Формы и способы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

сдача.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Сочинский Государственный Университет Туризма  и Курортного Дела

Филиал  Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела в г. Н.Новгород

Факультет: Менеджмент организации

Кафедра: Экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект 

по дисциплине: «Экономическая теория» 

на тему: «Формы и способы государственного регулирования экономики» 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент дневного обучения

                  I курса группы М-13-08

                  Кокурина  И.А.

                  Проверил:

                  Кандидат  экономических наук

                  доцент: Крапивин В.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

г. Н.Новгород

2009

Содержание

    Введение………………………………………………………………….3

1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и

необходимость государственного вмешательства  в экономику

    1.1. Основные  виды макроструктур как объекты  экономического 

    управления………………………………………………………………5

    1.2. Рыночный  механизм саморегулирования и  распределение……7

    доходов. Неоклассическая теория рыночного  регулирования

    1.3. Государственное  регулирование экономики и его 

    необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12

2. Основные формы и способы государственного

регулирования экономики в Российской Федерации

    2.1 Особенности  государственного регулирования  экономики……..20

    2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23

    2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25

    2.4 Российская экономика современности…………………………….27

    2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29

    2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового

      экономического кризиса……………………………………………….31

Заключение……………………………………………………………………..34

Список  источников и литературы……………………………………………36

Приложения…………………………………………………………………....37

Введение

      Современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование, в виду этого тема вызывает глубокий интерес к исследованию.

      Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.

      В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой  зародилась и стала развиваться  еще в начале ХХ в. В развитии экономики  во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. После второй мировой войны концепция «смешанной экономики» получила широкомасштабное распространение как в форме корректировки рыночного механизма путем воздействия на спрос и предложение и регулирования социальных вопросов, так и в форме непосредственного участия государства в производстве, т.е. создания и расширения государственного сектора, включающего предпринимателей.

      Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.

      Отсюда  вытекают следующие  задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.

      Объектом  данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.

      Предметом в этом случае являются формы и способы воздействия государственного регулирования на экономику страны.

      При написании курсового проекта  использовалась литература как отечественных, так и зарубежных авторов: Борисова Е.Ф.1,  Б.А.Райзберга2,  А.С. Булатова3, также материалы сайтов: www. RBK.ru, www.Gaseta.ru.

1. Рыночный механизм  макроэкономического  регулирования и  необходимость государственного  вмешательства в  экономику.

1.1. Основные виды  макроструктур как  объекты экономического  управления.

     Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ. Во-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.

     Между всеми объектами управления, прежде всего, существует прямая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что возросшие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять структурные изменения в общественном производстве.

     Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет  обнаружить главную цель макроэкономического  регулирования. Его целью является постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональности4. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.

1. Для  нормального снабжения общества  материальными условиями его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объемов: производства всех благ; совокупного общественного продукта; совокупных потребностей общества.

2. Одновременно  необходимо обеспечить соответствие  друг другу структур: общественного  производства (его отраслевого состава); совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ); общественных потребностей (их расчленения  на разнообразные виды). Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные дисбалансы. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики5. Этот закон отражает не зависимое от воли и желания людей условие существования нормальной народнохозяйственной системы, а именно, необходимость постоянного поддержания соответствия друг другу объемов и структуры совокупных величин производства общественного продукта и потребностей.

     Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравновесия: а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупных потребностей); б) экономических кризисах перепроизводства (превышении объема всего производства над совокупным объемом платежеспособных потребностей); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом). 
 
 
 
 
 
 

1.2. Рыночный механизм  саморегулирования и распределение

доходов. Неоклассическая  теория рыночного  регулирования. 

    Рыночная  экономика - сложный и постоянно  развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся  систему. В условиях рынка и потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами.

    Макроэкономический  регулятор - это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства6. Он выполняет следующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии определенных объективных предпосылок, в частности в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.

    В условиях товарно-рыночного хозяйства  специфической формой взаимосвязи хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает в специфической форме, как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.

     Макроэкономический  спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности7. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.

     Макроэкономическое  предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска.

     Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII - XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.

Первое  положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. – «Пусть все идет своим чередом»). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.

Второе  положение - о «невидимой руке», которая как бы «подталкивает» всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. «Невидимой рукой» является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребностей общества.

Третье  положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Прямая  связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать «сбои», не достигая поставленной цели.

Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики