Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
монетарного регулирования.
При продаже государственных облигаций на открытом рынке в
целях уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк ус-
танавливает высокую учетную ставку. При реализации экспансио-
нистской расширительной политики денежные власти понижают про-
цент за учет и рефинансирование. Это увеличивает эффективность
операций на открытом рынке.
Почему же учетная политика уступает по значению операциям
на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного регули-
рования?
Во-первых, Центральный банк не в состоянии посредством из-
менения учетной ставки реализовывать задачи денежно-кредитного
регулирования в полной мере. Если манипулирование совокупными
резервами банковской системы посредством операций на открытом
рынке и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по
инициативе Центрального банка, то использование централизованных
кредитов зависит от потребностей банков второго уровня и выбора
ими способа их удовлетворения. Центральный банк не может навя-
зать коммерческим банкам больше учета. Он может лишь поощрять
коммерческие банки к увеличению объема привлекаемых централизо-
ванных кредитов посредством уменьшения процентных ставок рефи-
нансирования и редисконтирования, или ограничивать такого рода
заимствования путем повышения ставок. Однако нельзя забывать,
что Центральные банки обладают все-таки одним очень сильным
средством воздействия в этой области - правом вето, отказа в
предоставлении кредита.
Кроме того, количество резервов коммерческих банков, полу-
чаемых путем займов у Центрального банка, обычно очень невелико.
К активизации учетных операций приводят, как правило, лишь круп-
номасштабные действия на открытом рынке.
Кроме непосредственного воздействия на банковские резервы,
учетная ставка обладает важным информативным свойством. Она яв-
ляется важнейшим индикатором, демонстрирующим намерения Цент-
рального банка в области денежно-кредитного регулирования. Следя
за динамикой учетной ставки, можно определить, к какой монетар-
ной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется
Центральный банк. Правда, бывает и так, что ставка изменяется в
соответствии с изменениями ставок межбанковских кредитов, а не
приоритетами денежно-кредитного регулирования.
В некоторых странах процентная ставка по ссудам Центрально-
го банка выше рыночных кредитных ставок - Центральные банки в
полной мере используют свой статус "кредитора в последней инс-
танции". Однако Федеральная Резервная Система - орган, осущест-
вляющий денежно-кредитное регулирование в Соединенных Штатах -
придерживается несколько иной практики.
ФРС рассматривает предоставление помощи банкам как послед-
нее средство их спасения от временных неудач. Поэтому американс-
кая сеть центральных банков не устанавливает штрафную ставку
процента. Более того, обычно учетная ставка ниже средневзвешен-
ного процента по федеральным фондам. Такая практика стимулирует
заимствования коммерческих банков у ФРС. Однако, используя иные
рычаги, ФРС не позволяет банкам злоупотреблять возможностью по-
лучения столь дешевых денег.
Ресурсы Федеральной Резервной Системы предоставляются ком-
мерческому банку лишь после тщательной экспертизы, выявляющей
истинные мотивы обращения банка в центральный финансовый орган.
Но даже в случае выдачи кредита Федеральный Резерв устанавливает
специальный контроль за деятельностью банка, чтобы выявить и
проанализировать причины его неудач.
Необходимо отметить, что суммарная помощь Федерального Ре-
зерва банковской системе не превышает в любой момент времени
двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную долю денежной
массы США. В этой связи изменения учетной ставки оказывают край-
не незначительное воздействие на динамику денежного предложения.
Поэтому Совет
Управляющих Федеральной
ривает этот инструмент скорее как индикатор денежно-кредитной
политики, а не средство реального регулирования.
Глава 4. Пересмотр резервных требований.
Посредством манипулирования резервной нормой Центральный
банк может влиять на способность банковской системы к кредитова-
нию, то есть изменять денежное предложение. Рассмотрим результа-
ты изменения резервных требований при помощи математических
уравнений и неравенств.
Пусть I=1 - состояние банковской системы до пересмотра ре-
зервных требований, I=2 - состояние банковской системы после пе-
ресмотра резервных требований, d - суммарные трансакционные де-
позиты, R - фактические совокупные резервы коммерческих банков,
r (I) - резервная норма, ER (I) - избыточные резервы, соответс-
твующие резервной норме r (I), CM (I) - способность банков вто-
рого уровня к созданию денег посредством кредитно-депозитной
эмиссии, ^ CM - изменение способности банковской системы к кре-
дитованию. Тогда можно использовать эти именованные величины для
анализа изменений, происходящих в банковской системе.
ER1 = R - d * r1
ER2 = R - d * r2
Величина избыточных резервов определяется тремя параметра-
ми: фактическими резервами R, объемом чековых депозитов d и ре-
зервной нормой r. В сверхкраткосрочном периоде (сразу же после
объявления Центральным банком о пересмотре резервных требований)
изменить совокупные резервы и трансакционные счета практически
невозможно (в силу непродолжительности временного отрезка), поэ-
тому избыточные резервы ER2 можно рассматривать как функцию от
одной переменной r2.
При r2 < R / d коммерческие банки будут иметь возможность
кредитования, что в конечном счете приведет к мультипликативному
расширению денежной массы. В случае r2 = R / d банковская систе-
ма перейдет в состояние равновесия, когда обязательные резервы
будут полностью использованы в качестве покрытия чековых депози-
тов. Случай r2 > R / d - самый болезненный для банков второго
уровня. Им придется предпринимать чрезвычайные меры, чтобы вы-
полнить предписания Центробанка по нормативам резервирования.
R - d * r1 R
CM1= ------------ = ---- - d
r1 r1
R - d * r2 R
CM2 = ------------ = ---- - d
r2 r2
Возможность банковской системы к кредитованию является
функцией тех же самых переменных, что и избыточные резервы. Бо-
лее того, они действуют в одних и тех же направлениях и в том, и
в другом случае: увеличение совокупных резервов R приводит к
увеличению значения функции, а увеличение резервной нормы r и
объема трансакционных депозитов d - к уменьшению значения функ-
ции. Однако характер связи между r2 и CM2 отличается от зависи-
мости между r2 и ER2. Отобразим это при помощи графика:
Кстати, нуль функции ER2 R / d будет являться также и нулем
функции СМ2. Действительно,
CM2 = 0
R / r2 - d = 0
r2 = R / d
Проанализируем теперь изменение способности банков второго
уровня к созданию
денег путем кредитно-
пересмотра резервных
требований Центральным банком.
R - d * r2 R - d * r1
^ CM = CM2 - CM1 = ------------ - ----------- =
r2 r1
r1 * R - d * r2 * r1 - r2 * R + d * r2 * r1
= ------------------------------
r1 * r2
R * ( r1 - r2 ) R R
= ----------------- = ---- - ----
r1 * r2 r2 r1
Как видно из этого уравнения, уровень денежной массы в го-
сударстве во многом определяется нормой обязательных резервов,
которые коммерческие банки должны держать в качестве покрытия
своих депозитов. При увеличении резервных требований денежное
предложение расширяется, при уменьшении - сжимается.
Из приведенного
выше анализа следует, что
ной нормы является чрезвычайно важным инструментом монетарного
регулирования.
Увеличение резервной нормы приводит к росту необходимых ре-
зервов, которые должны держать депозитные институты в качестве
покрытия. При этом возможны два варианта: либо банки второго
уровня понизят избыточные резервы (когда резервная норма увели-
чивается незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычай-
ным мерам (если резервные требования увеличиваются намного).
Во втором
случае банкам придется
ковых депозитов и одновременно увеличивать резервы, то есть вли-
ять в среднесрочном периоде на параметры d и R наших уравнений.
Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение прибли-
зить сроки погашения уже выданных ссуд (если, конечно, такая
возможность предусмотрена условиями договора), а также будут
продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка