Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.
Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37
Сочинский
Государственный Университет
Филиал Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела в г. Н.Новгород
Факультет: Менеджмент организации
Кафедра:
Экономики
Курсовой
проект
по дисциплине:
«Экономическая теория»
на тему:
«Формы и способы государственного
регулирования экономики»
Выполнил:
Студент дневного обучения
I курса группы М-13-08
Кокурина И.А.
Проверил:
Кандидат экономических наук
доцент:
Крапивин В.А.
г. Н.Новгород
2009
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического управления.
Объектами управления являются 3 макроэкономические структуры. Во-первых, это совокупное производство: общая совокупность предприятий, создающих все многообразие благ. Во-вторых, объектом регулирования является совокупный общественный продукт: вся сумма благ (продуктов и услуг), изготовленных и стране за определенный период. В-третьих, сюда относятся совокупные потребности: общая сумма потребностей всех членов общества.
Между всеми объектами управления, прежде всего, существует прямая связь, состоящая в том, что общественное производство действует для того, чтобы создавался совокупный общественный продукт, позволяющий удовлетворить все потребности общества. Обратная связь проявляется в том, что возросшие совокупные потребности влияют на изменение структуры совокупного общественного продукта, что позволяет осуществлять структурные изменения в общественном производстве.
Выяснение этих прямых и обратных связей, позволяет обнаружить главную цель макроэкономического регулирования. Его целью является постоянное поддержание народнохозяйственной пропорциональности4. Речь идет о двух взаимосвязанных соотношениях.
1. Для
нормального снабжения
2. Одновременно
необходимо обеспечить
Нарушения
закона пропорционального развития
макроэкономики проявляются в известных
нам видах макроэкономического неравновесия:
а) структурных кризисах (несоответствии
элементного состава производства и совокупных
потребностей); б) экономических кризисах
перепроизводства (превышении объема
всего производства над совокупным объемом
платежеспособных потребностей); в) массовой
безработице (уменьшении спроса на рабочую
силу по сравнению с ее предложением на
рынке труда); г) инфляции (превышении предложения
денег над их спросом).
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение
доходов.
Неоклассическая
теория рыночного
регулирования.
Рыночная
экономика - сложный и постоянно
развивающийся механизм, представляющий
саморегулирующуюся и саморазвивающуюся
систему. В условиях рынка и потребители,
и производители
Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и регулирования национального хозяйства6. Он выполняет следующие функции: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет производственную деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам производства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективное хозяйствование.
Регулятор макроэкономики начинает действовать при наличии определенных объективных предпосылок, в частности в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и всеохватывающий рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный.
В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой взаимосвязи хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает в специфической форме, как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
Макроэкономический спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности7. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов: уровня цен; доходов населения; распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее); налогов (части доходов, отданных государству); государственных закупок (спроса государства); предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами: уровнем рыночных цен; потенциально возможным объемом производства в стране; уровнем издержек производства продукции; коммерческой выгодой ее выпуска.
Между макроэкономическим спросом и макроэкономическим предложением существуют определенные взаимосвязи. Закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда доминировала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII - XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит, который выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.
Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку laissez faire (фр. – «Пусть все идет своим чередом»). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и ее стимулирования, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой.
Второе положение - о «невидимой руке», которая как бы «подталкивает» всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. «Невидимой рукой» является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-либо конкретный платежеспособный спрос, материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребностей общества.
Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом.
Прямая связь заключается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросов. Поэтому связь, стихийно складывающаяся между производством (предложением) и спросом, может часто давать «сбои», не достигая поставленной цели.
Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики