Формы и способы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

сдача.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

     Всех  товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы - информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей: они переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

     Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал закон рынка, согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса8. Сею, приписывают изречение: «предложение порождает свой собственный спрос». Однако «закон Сея» безусловно верен только для бартерной системы. Когда же имеет место обращение «товар - деньги – товар», автоматическое равенство объема предложения и объема спроса чаще всего не устанавливается.

     Неоклассики предприняли попытку «спасти» закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы «следит» за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, регулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.

     Согласно  этой схеме, «закон рынка» обеспечивает равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (безработица исключается). Так - чисто теоретически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.

     Наряду  с этой проблемой неоклассики  задались и другим важным вопросом: способен ли рынок обеспечить социальную стабильность общества, связанную с  распределением доходов? Этот же вопрос можно поставить следующим образом, по каким принципам должен распределяться совокупный доход общества (валовой национальный продукт) среди всех граждан?

По этому  вопросу высказываются две прямо  противоположные точки зрения. Согласно одной из них, распределение всего дохода общества должно основываться на принципах равенства и справедливости.

     Сторонники  либеральной рыночной экономики исповедуют диаметрально противоположные взгляды. Распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо «совестью», он не является носителем моральных норм, т.е. равенство («справедливость») в распределении доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее. Неравенство в распределении графически изображается с помощью кривой Лоренца (см Приложение 1).

Кривая  Лоренца характеризует степень  реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т.д.).

     На  основе данных кривой Лоренца определяется так называемый децильный (лат. Decem - десять) коэффициент. Этот коэффициент показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных9.

     Для либеральной рыночной экономики  как таковой характерна тенденция к углублению неравенства в распределении общественного дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальная дифференциация населения. Это приводит к тому, что значительная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.  
 
 

1.3. Государственное  регулирование экономики  и его необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство.

     Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям10. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

     Далее я рассмотрю  исторический процесс появления необходимости госрегулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике.

     Механизм  рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев, во-вторых, при условии развития свободной конкуренции,  в-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

     Но  в начале XX в. на рынке произошел  полный переворот в результате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало характерно господство в производстве и обращении крупного корпоративного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъекты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирования поведения продавцов и покупателей. На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) классической и неоклассической экономической теории.

     Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует «чистая» и «совершенная» конкуренция. Таким образом, все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место «несовершенная» конкуренция. Это означает широкое распространение естественных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промышленности олигополии, развитие монополистической конкуренции.

     Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состоянии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. Настало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.

     Выдающийся  английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, ставших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тории - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от классиков и неоклассикой в вопросе о макроэкономическом регуляторе?

     Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство.

Основные  отличия государственного регулятора от рыночного отображены ниже в таблице 1.3,1 
 

Таблица 1.3,1 Признаки рыночного и государственного регулятора экономики.

Рыночный  регулятор Государственный регулятор
 
Хозяйственные решения (что, как

и для кого производить) принимаются на уровне микроэкономики и интересах фирм и домашних хозяйств

Управленческие  решения принимаются на макроуровне  и учитывают общенациональные цели и интересы
Управляющее воздействие оказывается на горизонтальные (партнерские) экономические связи между фирмами и домашним хозяйствами Управление  национальным хозяйством строится, но вертикали (по направлению сверху вниз: от государства к фирмам и домашними  хозяйствами)
Регулирование хозяйственных связей базируется только на договорных началах и материальных интересах Иерархические связи (в порядке подчинения низшего  звена экономики высшему) часто  строятся на экономическом принуждении (налоги, таможенные сборы и т.п.)

 

     Помимо  политических функций государство  осуществляет также экономические функции. Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, наделенным своей собственностью. На этой основе образуется, как известно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создается двумя путями: а) через национализацию хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников; б) через создание предприятий новейших отраслей промышленности, порожденных НТР за счет инвестиций.

Второй  принцип: прогнозирование и планирование национальной экономики.

     Основой государственного регулирования являются научные прогнозы социально-экономического развития страны на один год, среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропорциональности, определяемой с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов.

     Как правило, имеется три варианта прогноза:

- пессимистический (с наименьшими по величине показателями);

- оптимистический (с наибольшими значениями показателей);

- базовый (с более реалистическими показателями). Он принимается за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и задачи экономического и социального развития страны.

     По  степени жесткости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяется, прежде всего, на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных социально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы.

     Разъясняя студентам, как функционирует макроэкономика. В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море, «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер - это заинтересованность. Руль - государственное регулирование. У американской экономики слабый руль. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги... Я думаю, что более правильно делают японцы. У них, конечно, есть частная инициатива, но и государство играет большую роль, влияя на развитие экономики в лучшем направлении. Из всех капиталистических стран, у которых в настоящее время можно чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию»11.

     Третий  принцип: осуществление государством политики «эффективного спроса». Дж. Кейнс в труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) исследовал причины спадов производства и увеличения безработицы. Эти причины он увидел в недостаточности покупательского спроса на предметы личного потребления и на средства производства. Такая недостаточность, по его мнению, обусловлена тем, что по мере роста доходов снижаются темпы увеличения спроса на полезные блага: у людей уменьшается «склонность к потреблению» и усиливается «стремление к сбережениям». Дж. Кейнс утверждал: «Основной психологический закон... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той, же мере, в какой растет доход».

       Центральная задача государства,  по Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) спроса населения на предметы потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства).

     Новым в экономической теории стало  то, что кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, осуществляемых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют израсходовать на товары и услуги.

Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики