Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
К административным методам относятся прямые ограничения
(лимиты) или
запреты, устанавливаемые
шении разнообразных параметров деятельности банков по различным
направлениям. При использовании административных методов воз-
действия наиболее широко используются следующие виды ограниче-
ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на
выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре-
сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, лимитиро-
вание размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказа-
ние различных видов услуг, определение процентных ставок, видов
обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений бан-
ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю-
той и драгоценными металлами).
Административные методы, как правило, используются в стра-
нах с развитой системой государственного планирования экономики.
Правда, довольно часто административное регулирование вводилось
в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь
на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредит-
ные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также
во время корейской войны. Российский же Центробанк частенько пы-
тается сделать упор именно на административные методы. Видимо,
сохраняется пережиток социалистической системы центрального хо-
зяйственного управления.
К экономическим
методам регулирования
оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в
основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйс-
твующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками), и не
предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют
три основные группы экономических методов управления денежным
предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. Использо-
вание налоговых методов не является функцией Центрального банка.
Его прерогатива - нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф-
фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде
норматива. Нормативные методы применяются путем установления и
периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения
контрольных цифр в виде соотношения двух величин. Основным нор-
мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре-
зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли-
катора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения
кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступа-
ет в качестве
кредитора в последней
ными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Централь-
ного банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за
счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия
отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать
стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депо-
зитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике
рыночного типа с сильными традициями высококонкурентных рынков.
В частности, Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль
за финансовыми посредниками, в настоящее время практически не
использует административных методов.
В большинстве стран в целях управления и регулирования бан-
ковских операций Центральный банк ориентируется в основном на
использование экономических методов, работая, впрочем, и с адми-
нистративными инструментами. Согласно установкам официальной де-
нежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по
денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, оп-
ределяются наиболее эффективные в данный момент методы управле-
ния и инструменты воздействия на деятельность банков. Тактичес-
кие действия на
краткосрочных временных
деляются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сло-
жившейся системы приоритетов.
В действующем
банковском законодательстве
торое, впрочем, пересматривается сейчас Государственной Думой)
юридически закрепляется переход от чисто административных к ис-
пользованию экономических
методов регулирования
щения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок.
Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими бан-
ками построены так, чтобы минимизировать вмешательство государс-
тва в действия субъектов рыночной экономики: Центральный банк не
имеет права
вмешиваться в текущую
ков; его регулирующие
и контрольные функции
делами действия соответствующих законов и направлены на поддер-
жание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный
контроль за банками второго уровня.
В сегодняшних условиях, напоминающих (правда, отдаленно)
рыночную экономику, инструментами реализации установок денеж-
но-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны
стать минимальные резервных требования, определение размеров ре-
финансирования коммерческих банков и установление учетной став-
ки, а также операции на открытом рынке.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Цент-
ральный банк делает выбор между двумя основными типами монетар-
ной политики, для каждого из которых характерен свой набор инс-
трументов и определенное сочетание экономических и администра-
тивных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика
(так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесто-
чение условий и ограничение объема кредитных операций коммерчес-
ких банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение
обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов,
сокращением государственных расходов, а также другими мероприя-
тиями, направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная де-
нежно-кредитная политика может быть использована не только в це-
лях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колеба-
ний деловой активности.
Экспансионистская
денежно-кредитная политика
расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над
приростом количества денег в обращении, понижением уровня про-
цента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевых
денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный ха-
рактер. При тотальной монетарной политике мероприятия Централь-
ного банка распространяются на все учреждения банковской систе-
мы, при селективной - на отдельные кредитные институты либо их
группы или же на определенные виды банковской деятельности. Се-
лективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному бан-
ку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.
При ее проведении практикуется использование следующих инстру-
ментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных
видов операций банков (или их групп, например по регионам), ус-
тановление размеров вознаграждения коммерческих банков при про-
ведении различных финансово-кредитных операций, регламентация
условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщи-
ков, установление кредитных потолков.
Выбор типа
проводимой монетарной
и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих
банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном
случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо-
танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре-
дитной политики утверждаются законодательным органом. При этом
необходимо учитывать временной лаг между проведением того или
иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффек-
та от его реализации.
Основными
инструментами денежно-
твами, при помощи которых планируется достичь поставленных целей
- являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы
и изменение учетной ставки.
Глава 2. Операции на открытом рынке.
Одним из
самых важных средств
щения являются операции на открытом рынке. Под этим понимается
покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций госу-
дарственных займов) на открытом рынке - то есть у финансовых
посредников и населения. Сюда не входят непосредственные дейс-
твия центрального банка по финансированию дефицита государствен-
ного бюджета (как, например, скупка ГКО Центробанком после неу-
дачного для Минфина аукциона на ММВБ). Да и на первичных аукцио-
нах по размещению ГКО Центробанк выступает главным образом в ро-
ли генерального агента Минфина, а не участника торгов облигация-
ми, хотя ему и предоставлено право в исключительных случаях по-
купать государственные ценные бумаги при первичном размещении.
В последнем случае происходит кредитование дефицита федерального
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка