Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
действие тот же механизм.
Таким образом, денежно-кредитная политика оказывает воз-
действует на валютный курс и баланс внешней торговли. Экспансио-
нистская политика понижает курс национальной валюты и стимулиру-
ет экспорт, рестрикционная - повышает курс и поощряет импорт,
сокращая тем самым внешнеторговое сальдо или усугубляя проблему
внешнеторгового дефицита. Таким образом, политика дорогих денег,
ведущая к ценовой стабилизации, имеет достаточно много издержек:
помимо снижения объема производства и занятости, происходит уве-
личение чистого импорта, возникает проблема внешнеторгового де-
фицита.
Безусловно, при расчете изменений эффективности внешнетор-
говых операций необходимо учитывать инфляционный и дефляционный
эффекты, которые возникают в результате изменения объема денеж-
ной массы под воздействием монетарного регулирования. Тем не ме-
нее, если не придерживаться крайних взглядов теории рациональных
ожиданий, изменение будет значительным.
Поскольку колебания валютных курсов оказывают серьезное
воздействие на состояние экономики, Центральные банки могут
рассматривать их регулирование как важную цель денежно-кредитной
политики. Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой
осуществляют интервенции на внешних валютных рынках, увеличивая
или уменьшая предложение национальной валюты и иностранных ва-
лют, воздействуя на спрос. Правда, здесь возникает множество
проблем.
Если при
осуществлении девальвации
кает - наделенный эмиссионным правом, Центробанк всегда может
"произвести"
необходимое количество
ниц, то для ревальвации (укрепления курса) потребуется иностран-
ная валюта. Поэтому приходится создавать резервные фонды для
обеспечения поддержки национальной валюты, прибегать к займам у
других государств.
Кроме того, крупномасштабные интервенции воздействуют на
совокупные резервы банковской системы, поэтому попытки изменить
валютный курс достаточно сложно изолировать от других мероприя-
тий монетарного регулирования. Впрочем, многие Центральные банки
развитых государств со смешанной экономикой используют так назы-
ваемую стерилизацию. При этом внешние валютные интервенции ком-
пенсируются операциями на внутреннем открытом рынке государс-
твенных ценных бумаг. Например, при девальвации доллара с целью
сокращения внешнеторгового дефицита Федеральная резервная систе-
ма выбрасывает ценные бумаги на вторичный рынок, а доллары - на
внешний валютный рынок. Происходит изменение долларовой денежной
массы в двух противоположных направлениях, и эти изменения взаи-
мопогашаются. Впрочем, эффект от "стерилизованной" интервенции
значительно ниже, нежели от "нестерилизованной".
Национальная российская валюта - рубль - не является в пол-
ной мере конвертируемой, и практически не используется в между-
народной торговле. Поэтому нашему Центробанку приходится осу-
ществлять валютные интервенции не на внешнем, а на внутреннем
валютном рынке. Значительные операции с валютой Банк России про-
водит на Московской Межбанковской Валютной Бирже.
Задачи, стоящие перед российским Центральным банком в об-
ласти валютного регулирования, довольно непростые. Необходимо, с
одной стороны, сдерживать инфляцию. В наших условиях индекс цен
во многом определяется валютным курсом. Многие цены предложения
объявляются в долларах (прежде всего на импортируемые товары), и
изменение курса означает автоматический пересмотр цены платежа.
С другой стороны, необходимо помогать экспортерам, которые к то-
му же способны осуществлять лоббирование своих интересов. Прихо-
дится искать приемлемый компромисс между этими противоречащими
друг другу целевыми установками, устанавливать оптимальные темпы
роста курсов доллара и немецкой марки.
Очень важной задачей является сглаживание колебаний курса.
В этой связи необходимо отметить сотрудничество Центробанка с
Минфином, эмитирующим ГКО. С одной стороны, после "черного втор-
ника" Минфин эмитировал ГКО в значительных объемах, шел на бесп-
рецедентное снижение доходности бумаг столь высокой степени на-
дежности (гарантированных самим государством!). Это привело к
оттоку денег с валютного рынка. С другой стороны, аукционы по
размещению ГКО только усиливают колебания курса, вызывая переток
денежных средств с валютного рынка на рынок государственных об-
лигаций, а также в обратном направлении.
Операции на открытом рынке используются Центробанком, как
правило, не для стерилизации, а, напротив, для усиления меропри-
ятий валютного регулирования. Более того, у нас довольно часто
акцент делается именно на регулирование валютного курса как чуть
ли не конечную цель денежно-кредитной политики. Это, на мой
взгляд, не вполне правильно.
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов
экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изме-
нение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный
эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на де-
нежное предложение, а через его посредство - на реальный нацио-
нальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расценива-
ются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории
рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная де-
нежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздейс-
твия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономи-
ческой активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введе-
ние монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной
политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают,
что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на ре-
альный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные
курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций
по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изме-
нения основных внутренних макроэкономических переменных, но и
для управления внешнеторговым балансом.
Используя
рекомендации представителей
дя компромиссные решения, Центральные банки реализуют денеж-
но-кредитную политику. Эта деятельность, как мне кажется, явля-
ется наиболее демократичным способом экономического регулирова-
ния, в наименьшей
степени ограничивая рамки
ды субъектов системы бизнеса.
Банковское дело: Справочное пособие / под ред. Бабичевой
Ю.А. М.: "экономика", 1994.
Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмбелл Р. Деньги, банковское дело и
денежно-кредитная политика. С.-Пб.: "Литера плюс", 1994.
Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. С.-Пб.: "Литера плюс",
1994.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и поли-
тика. В 2 т. Т.1. Баку, "Азербайджан", 1992.
Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной
экономики. Часть 2. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Макроэкономика.
М.: СОМИНТЭК, 1992.
Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т.1. М.: "Алгон", 1994.
Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и
операции. М.: "Вазар-Ферро", 1994.
Учебник по основам экономической теории / под ред. Камаева
В.Д. М.: "Владос", 1994.
Ивантер А., Маковская Е., Фадеев В. Да, пирамида. Но какая!
// Коммерсантъ. - 1995. - N6
Меркушев
В. Спрос на казначейские
шает предложение. // ЭиЖ. - 1995. - N8.
Парамонова Т. Банк России: взгляд в будущее. // ЭиЖ. -
1995. - N9.
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка