Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37
Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы - информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей: они переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынка, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса8. Сею, приписывают изречение: «предложение порождает свой собственный спрос». Однако «закон Сея» безусловно верен только для бартерной системы. Когда же имеет место обращение «товар - деньги – товар», автоматическое равенство объема предложения и объема спроса чаще всего не устанавливается.
Неоклассики предприняли попытку «спасти» закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы «следит» за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.
Согласно этой схеме, «закон рынка» обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоретически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.
Наряду
с этой проблемой неоклассики
задались и другим важным вопросом:
способен ли рынок обеспечить социальную
стабильность общества, связанную с
распределением доходов? Этот же вопрос
можно поставить следующим
По этому
вопросу высказываются две
Сторонники либеральной рыночной экономики исповедуют диаметрально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо «совестью», он не является носителем моральных норм, т.е. равенство («справедливость») в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (см Приложение 1).
Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т.д.).
На основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. Decem - десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных9.
Для
либеральной рыночной экономики
как таковой характерна тенденция к
углублению неравенства в распределении
общественного дохода между гражданами.
По мере увеличения богатства общества
углубляется социальная дифференциация
населения. Это приводит к тому, что значительная
часть населения опускается ниже официально
признанной черты бедности.
1.3. Государственное регулирование экономики и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство.
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям10. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
Далее я рассмотрю исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.
Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев, во-вторых, при условии развития свободной конкуренции, в-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.
Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.
Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует «чистая» и «совершенная» конкуренция. Таким образом, все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место «несовершенная» конкуренция. Это означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.
Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.
Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тории - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от классиков и неоклассикой в вопросе о макроэкономическом регуляторе?
Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство.
Основные
отличия государственного регулятора
от рыночного отображены ниже в таблице
1.3,1
Таблица 1.3,1 Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.
Рыночный регулятор | Государственный регулятор |
Хозяйственные
решения (что, как
и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств |
Управленческие решения принимаются на макроуровне и учитывают общенациональные цели и интересы |
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами | Управление национальным хозяйством строится, но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними хозяйствами) |
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах | Иерархические связи (в порядке подчинения низшего звена экономики высшему) часто строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.) |
Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной экономики.
Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики