Денежно кредитная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень

демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не

нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической

свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование

хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые

этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В

этом заключается одно из главных различий между двумя основными

направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-

кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,

изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-

ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-

ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для

реализации трансфертной программы, а также для финансирования

иных государственных расходов.

Содержание

Введение ..................................................... 2

Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5

Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8

Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12

Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15

Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-

ки .......................................................... 19

Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-

говля ....................................................... 23

Заключение .................................................. 26

Использованная литература ................................... 27

Работа содержит 1 файл

денежно - кредитная политика Центр. банков..docx

— 72.24 Кб (Скачать)

монетарного регулирования.     

 При продаже  государственных облигаций на  открытом  рынке  в

целях  уменьшения совокупной денежной массы Центральный банк ус-

танавливает высокую  учетную ставку.  При  реализации  экспансио-

нистской  расширительной  политики денежные власти понижают про-

цент за учет и рефинансирование.  Это увеличивает  эффективность

операций на открытом рынке.    

 Почему же  учетная политика уступает по   значению  операциям

на открытом рынке среди инструментов денежно-кредитного  регули-

рования?    

 Во-первых, Центральный  банк не в состоянии посредством из-

менения учетной  ставки реализовывать  задачи  денежно-кредитного

регулирования  в  полной мере.  Если манипулирование совокупными

резервами банковской системы посредством  операций  на  открытом

рынке  и изменения нормы обязательных резервов осуществляется по

инициативе Центрального банка, то использование централизованных

кредитов  зависит от потребностей банков второго уровня и выбора

ими способа  их удовлетворения.  Центральный банк не может навя-

зать коммерческим банкам больше учета.  Он может  лишь  поощрять

коммерческие  банки  к увеличению объема привлекаемых централизо-

ванных кредитов посредством  уменьшения процентных ставок  рефи-

нансирования  и  редисконтирования,  или ограничивать такого рода

заимствования путем повышения ставок.  Однако  нельзя  забывать,

что Центральные  банки  обладают  все-таки  одним  очень сильным

средством воздействия  в этой области -  правом  вето,  отказа  в

предоставлении  кредита.    

 Кроме того,  количество резервов коммерческих банков, полу-

чаемых путем  займов у Центрального банка, обычно очень невелико.

К активизации  учетных операций приводят, как правило, лишь круп-

номасштабные  действия на открытом рынке.    

 Кроме непосредственного  воздействия на банковские  резервы,

учетная ставка обладает важным информативным свойством.  Она яв-

ляется важнейшим  индикатором,  демонстрирующим  намерения  Цент-

рального банка  в области денежно-кредитного регулирования. Следя

за динамикой  учетной ставки,  можно определить, к какой монетар-

ной политике - рестрикционной или экспансионистской - склоняется

Центральный банк.  Правда, бывает и так, что ставка изменяется в

соответствии  с изменениями ставок межбанковских кредитов,  а не

приоритетами  денежно-кредитного регулирования.    

 В некоторых  странах процентная ставка по  ссудам Центрально-

го банка выше рыночных кредитных ставок -  Центральные  банки  в

полной  мере  используют свой статус "кредитора в последней инс-

танции".  Однако Федеральная Резервная Система - орган, осущест-

вляющий  денежно-кредитное  регулирование в Соединенных Штатах -

придерживается  несколько иной практики.    

 ФРС рассматривает  предоставление помощи банкам как послед-

нее средство их спасения от временных неудач. Поэтому  американс-

кая  сеть  центральных  банков  не устанавливает штрафную ставку

процента.  Более того, обычно учетная ставка ниже средневзвешен-

ного процента по федеральным фондам.  Такая практика стимулирует

заимствования коммерческих банков у ФРС.  Однако, используя иные

рычаги,  ФРС не позволяет банкам злоупотреблять возможностью по-

лучения столь  дешевых денег.    

 Ресурсы Федеральной  Резервной Системы предоставляются ком-

мерческому банку  лишь после тщательной  экспертизы,  выявляющей

истинные  мотивы обращения банка в центральный финансовый орган.

Но даже в  случае выдачи кредита Федеральный  Резерв устанавливает

специальный  контроль  за  деятельностью банка,  чтобы выявить и

проанализировать  причины его неудач.    

 Необходимо  отметить,  что суммарная помощь Федерального Ре-

зерва банковской системе не превышает  в  любой  момент  времени

двух миллиардов долларов, что составляет ничтожную  долю денежной

массы США. В  этой связи изменения учетной  ставки оказывают край-

не незначительное воздействие на динамику денежного  предложения.

Поэтому Совет  Управляющих Федеральной Резервной  Системы рассмат-

ривает  этот  инструмент  скорее как индикатор денежно-кредитной

политики, а не средство реального регулирования.

 

            Глава 4. Пересмотр  резервных требований.    

 Посредством  манипулирования  резервной  нормой  Центральный

банк может  влиять на способность банковской системы  к кредитова-

нию, то есть изменять денежное предложение. Рассмотрим результа-

ты  изменения  резервных  требований  при  помощи математических

уравнений и  неравенств.    

 Пусть I=1  - состояние банковской системы до пересмотра ре-

зервных требований, I=2 - состояние банковской системы  после пе-

ресмотра резервных  требований,  d - суммарные трансакционные де-

позиты,  R - фактические совокупные резервы коммерческих банков,

r (I) - резервная  норма,  ER (I) - избыточные резервы, соответс-

твующие резервной  норме r (I),  CM (I) - способность банков вто-

рого  уровня  к  созданию  денег посредством кредитно-депозитной

эмиссии,  ^ CM - изменение способности банковской системы к кре-

дитованию. Тогда  можно использовать эти именованные  величины для

анализа изменений, происходящих в банковской системе.     

 ER1 =  R  - d * r1    

ER2 = R - d * r2    

 Величина избыточных  резервов определяется тремя параметра-

ми: фактическими резервами R,  объемом чековых депозитов d и ре-

зервной нормой  r.  В сверхкраткосрочном периоде (сразу же после

объявления Центральным  банком о пересмотре резервных требований)

изменить совокупные  резервы  и трансакционные счета практически

невозможно (в  силу непродолжительности временного отрезка), поэ-

тому избыточные  резервы  ER2 можно рассматривать как функцию от

одной переменной r2.    

 При r2  <  R / d коммерческие банки будут иметь возможность

кредитования, что  в конечном счете приведет к мультипликативному

расширению денежной массы. В случае r2 = R / d банковская систе-

ма перейдет  в состояние равновесия,  когда обязательные резервы

будут полностью  использованы в качестве покрытия чековых  депози-

тов. Случай  r2  >  R / d - самый болезненный для банков второго

уровня. Им придется предпринимать чрезвычайные меры,  чтобы  вы-

полнить предписания  Центробанка по нормативам резервирования.                  

 R - d * r1      R           

CM1= ---------------- - d                     

r1          r1                  

R - d * r2     R           

CM2 = ------------ = ----  -  d                      

r2         r2  

   Возможность банковской   системы  к  кредитованию  является

функцией тех  же самых переменных,  что и избыточные резервы. Бо-

лее того, они  действуют в одних и тех  же направлениях и в том, и

в другом случае:  увеличение совокупных резервов  R  приводит  к

увеличению  значения  функции,  а увеличение резервной нормы r и

объема трансакционных депозитов d - к уменьшению значения  функ-

ции. Однако  характер связи между r2 и CM2 отличается от зависи-

мости между r2 и ER2. Отобразим это при помощи графика:   

   Кстати, нуль функции ER2 R / d будет являться также и нулем

функции СМ2. Действительно,     

 CM2 = 0    

R / r2 - d = 0    

r2 = R / d    

 Проанализируем теперь  изменение способности банков второго

уровня к созданию денег путем кредитно-депозитной эмиссии  после

пересмотра резервных  требований Центральным банком.                        

 R - d * r2     R - d * r1     

^ CM = CM2 - CM1 = ------------ - ----------- =                            

r2             r1       

r1 * R - d * r2 * r1 - r2 * R + d * r2 * r1    

= -------------------------------------------- =                        

r1 * r2       

R * ( r1 - r2 )      R      R    

= --------------------- - ----            

r1 * r2          r2     r1    

 Как видно из этого уравнения,  уровень денежной массы в го-

сударстве во многом определяется нормой  обязательных  резервов,

которые  коммерческие  банки  должны держать в качестве покрытия

своих депозитов.  При увеличении резервных  требований  денежное

предложение расширяется, при уменьшении - сжимается.    

 Из приведенного  выше анализа следует, что изменение  резерв-

ной нормы является чрезвычайно важным  инструментом  монетарного

регулирования.     

 Увеличение  резервной нормы приводит к  росту необходимых ре-

зервов,  которые  должны держать депозитные институты в качестве

покрытия.  При этом возможны два варианта:  либо  банки  второго

уровня  понизят избыточные резервы (когда резервная норма увели-

чивается незначительно), либо им придется прибегать к чрезвычай-

ным мерам (если резервные требования увеличиваются  намного).    

 Во втором  случае банкам придется сокращать  объем своих  че-

ковых депозитов  и одновременно увеличивать резервы, то есть вли-

ять в среднесрочном  периоде на параметры d и R наших  уравнений.

Для сокращения своих текущих счетов банки примут решение прибли-

зить сроки  погашения уже выданных  ссуд  (если,  конечно,  такая

возможность  предусмотрена  условиями  договора),  а также будут

продавать ценные бумаги на открытом рынке. Покупатели используют

Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка