 Франция 460,2 4,4
6 Нидерланды 402,4 3,9
13 Россия 243,6 2,3
6 Италия 93,5 3,9
27 Россия 24,3
    1,0 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Владимир  Путин, председатель правительства  РФ: «Мы так же будем требовать ответственного поведения от руководства компаний, имею в виду социальную ответственность, имею в виду бонусы, которые они получают. И прежде всего, конечно, я сейчас говорю о государственных компаниях. Есть соответствующие предложения, правительство подготовило, нужно их будет довести до руководства компании и реализовать»24.

      Российское  руководство само признает, что у  нее нет чудодейственного рецепта  на случай кризиса. Впрочем, такого рецепта  нет ни у кого в мире. Все действуют  эмпирическим путем — методом проб и ошибок. И у России не самое безвыходное положение. Есть определенные признаки стабилизации. И антикризисные меры, судя по всему, если и не смогут сразу вывести страну из кризиса, то, во всяком случае, ослабят его негативное воздействие.

      Как заявил Владимир Путин, он уже подготовил соответствующие постановления, направленные на поддержку социальных проектов, здравоохранения, промышленности25.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Отвечая поставленным в данной работе целям  и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этапе развития общественно-экономических отношений.

        Нами были проанализированы два  варианта государственного регулирования  смешанной экономики - кейнсианский  и неоклассический. Однако необходимо отметить, что подобное разделение в известной мере условно и схематично, т.к. на практике зачастую наблюдается сближение или даже сращивание этих двух подходов к проблеме стимулирования и регулирования экономики.

      Однако  рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу ее законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

      Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации  монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

      При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации мы выделили два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный. 

      Исследуя  формы госрегулирования экономики, мы выяснили, что они  различаются: по объектам, целям, характеру управленческого  воздействия и  используемому  инструментарию. Важный компонент механизма  ГРЭ - его методы и инструменты. Они  бывают: административные, экономические и смешанные, каждые, из которых в дальнейшем подразделяются.

Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики