Формы и способы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:38, реферат

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная рыночная экономика в условиях мирового финансового кризиса переживает далеко не лучшие времена, и не может обойтись без государственного вмешательства в нее.
Целью моей работы является: проанализировать государственное регулирование экономики, а именно выявить его формы и способы.
Отсюда вытекают следующие задачи: представить рыночные макроструктуры, как объекты экономического управления, доказать необходимость ГРЭ, изучить неоклассическую и неокейнсианскую модели ГРЭ, исследовать формы и способы ГРЭ в Российской Федерации, рассмотреть особенности ГРЭ в Российской Федерации, а также в виду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в условиях мирового финансового кризиса.
Объектом данного исследования является экономическая ситуация в стране на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Рыночный механизм макроэкономического регулирования и
необходимость государственного вмешательства в экономику
1.1. Основные виды макроструктур как объекты экономического
управления………………………………………………………………5
1.2. Рыночный механизм саморегулирования и распределение……7
доходов. Неоклассическая теория рыночного регулирования
1.3. Государственное регулирование экономики и его
необходимость. Кейнсианство и неокейнсианство……………………12
2. Основные формы и способы государственного
регулирования экономики в Российской Федерации
2.1 Особенности государственного регулирования экономики……..20
2.2 Формы государственного регулирования экономики……………23
2.3 Методы государственного регулирования экономики…………..25
2.4 Российская экономика современности…………………………….27
2.5 Анализ основных макроэкономических показателей……………29
2.6 Экономическая политика государства в условиях мирового
экономического кризиса……………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………..34
Список источников и литературы……………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………....37

Работа содержит 1 файл

сдача.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

     Внутри  страны такие расходы Е составляют сумму потребления С, инвестиций i и государственных закупок G: Е = С + i + G .12

     Вот как выглядит структура всех расходов в России на 2000 и 2008 года, она представлена в виде двух круговых диаграмм (см. Приложение 2).

    Помимо  политических функций государство  осуществляет также экономические функции.

       Оно становится ведущим субъектом  национальной экономики, наделенным своей собственностью. На этой основе образуется, как известно, особый государственный сектор макроэкономики. Кейнсианство открыло «первую страницу» в анализе национального хозяйства. В его арсенал вошли важнейшие математические инструменты и приемы.

    Впервые стали применяться агрегированные экономические величины, суммарно охватывающие все национальное хозяйство. Были выделены независимые переменные величины, которые не поддаются непосредственному воздействию государства (склонность населения к потреблению и накоплению, ставка процента и др.). Обнаружены зависимые переменные, на которые влияют независимые переменные величины (масштабы занятости работников, объем национального дохода и т.д.).              Установлены количественные связи указанных двух групп изменчивых величин в математических моделях.

        Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы и полагал, что возможно и необходимо регулируемое государством национальное хозяйство. Он исследовал закономерные количественные связи макроэкономических величин - совокупных капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента.

     Кейнс стремился найти переменные величины, поддающиеся контролю или управлению со стороны властей в рамках существующей хозяйственной системы. Он широко использовал «категории ожиданий» (ожидаемая прибыль, перспективные издержки производства, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и т.д.), которые носят вероятностный характер и необходимы для экономического прогнозирования.

     Кейнсианская  теория выделила в качестве центральных  три модели (функциональные зависимости). Одна из них отражает зависимость ставки процента r от дохода У: r= F(У)13. Чем выше доход населения, тем больше спрос на деньги у банков и тем выше ставка процента.

     Другая  модель характеризует зависимость объема инвестиций от ставки процента: i = F(r). Чем больше норма процента (чем дороже кредит), тем меньше объем инвестиций (см. Приложение 3).

На  графике мы видим, что увеличение нормы процента с r0 до r1 уменьшает соответственно объем инвестиций с I(r1) до I(r0).

     Дж. Кейнс придавал большое значение инвестициям, как такой независимой  переменной величине, которая влияет на зависимые от нее переменные величины: занятость, доход нации, потребительский спрос населения. В связи с этим он разработал теорию мультипликатора, которая определяет эффективность государственных расходов с точки зрения воздействия их на объем общественного производства, занятость, доход и рынок, а тем самым - на эффективный спрос. Объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов). Эту количественную связь выражает особый коэффициент - мультипликатор (лат. multiplicator - умножающий). Кейнс так охарактеризовал мультипликатор инвестиций: “Когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в k раз превосходит прирост инвестиций”. Он утверждал, что расширение инвестиций ведет к увеличению занятости, а потому и дохода общества и тем самым к повышению потребительского спроса.

Этот  мультипликационный эффект объясняется своеобразной цепной реакцией. Первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства (соответственно доходов) во многих смежных отраслях (поставляющих строительные материалы, сырье, энергию, машины и т.д.).Модель мультипликатора Кейнса можно разобрать графически (см. Приложение 4).

     Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.

2. Основные формы  и методы государственного регулирования экономики в Российской Федерации.

2.1 Особенности государственного регулирования экономики

     В оценке роли российского государства  в переходной экономике необходимо учесть ее специфику. Она в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чертами общественного устройства и культурных традиций: повышенной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функционирования частного капитала, широкомасштабной практикой коллективных (артельных) форм труда.

     Под переходной экономикой понимается процесс  перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы. Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.

     Это, однако, характерно для стран с  уже сформировавшейся рыночной экономикой14. В странах, переходящих к рынку или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается, прежде всего, преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление  - высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку – в России, странах СНГ, государствах  Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии – наблюдается сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и спад производства.

      При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный15.

     Ортодоксальный  сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Предполагается: устранение или минимизация дефицита государственного бюджета, (этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита), вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального макроэкономического показателя, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.

     Неортодоксальный  подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, (фиксируется уровень номинальной заработной платы).

     При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией  и структурными реформами важнейшим  элементом является приватизация –  переход государственного имущества  в частный сектор экономики16.

     В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора  экономики, т.е. неэффективного распределения  ресурсов при помощи государственного вмешательства. Приватизация проходит только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так, неразумно например, приватизировать железнодорожный транспорт). 

Схема 2.1, 1 «виды приватизации в России»

 Приватизация  в России 
 
 

        Платная приватизация Бесплатная приватизация

 

      Продажа государственного           Каждый гражданин страны

      имущества на аукционах за           наделяется ваучером.

      деньги.

2.2. Формы государственного  регулирования экономики.

     Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики17:

     1. Государственное прогнозирование и программирование экономики - разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

     2. Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

     3. Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.

     4. Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

      5. Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. Ее цели: структурная перестройка экономики; оздоровление отраслей, переживающих кризис; поддержка деятельности малорентабельных предприятий и отраслей; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инновационного, производственного, консалтингового, лизингового и пр.); проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

      6. Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

      7. Приватизация и национализация собственности18 - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.

Информация о работе Формы и способы государственного регулирования экономики