Денежно кредитная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень

демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не

нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической

свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование

хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые

этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В

этом заключается одно из главных различий между двумя основными

направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-

кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,

изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-

ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-

ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для

реализации трансфертной программы, а также для финансирования

иных государственных расходов.

Содержание

Введение ..................................................... 2

Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5

Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8

Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12

Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15

Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-

ки .......................................................... 19

Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-

говля ....................................................... 23

Заключение .................................................. 26

Использованная литература ................................... 27

Работа содержит 1 файл

денежно - кредитная политика Центр. банков..docx

— 72.24 Кб (Скачать)

трансакционные  депозиты, чтобы расплатиться с коммерческими  бан-

ками. В результате всех этих действий сократиться денежная масса

в экономике.    

 Очевидно, что  уменьшение резервных  требований  приведет  к

росту  способности  системы  коммерческих банков к кредитованию,

что в конечном счете приведет к увеличению денежного  агрегата.    

 Изменение  резервных требований оказывает  воздействие на два

очень важных  параметра,  рассмотренных  выше  в  математических

уравнениях.  Приращение  резервной  нормы r оказывает непосредс-

твенное влияние  на избыточные резервы ER и банковский мультипли-

катор  BM.  C  увеличением r мультипликатор и избыточные резервы

сокращаются, с  уменьшением - увеличиваются.  

   Хотя изменение  резервных  требований  - чрезвычайно мощный

инструмент воздействия  на денежно-кредитную систему,  в  мировой

практике он применяется нечасто.  Дело в том,  что даже незначи-

тельное изменение  резервной нормы приводит к колоссальному  изме-

нению объема денежной массы. Операции на открытом рынке - гораз-

до более гибкий метод,  позволяющий оперативно изменять банковс-

кие совокупные резервы. Именно он в настоящее время (в передовых

странах со смешанной  экономикой,  разумеется) выходит на  первый

план.    

 Есть и  еще причины.  Резервы для банков представляют  собой

активы,  не приносящие процента.  Пересмотр резервных требований

существенно влияет на рентабельность банков второго уровня, при-

быльность банковского  дела.  Значительное изменение обязательных

для выполнения норм может привести к  серьезнейшему  финансовому

кризису, который,  безусловно,  самым пагубным образом отразится

на состоянии  всего народного хозяйства.  А частый пересмотр  ре-

зервных требований может просто привести к хаосу:  сокрытию бан-

ками своих  сделок,  резким колебаниям  денежной  массы,  и,  как

следствие, глобальному  экономическому кризису.    

 Нормативы  резервных требований устанавливаются  дифференци-

ровано в зависимости  от видов депозитов. Помимо этого, Централь-

ные банки могут  устанавливать различные резервные  нормы в  зави-

симости от срока  деятельности банка, величины его активов, реги-

она, где банк осуществляет основную массу своих  операций и обла-

дает развитой филиальной сетью.  В некоторых странах для банков,

нарушающих обязательные требования,  устанавливаются  повышенные

штрафные резервные  нормы. Резервированию подлежат различные  ком-

поненты денежной массы,  что  позволяет  Центральному  банку  не

только влиять на ее объем, но и определять ее структуру.     

 Совсем недавно,  с 1 февраля 1995  года,  Центральный  банк

Российской Федерации  установил новые резервные требования. Ранее

резервные нормы  составляли 15 или 20 процентов в зависимости  от

вида  депозитов.  Теперь  по  так  называемым "коротким деньгам"

ставка обязательного  резервирования составила 22%, по депозитам,

которые привлекаются на срок от 31 до 90 дней, - 15%, а свыше 90

дней - 10%. Было введено  двухпроцентное резервирование по валют-

ным депозитам.    

 Как видно,  резервные нормы увеличились  по краткосрочным де-

позитам и сократились  по долгосрочным.  Видимо, Центральный банк

пытается "убить  двух зайцев" - с одной стороны, поддержать наци-

ональную  валюту (ведь именно "короткие деньги" идут на валютный

рынок),  а с другой - стимулировать инвестиции.  Трудно сказать,

принесет  ли  такая политика успех.  Но показательно,  что глава

Центробанка Татьяна  Парамонова не ставит задачу оптимизации  де-

нежной массы  с учетом экономических реалий.  Упор делается реше-

ние локальных  задач - прежде всего, управление валютным курсом.

 

     Глава 5.  Макроэкономические  результаты  денежно-кредитной

политики.    

 Ранее мы  рассматривали,  с помощью каких инструментов и ка-

ким образом  Центральные банки влияют  на  денежное  предложение.

Но, как  представляется очевидным,  само денежное предложение не

является конечной целью. Монетарная политика должна, прежде все-

го, улучшать состояние  экономики,  изменять ее основные перемен-

ные: валовый  национальный продукт, инфляцию, безработицу.     

 В настоящее  время  механизм  воздействия денежно-кредитной

политики на состояние экономики,  а также целесообразность  раз-

личных стратегий  ее  реализации  составляют предмет спора между

экономистами. Представители  кейнсианской, монетаристской и новой

классической  школ выдвигают зачастую полярные предположения.     

 Кейнсианскую  концепцию долгое время  после  второй  мировой

войны разделяло  большинство экономистов.  Правительства стран с

развитой рыночной  экономикой  руководствовались  рекомендациями

кейнсианцев при  осуществлении экономической политики. Однако за-

тем появились  новые экономические теории,  ставящие под сомнение

выводы кейнсианцев,  предлагающие  иные методы.  Такими теориями

стали прежде всего  монетаризм,  а также теория рациональных ожи-

даний.    

 Кейнсианцы  полагают, что рыночная экономика  - внутренне не-

устойчивая система.  Они считают, что капитализм не обладает ме-

ханизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Посто-

янные диспропорции  между основополагающими экономическими пара-

метрами вызывают циклические колебания  занятости,  цен,  объема

производства. Поэтому  государство,  с точки зрения кейнсианцев,

должно вмешиваться  в хозяйственную жизнь, осуществлять различные

регулирующие  мероприятия,  в  частности проводить дискретную де-

нежно-кредитную  политику.    

 Монетаристы  же считают,  что,  напротив, рыночная экономика

обеспечивает  высокую степень макроэкономической  стабильности  в

силу своей  гибкости.  Все  циклические процессы вызваны не сла-

бостью рыночных механизмов в плане поддержания  стабильности,  а

ошибочными действиями государственных органов. Поэтому  необходи-

мо минимизировать государственный сектор,  а также избегать воз-

действия на  рыночную  систему   посредством  дискретной  денеж-

но-кредитной  политики.    

 Кейнсианство  и  монетаризм  базируются  на основополагающих

математических  уравнениях. Кейнсианская теория выводит  на первый

план совокупные расходы и их компоненты.    

 С + I + NX + G = ВНП - основное уравнение кейнсианцев,  где

С - потребительские  расходы населения, I - инвестиции, NX - чис-

тый экспорт, G - государственные расходы. Суть этого  уравнения в

том, что совокупный объем расходов покупателей равен  общей стои-

мости произведенных  товаров и услуг.    

 Монетаризм  опирается на уравнение И.Фишера:  M * V = P * Q,

которое чаще называют уравнением  обмена.  Здесь  М  -  денежное

предложение, V - скорость обращения денег в кругообороте продук-

тов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национально-

го производства.  Левая часть уравнения представляет собой сово-

купные расходы  покупателей,  правая - совокупную выручку продав-

цов.    

 Кейнсианцы  считают,  что цепь причинно-следственных  связей

между пересмотром  стратегической концепции денежно-кредитной  по-

литики и изменением номинального ВНП достаточно велика. Примене-

ние разнообразных  монетарных инструментов вызовет изменение со-

вокупных резервов банковской системы,  что повлияет на  денежное

предложение. Изменения  в  денежном  предложении воздействуют на

процентную ставку. Действительно, если денежная масса  увеличива-

ется, то кредит становится более доступным, предложение  финансо-

вых ресурсов увеличивается,  что понижает их "цену" - процентную

ставку. При  сокращении  денежной массы наблюдается обратный эф-

фект.    

 Изменение  процентной ставки изменяет эффективность  инвести-

ционных проектов и оказывает влияние на суммарный  объем  капита-

ловложений. Во-первых,  при  заданном размере дохода на капитал,

вложенный в  инвестиционный проект,  изменение процентных  ставок

меняет относительную  привлекательность вложений в производство и

в ценные бумаги.  Во-вторых, при привлечении займов для осущест-

вления крупномасштабного  проекта, незначительное  изменение про-

центной ставки может вызвать значительное изменение  в абсолютном

значении суммы, необходимой для обслуживания кредита.     

 Суммарный  объем инвестиций  оказывает прямое влияние на но-

минальный валовый  национальный продукт.  Поэтому посредством де-

нежно-кредитного регулирования можно воздействовать на  инфляцию 

и физический объем  производства.    

 Кейнсианцы  признают,  что цепь причинно-следственных связей

между денежно-кредитными  мероприятиями  и  состоянием экономики

довольно сложна и велика.  "Сбой" в одном из звеньев может иска-

зить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатов  де-

нежно-кредитных  мероприятий Центральному банку  необходима исчер-

пывающая информация  о  характере взаимодействий между каждым из

предыдущих и  последующих звеньев цепочки, которую  в реальных ус-

ловиях получить  просто невозможно.  Поэтому изменение денежного

предложения вызывает  непредсказуемые  последствия  в  масштабах

экономики государства, что вызывает ее относительную неэффектив-

ность по сравнению  с фискальной политикой.    

 Монетаристы  полагают, что изменение денежного  предложения в

гораздо большей  степени определяет  основные  макроэкономические

Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка