Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
трансакционные депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими бан-
ками. В результате всех этих действий сократиться денежная масса
в экономике.
Очевидно, что уменьшение резервных требований приведет к
росту способности системы коммерческих банков к кредитованию,
что в конечном счете приведет к увеличению денежного агрегата.
Изменение
резервных требований
очень важных параметра, рассмотренных выше в математических
уравнениях. Приращение резервной нормы r оказывает непосредс-
твенное влияние на избыточные резервы ER и банковский мультипли-
катор BM. C увеличением r мультипликатор и избыточные резервы
сокращаются, с уменьшением - увеличиваются.
Хотя изменение резервных требований - чрезвычайно мощный
инструмент воздействия на денежно-кредитную систему, в мировой
практике он применяется нечасто. Дело в том, что даже незначи-
тельное изменение резервной нормы приводит к колоссальному изме-
нению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораз-
до более гибкий метод, позволяющий оперативно изменять банковс-
кие совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых
странах со смешанной экономикой, разумеется) выходит на первый
план.
Есть и еще причины. Резервы для банков представляют собой
активы, не приносящие процента. Пересмотр резервных требований
существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, при-
быльность банковского дела. Значительное изменение обязательных
для выполнения норм может привести к серьезнейшему финансовому
кризису, который, безусловно, самым пагубным образом отразится
на состоянии всего народного хозяйства. А частый пересмотр ре-
зервных требований может просто привести к хаосу: сокрытию бан-
ками своих сделок, резким колебаниям денежной массы, и, как
следствие, глобальному экономическому кризису.
Нормативы
резервных требований
ровано в зависимости от видов депозитов. Помимо этого, Централь-
ные банки могут
устанавливать различные
симости от срока деятельности банка, величины его активов, реги-
она, где банк осуществляет основную массу своих операций и обла-
дает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков,
нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные
штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные ком-
поненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не
только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.
Совсем недавно, с 1 февраля 1995 года, Центральный банк
Российской Федерации
установил новые резервные
резервные нормы составляли 15 или 20 процентов в зависимости от
вида депозитов. Теперь по так называемым "коротким деньгам"
ставка обязательного резервирования составила 22%, по депозитам,
которые привлекаются на срок от 31 до 90 дней, - 15%, а свыше 90
дней - 10%. Было введено двухпроцентное резервирование по валют-
ным депозитам.
Как видно, резервные нормы увеличились по краткосрочным де-
позитам и сократились по долгосрочным. Видимо, Центральный банк
пытается "убить двух зайцев" - с одной стороны, поддержать наци-
ональную валюту (ведь именно "короткие деньги" идут на валютный
рынок), а с другой - стимулировать инвестиции. Трудно сказать,
принесет ли такая политика успех. Но показательно, что глава
Центробанка Татьяна Парамонова не ставит задачу оптимизации де-
нежной массы с учетом экономических реалий. Упор делается реше-
ние локальных задач - прежде всего, управление валютным курсом.
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной
политики.
Ранее мы рассматривали, с помощью каких инструментов и ка-
ким образом Центральные банки влияют на денежное предложение.
Но, как представляется очевидным, само денежное предложение не
является конечной целью. Монетарная политика должна, прежде все-
го, улучшать состояние экономики, изменять ее основные перемен-
ные: валовый национальный продукт, инфляцию, безработицу.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной
политики на состояние экономики, а также целесообразность раз-
личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между
экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой
классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.
Кейнсианскую концепцию долгое время после второй мировой
войны разделяло большинство экономистов. Правительства стран с
развитой рыночной экономикой руководствовались рекомендациями
кейнсианцев при
осуществлении экономической
тем появились новые экономические теории, ставящие под сомнение
выводы кейнсианцев, предлагающие иные методы. Такими теориями
стали прежде всего монетаризм, а также теория рациональных ожи-
даний.
Кейнсианцы полагают, что рыночная экономика - внутренне не-
устойчивая система. Они считают, что капитализм не обладает ме-
ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто-
янные диспропорции между основополагающими экономическими пара-
метрами вызывают циклические колебания занятости, цен, объема
производства. Поэтому государство, с точки зрения кейнсианцев,
должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, осуществлять различные
регулирующие мероприятия, в частности проводить дискретную де-
нежно-кредитную политику.
Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика
обеспечивает
высокую степень
силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не сла-
бостью рыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а
ошибочными действиями государственных органов. Поэтому необходи-
мо минимизировать государственный сектор, а также избегать воз-
действия на рыночную систему посредством дискретной денеж-
но-кредитной политики.
Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих
математических уравнениях. Кейнсианская теория выводит на первый
план совокупные расходы и их компоненты.
С + I + NX + G
= ВНП - основное уравнение
С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чис-
тый экспорт, G - государственные расходы. Суть этого уравнения в
том, что совокупный объем расходов покупателей равен общей стои-
мости произведенных товаров и услуг.
Монетаризм
опирается на уравнение И.
которое чаще называют уравнением обмена. Здесь М - денежное
предложение, V - скорость обращения денег в кругообороте продук-
тов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национально-
го производства. Левая часть уравнения представляет собой сово-
купные расходы покупателей, правая - совокупную выручку продав-
цов.
Кейнсианцы считают, что цепь причинно-следственных связей
между пересмотром стратегической концепции денежно-кредитной по-
литики и изменением номинального ВНП достаточно велика. Примене-
ние разнообразных монетарных инструментов вызовет изменение со-
вокупных резервов банковской системы, что повлияет на денежное
предложение. Изменения в денежном предложении воздействуют на
процентную ставку. Действительно, если денежная масса увеличива-
ется, то кредит становится более доступным, предложение финансо-
вых ресурсов увеличивается, что понижает их "цену" - процентную
ставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эф-
фект.
Изменение
процентной ставки изменяет
ционных проектов и оказывает влияние на суммарный объем капита-
ловложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал,
вложенный в инвестиционный проект, изменение процентных ставок
меняет относительную привлекательность вложений в производство и
в ценные бумаги. Во-вторых, при привлечении займов для осущест-
вления крупномасштабного проекта, незначительное изменение про-
центной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютном
значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.
Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на но-
минальный валовый национальный продукт. Поэтому посредством де-
нежно-кредитного
регулирования можно
и физический объем производства.
Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей
между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики
довольно сложна и велика. "Сбой" в одном из звеньев может иска-
зить первоначальный
импульс. Для прогнозирования
нежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчер-
пывающая информация о характере взаимодействий между каждым из
предыдущих и последующих звеньев цепочки, которую в реальных ус-
ловиях получить просто невозможно. Поэтому изменение денежного
предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах
экономики государства, что вызывает ее относительную неэффектив-
ность по сравнению с фискальной политикой.
Монетаристы полагают, что изменение денежного предложения в
гораздо большей степени определяет основные макроэкономические
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка