Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
дентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке по-
явился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, госу-
дарственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства
расчета.
На первом
этапе своего обращения
выступают в качестве своеобразного суррогата денег - средства
обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обяза-
тельства (подпадающие, на мой взгляд, под определение денежного
агрегата MR - реально использующихся в российском платежном обо-
роте средств обращения) "появляются" в результате оформления за-
долженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доход-
ностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий
может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в част-
ности, осуществления расчетов только со строго определенными от-
раслями народного хозяйства).
После того
как бумаги получают
доссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому
юридическому лицу, то есть поступают на открытый рынок как госу-
дарственные ценные бумаги с доходностью 40%. Сейчас объемы про-
даж казначейских обязательств на открытом рынке рынке растут.
Вот здесь-то и открываются для Центробанка возможности по прове-
дению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многоп-
рофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств
налоговыми освобождениями, увеличивают фискальную и преуменьшают
денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.
Что же
касается государственных
(ГКО), то в денежно-кредитной политике (в отличие от фискальной)
они играют совсем иную роль, нежели казначейские векселя, ис-
пользуемые Федеральной Резервной Системой. Главным результатом
их использования при реализации мероприятий монетарной политики
является регулирование курса американского доллара по отношению
к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов
банковской системы.
Показательно, что исполняющая обязанности председателя
Центробанка Татьяна Парамонова в интервью еженедельнику "Эконо-
мика и жизнь", рассказывая о денежно-кредитной политике, ее ме-
тодах и приоритетах на данном этапе, даже не упомянула об опера-
циях на открытом рынке. Российские денежные власти ориентируются
прежде всего на более грубые и простые инструменты - резервную
норму и учетную ставку.
Таким образом, операции, осуществляемые российским Центро-
банком на открытом рынке, довольно своеобразны. Нетривиальность
инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стра-
тегий, а также реализацию тактических мероприятий, направленных
на приостановление спада промышленного производства и сдержива-
ние инфляции.
Глава 3. Изменение учетной ставки.
Центральные
банки обладают еще одним
но-кредитного регулирования. Они предоставляют ссуды банкам вто-
рого уровня. При этом возможны два варианта передачи денежных
средств коммерческим банкам.
Центральный банк может "переучитывать" долговые обязатель-
ства клиентов коммерческих банков. При этом эти активы комбанков
передаются в Центробанк в обмен на денежную наличность. При от-
сутствии лимитов и ограничений в этой области банки никогда не
истощили бы свои ресурсы, снабжая ссудами хозяйствующих субъек-
тов рыночной экономики. Поэтому практически ни один из централь-
ных банков не занимается переучетом в неограниченных размерах.
В самом деле, для экономики довольно пагубной вещью являет-
ся эластичная денежная масса, автоматически расширяющаяся в пе-
риоды интенсивной деловой активности и сокращающаяся в периоды
спада производства. Это приводит к гибельному усилению амплитуды
периодических колебаний основных параметров экономической систе-
мы.
Большинство
централизованных финансовых
ных банков в настоящее время выделяются коммерческим банкам не в
результате переучета векселей, а посредством выдачи кредитов
(часто под залог ценных бумаг).
Центральные банки, как правило, проводят учетную политику
посредством установления и пересмотра официальной процентной
ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета
ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кре-
дитования банковских учреждений).
Ставка рефинансирования,
или уровень платы за
сурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас
несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в
терминологии США - федеральных фондов). Он в полной мере стре-
мится играть роль
"кредитора в последней
Политику
переучетных операций как
рования Центральный банк осуществляет либо путем установления
ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи из-
менения условий их переучета (прямой метод) - прежде всего, пос-
редством квотирования. Политика рефинансирования Центральным
банком коммерческих банков может включать регулирование при по-
мощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный
метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их
групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий
предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой ме-
тод).
При проведении
государственной учетной
банк также использует не только экономические инструменты (изме-
нение уровня официальных ставок), но и административные - прямой
контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное
распределение кредитной маржи (разницы между средними процентны-
ми ставками по активным и пассивным операциям), установление
верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов
или их фиксированного
отношения к официальным
Дисконтный (учетный) кредит предоставляется, как правило,
на срок до трех месяцев. Максимальный срок предоставления лом-
бардного кредита в большинстве случаев не превышает полугода.
Обычно в качестве покрытия такого рода займов выступают госу-
дарственные ценные бумаги.
К переучету, а также в качестве залога при предоставлении
ломбардного кредита могут быть приняты лишь самые надежные цен-
ные бумаги. Сюда входят государственные облигации и некоторые
виды обязательств клиентов по отношению к своим банкам, список
которых утверждается органами Центрального банка.
Одними из
методов денежно-кредитной
определение квот переучета, а также условий предоставления лом-
бардного кредита. В дальнейшем все меры, предпринимаемые Цент-
ральным банком при кредитовании им коммерческих банков, будем
называть учетной политикой (изменением учетной ставки). При этом
под учетной ставкой будем понимать "универсальный" процент, по
которому Центральный банк взыскивает процентные платежи по пре-
доставляемым им ссудам.
Коммерческий банк, берущий у Центрального банка ссуды, уве-
личивает тем самым совокупные резервы банковской системы и тем
самым мультипликативно расширяет денежную массу.
Центральный банк может устанавливать и изменять учетную
ставку. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка
представляет собой издержки, которые приносит приобретение ре-
зервов у Центробанка. Следовательно, падение учетной ставки по-
ощряет банки второго уровня к заимствованию резервов у Централь-
ного банка. Опирающиеся на эти новые резервы кредиты коммерчес-
ких банков увеличат денежное предложение. Увеличение государс-
твенными денежными властями официальной процентной ставки приве-
дет к сокращению заимствований со стороны банков второго уровня
у национальных банков. Эта мера, как правило, применяется в слу-
чае проведения Центральным банком жесткой рестрикционной кредит-
но-денежной политики (так называемой политики дорогих денег).
Среди инструментов монетарного регулирования в странах с
развитой смешанной экономикой учетная ставка является вторым по
значению инструментом после операций на открытом рынке. А в не-
которых странах именно учетная политика является основной сос-
тавляющей набора денежно-кредитных методов. Важно проанализиро-
вать, как же взаимодействуют операции на открытом рынке и учет-
ная политика, формируя единую стратегию и тактику монетарного
регулирования.
В случае, когда Центральный банк пытается сократить денеж-
ное предложение путем продаж государственных облигаций на откры-
том рынке, при неизменной официальной процентной ставке объемы
учетных операций резко возрастут. В эти периоды учетные операции
будут действовать в противоположном направлении, нежели операции
на открытом рынке, а не усиливать последние. Механизм учета в
этом случае играет роль своеобразного предохранительного клапа-
на. Поэтому необходимо координировать действия на открытом рынке
с учетной политикой, что сейчас и реализуется при осуществлении
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка