Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:14, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень
демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не
нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса.
Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической
свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование
хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые
этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В
этом заключается одно из главных различий между двумя основными
направлениями экономической политики страны: монетарным и фис-
кальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство,
изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полу-
ченные в результате непосредственного вмешательства в деятель-
ность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для
реализации трансфертной программы, а также для финансирования
иных государственных расходов.
Введение ..................................................... 2
Глава 1. Методы и типы монетарного регулирования ............. 5
Глава 2. Операции на открытом рынке .......................... 8
Глава 3. Изменение учетной ставки ........................... 12
Глава 4. Пересмотр резервных требований ..................... 15
Глава 5. Макроэкономические результаты денежно-кредитной полити-
ки .......................................................... 19
Глава 6. Монетарная политика, валютный курс и международная тор-
говля ....................................................... 23
Заключение .................................................. 26
Использованная литература ................................... 27
бюджета.
Под определение операций на открытом рынке - вторичном -
подпадают действия с долгами государства, уже находящимися в об-
ращении и имеющими форму облигаций (а не суррогата денег типа
КО). Только когда облигации (в России - ГКО) приобретут своего
первого владельца, они смогут выступать в качестве объекта опе-
раций Центрального банка на открытом рынке.
Предположим, центральный банк собирается купить облигации
на открытом рынке. Каковы его потенциальные контрагенты? Их мож-
но разбить на 2 группы: финансовые посредники (главным образом
коммерческие банки) и участники делового оборота, не являющиеся
финансовыми посредниками (любые юридические и физические лица).
Покупка у них облигаций вызовет увеличение предложения денег,
однако происходить это будет по-разному.
Предположим, центральный банк покупает облигации у како-
го-то коммерческого банка. Естественно, он не станет платить на-
личностью. Центробанк произведет оплату увеличением резервов
коммерческого банка на сумму покупки. В результате возрастет
способность банка к кредитованию.
Теперь рассмотрим другой случай. Частному лицу или фирме
центральный банк заплатит выписанным на себя чеком. Получивший
чек контрагент вкладывает его на трансакционный депозит в свой
банк; банк же посылает этот чек в центральный банк для учета. В
результате коммерческий банк увеличивает свои резервы, а значит
и способность к кредитованию.
Однако налицо существенная разница в результатах этих мно-
гоступенчатых сделок. В первом случае увеличиваются лишь резервы
коммерческого банка (которые, правда, он может использовать в
качестве покрытия для кредитов). Во втором случае помимо резер-
вов увеличиваются и чековые вклады, то есть сразу же возрастает
денежная масса М1. Рассмотрим это различие более подробно при
помощи математических уравнений.
Пусть ^ М
- изменение денежного
лаченная центральным банком за облигации, BM - банковский муль-
типликатор. Тогда получаем
для первого случая:
^ M = F * BM ;
для второго случая:
^ M = F + F * (1 - 1 / BM) * BM = F * BM.
Получается, что денежное предложение одинаково изменилось
как в первом, так и во втором случае. Однако структура денежной
массы в этих ситуациях изменилась неодинаково: в первом случае
чековые вклады в банках увеличиваются только за счет кредитной
эмиссии коммерческих банков; во втором случае денежная масса из-
менилась на F (что составляет долю 1 / BM в общем увеличении аг-
регата М1) за счет того, что покупатель облигации вкладывает чек
на текущий счет в своем банке, а остальная часть увеличения де-
нежного предложения вызвана кредитной эмиссией банковской систе-
мы.
Естественно, скупка ценных бумаг не является единственной
возможностью Центробанка на открытом рынке. Он может не только
покупать, но и продавать государственные облигации. Механизм
этой операции таков.
При продаже Центральным банком ценных бумаг коммерческим
банкам те выписывают чеки на свои корреспондентские счета в
Центробанке. Национальный банк учитывает эти чеки, уменьшая ре-
зервы банков на соответствующие суммы.
При продаже
государственных облигаций
являющимся коммерческими банками, и населению, получается, в
сущности, аналогичный результат. Покупатели оплачивают ценные
бумаги чеками на свои банки. Центральный банк уменьшает на эту
сумму резервы, а коммерческий банк покупателя - его трансакцион-
ный депозит. В результате происходит изъятие резервов из бан-
ковской системы.
Важно отметить,
что уменьшение объема
номике происходит в этих двух случаях не совсем одинаково. При
продаже ценных
бумаг коммерческому банку
вы; при продаже облигаций иным участникам делового оборота сок-
ращаются не только резервы, но и непосредственно в ходе операции
- их депозитные
счета. Проиллюстрируем это
в первом случае:
^ M = - F * BM ;
во втором случае:
^ M = - F - F * ( 1 - 1 / BM) * BM = - F * BM.
Как видно из этих уравнений, главные результаты продаж
Центральным банком ценных бумаг (вне зависимости от типа рыноч-
ного контрагента) будут одинаковыми. Произойдет изъятие резервов
из системы коммерческих банков (прямо пропорционально банковско-
му мультипликатору). Денежное предложение снизится.
Ведущую роль в операциях на открытом рынке играют коммер-
ческие банки и иные финансовые институты. Частные лица практи-
чески не заключают сделок напрямую с Центральным банком.
Но что
же заставляет коммерческие
покупку или
продажу государственных
с Центральным банком? Дело заключается в тривиальном взаимодейс-
твии спроса и предложения. Когда Центробанк решает покупать цен-
ные бумаги, спрос на них возрастает, цена растет, а процентная
ставка падает. Это стимулирует "сброс" облигаций контрагентами
Центробанка. При продаже бумаг Центробанком увеличивается пред-
ложение, падает цена, растет процентная ставка. Это приводит к
активнейшей скупке государственных долговых обязательств.
По форме проведения рыночные операции Центрального банка с
ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая опе-
рация представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная
заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным соверше-
нием обратной сделки по заранее установленному курсу. Этот инс-
трумент денежного
регулирования чрезвычайно
с развитой рыночной экономикой. Так, доля обратных операций (по
отношению к совокупному объему операций на открытом рынке) для
центральных банков ведущих промышленно развитых стран составляет
от 82 до 99,6%.
Обратные операции на открытом рынке, как правило, осущест-
вляются путем заключения соглашений между Центральным банком и
коммерческими банками о покупке государственных ценных бумаг с
обязательством их обратной продажи через определенный срок
(обычно один или два месяца) по заранее оговоренной цене.
Обратные
операции осуществляются
го определенный день недели. День покупки совпадает с днем об-
ратной продажи ценных бумаг. В данных операциях получают право
участвовать отнюдь не все банки, а лишь те, которые открыли в
Центробанке специальные счета по хранению и учету ценных бумаг.
Суть операций
заключается в том, что
лагает рыночным контрагентам продать ему ценные бумаги на усло-
виях, определяемых на основе аукционных торгов, с обязательством
их обратной
продажи через несколько
ные выплаты по ценным бумагам получают исключительно контрагенты
Центробанка.
Предметом
торгов служит ставка процента,
мерческими банками
за пользование денежными
ными от продажи облигаций на срок. Таким образом, обратные опе-
рации на открытом рынке представляют собой аналог кредита под
залог ценных бумаг - ломбардного кредита. В этом случае Центро-
банк - кредитор в последней инстанции - использует механизм,
сходный с учетной операцией. С экономической, а не юридической
точки зрения, разница заключается в том, что ставку процента при
обратных операциях определяет не только Центральный банк, но и
все коммерческие банки, участвующие в аукционе.
Следует отметить, что благодаря проведению операций по по-
купке ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи
Центральный банк будет иметь возможность не только производить
инъекции в банковскую систему с целью расширения масштаба креди-
тования, но и сокращать совокупные резервы, мультипликативно
уменьшая денежную массу. Ведь если объем обратной продажи ранее
купленных государственных облигаций превышает суммарный объем
новых контрактов, это приведет к сокращению совокупных резервов
и, как следствие, изъятию денег из экономики.
В настоящее время в мировой экономической практике именно
операции на открытом рынке являются основным средством регулиро-
вания денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необык-
новенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего вли-
ять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках,
сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
В России рынок государственных облигаций высоко развит
(правда, скорее количественно, нежели качественно). Правда, их
роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той,
которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом слу-
чае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель -
финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент моне-
тарного регулирования государственный долг применяется в России
весьма своеобразно.
Казначейские обязательства, например, являются беспреце-
Информация о работе Денежно кредитная политика Центрального банка