Денежно кредитная политика Центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень

демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не

нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.

Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической

свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование

хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые

этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В

этом заключается одно из главных различий между двумя основными

направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-

кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,

изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-

ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-

ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для

реализации трансфертной программы, а также для финансирования

иных государственных расходов.

Содержание

Введение ..................................................... 2

Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5

Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8

Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12

Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15

Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-

ки .......................................................... 19

Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-

говля ....................................................... 23

Заключение .................................................. 26

Использованная литература ................................... 27

Работа содержит 1 файл

денежно - кредитная политика Центр. банков..docx

— 72.24 Кб (Скачать)

бюджета.    

 Под определение  операций  на  открытом рынке - вторичном -

подпадают действия с долгами государства, уже находящимися в об-

ращении и  имеющими  форму  облигаций (а не суррогата денег типа

КО). Только когда  облигации (в России - ГКО)  приобретут  своего

первого владельца,  они смогут выступать в качестве объекта опе-

раций Центрального банка на открытом рынке.    

 Предположим,  центральный  банк  собирается купить облигации

на открытом рынке. Каковы его потенциальные  контрагенты? Их мож-

но  разбить на 2 группы:  финансовые посредники (главным образом

коммерческие  банки) и участники делового оборота,  не являющиеся

финансовыми  посредниками (любые юридические и физические лица).

Покупка у них  облигаций вызовет  увеличение  предложения  денег,

однако происходить  это будет по-разному.    

 Предположим,  центральный банк покупает  облигации  у  како-

го-то коммерческого  банка. Естественно, он не станет платить  на-

личностью.  Центробанк произведет  оплату  увеличением  резервов

коммерческого  банка  на  сумму покупки.  В результате возрастет

способность банка  к кредитованию.    

 Теперь рассмотрим  другой  случай.  Частному лицу или фирме

центральный банк заплатит выписанным на себя  чеком.  Получивший

чек  контрагент  вкладывает его на трансакционный депозит в свой

банк;  банк же посылает этот чек в центральный банк для учета. В

результате коммерческий банк увеличивает свои резервы,  а значит

и способность  к кредитованию.    

 Однако налицо  существенная разница в результатах этих мно-

гоступенчатых сделок. В первом случае увеличиваются  лишь резервы

коммерческого  банка (которые,  правда,  он может использовать в

качестве покрытия для кредитов).  Во втором случае помимо резер-

вов увеличиваются  и чековые вклады,  то есть сразу же возрастает

денежная масса  М1.  Рассмотрим это различие более  подробно  при

помощи математических уравнений.    

 Пусть ^ М  - изменение денежного предложения, F - сумма, уп-

лаченная центральным  банком за облигации,  BM - банковский муль-

типликатор. Тогда  получаем    

 для первого  случая:    

 ^ M = F * BM ;    

 для второго случая:    

 ^ M = F + F * (1 - 1 / BM) * BM = F * BM.    

 Получается, что  денежное  предложение одинаково изменилось

как в первом,  так и во втором случае. Однако структура денежной

массы  в этих ситуациях изменилась неодинаково:  в первом случае

чековые вклады в банках увеличиваются только за  счет  кредитной

эмиссии коммерческих банков; во втором случае денежная масса  из-

менилась на F (что составляет долю 1 / BM в общем  увеличении аг-

регата М1) за счет того, что покупатель облигации  вкладывает чек

на текущий  счет в своем банке,  а остальная часть увеличения де-

нежного предложения  вызвана кредитной эмиссией банковской систе-

мы.    

 Естественно,  скупка  ценных  бумаг не является единственной

возможностью  Центробанка на открытом рынке.  Он может не  только

покупать,  но  и  продавать государственные облигации.  Механизм

этой операции таков.    

 При продаже  Центральным  банком  ценных бумаг коммерческим

банкам те выписывают чеки  на  свои  корреспондентские  счета  в

Центробанке.  Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая ре-

зервы банков на соответствующие суммы.    

 При продаже  государственных облигаций юридическим  лицам, не

являющимся коммерческими  банками,  и  населению,  получается,  в

сущности,  аналогичный  результат.  Покупатели оплачивают ценные

бумаги чеками на свои банки.  Центральный банк уменьшает на  эту

сумму резервы, а коммерческий банк покупателя - его  трансакцион-

ный депозит.  В результате происходит изъятие резервов  из  бан-

ковской системы.     

 Важно отметить, что уменьшение объема денежной  массы в эко-

номике  происходит в этих двух случаях не совсем одинаково.  При

продаже ценных бумаг коммерческому банку уменьшаются  его  резер-

вы;  при продаже облигаций иным участникам делового оборота сок-

ращаются не только резервы, но и непосредственно  в ходе операции

- их депозитные  счета. Проиллюстрируем это математически.     

 в первом  случае:    

 ^ M = - F * BM ;    

 во втором случае:     

 ^ M = - F - F * ( 1 - 1 / BM) * BM = - F * BM.    

 Как видно из  этих  уравнений,  главные  результаты  продаж

Центральным  банком ценных бумаг (вне зависимости от типа рыноч-

ного контрагента) будут одинаковыми. Произойдет изъятие  резервов

из системы  коммерческих банков (прямо пропорционально  банковско-

му мультипликатору). Денежное предложение снизится.    

 Ведущую роль  в  операциях на открытом рынке играют коммер-

ческие банки  и иные финансовые институты.  Частные лица  практи-

чески не заключают  сделок напрямую с Центральным банком.     

 Но что  же заставляет коммерческие банки  и население идти на

покупку или  продажу государственных облигаций  и заключать сделки

с Центральным  банком? Дело заключается в тривиальном  взаимодейс-

твии спроса и предложения. Когда Центробанк решает покупать цен-

ные бумаги,  спрос на них возрастает,  цена растет, а процентная

ставка  падает.  Это стимулирует "сброс" облигаций контрагентами

Центробанка.  При продаже бумаг Центробанком увеличивается пред-

ложение,  падает цена,  растет процентная ставка. Это приводит к

активнейшей скупке государственных долговых обязательств.     

 По форме  проведения рыночные операции Центрального банка с

ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными.  Прямая опе-

рация представляет собой обычную покупку либо продажу.  Обратная

заключается в  купле-продаже ценных бумаг с  обязательным соверше-

нием обратной сделки по заранее установленному курсу.  Этот инс-

трумент денежного  регулирования чрезвычайно популярен  в  странах

с развитой рыночной экономикой.  Так, доля обратных операций (по

отношению к  совокупному объему операций на открытом  рынке)  для

центральных банков ведущих промышленно развитых стран  составляет

от 82 до 99,6%.    

 Обратные  операции на открытом рынке,  как правило, осущест-

вляются путем  заключения соглашений между Центральным  банком  и

коммерческими  банками  о покупке государственных ценных бумаг с

обязательством  их  обратной  продажи  через  определенный  срок

(обычно один  или два месяца) по заранее  оговоренной цене.    

 Обратные  операции осуществляются Центральным  банком в стро-

го  определенный день недели.  День покупки совпадает с днем об-

ратной продажи  ценных бумаг.  В данных операциях получают  право

участвовать  отнюдь не все банки,  а лишь те,  которые открыли в

Центробанке специальные  счета по хранению и учету ценных бумаг.    

 Суть операций  заключается в том, что Центральный  банк пред-

лагает рыночным контрагентам продать ему ценные бумаги на  усло-

виях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством

их обратной продажи через несколько недель.  Причем все процент-

ные выплаты  по ценным бумагам получают исключительно  контрагенты

Центробанка.    

 Предметом  торгов служит ставка процента,  уплачиваемая ком-

мерческими банками  за пользование денежными средствами, получен-

ными от продажи  облигаций на срок.  Таким образом, обратные опе-

рации на открытом рынке представляют собой  аналог  кредита  под

залог ценных бумаг - ломбардного кредита.  В этом случае Центро-

банк - кредитор в последней  инстанции  -  использует  механизм,

сходный с учетной  операцией.  С экономической,  а не юридической

точки зрения, разница  заключается в том, что ставку процента при

обратных операциях  определяет не только Центральный банк,  но и

все коммерческие банки, участвующие в аукционе.    

 Следует отметить,  что благодаря проведению операций по по-

купке  ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи

Центральный банк будет иметь возможность не  только  производить

инъекции в  банковскую систему с целью расширения масштаба креди-

тования,  но и сокращать  совокупные  резервы,  мультипликативно

уменьшая денежную массу.  Ведь если объем обратной продажи ранее

купленных государственных  облигаций  превышает  суммарный  объем

новых контрактов,  это приведет к сокращению совокупных резервов

и, как следствие, изъятию денег из экономики.    

 В настоящее  время  в мировой экономической практике именно

операции на открытом рынке являются основным средством  регулиро-

вания денежного  предложения. Это вызвано их прежде всего необык-

новенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего вли-

ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных  отрезках,

сглаживать нежелательные  колебания денежной массы.    

 В России  рынок  государственных  облигаций  высоко  развит

(правда, скорее  количественно,  нежели качественно).  Правда, их

роль в денежно-кредитной  политике несколько отличается  от  той,

которую они  играют в западных странах.  Безусловно, в любом слу-

чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель -

финансирование  бюджетного дефицита.  Однако как инструмент моне-

тарного регулирования  государственный долг применяется  в  России

весьма своеобразно.     

 Казначейские  обязательства,  например,  являются  беспреце-

Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка