Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:41, курс лекций
Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций и населения. В российской экономической практике были и в определенной степени остаются распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции. По закупочным ценам производителей государство приобретает товары для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера и Вооруженных сил, а также для создания государственных резервов.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ЦЕН
1. Виды цен и их регулирование
2. Общая структура цены
3. Зависимость между ценой и затратами в рыночной экономике
4. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен
5. Эластичность спроса по цене
6. Ценообразование на разных типах рынках
Тема 2. Ценовая политика в условиях рынка
1. Понятие ценовой политики
2. Постановка задач ценообразования
ИТД.
Инфляция такого
рода, как правило, возникает как
следствие непродуманного увеличения
государственным банком объема денежной
массы. При расчетливой денежно-
В дореформенный
период современной России
Начавшаяся
в потребительском секторе
В России неразвитость рыночных структур в сочетании с монополизмом производителей привели к непрерывному и резкому росту цен на продукцию во многих отраслях. Использование продукции одних отраслей другими (в качестве сырья, материалов и т. д.) в наших условиях ведет к росту издержек, снижению прибыли и делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне цен и спроса. Чтобы поддержать производство, государству необходимо расширить спрос на деньги и создать условия для роста цен путем увеличения денежной массы, то есть повышения доходов потребителей: именно так работает механизм «инфляции издержек».
Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку такая борьба связана с формированием рыночных структур и структурной перестройкой производства. Инфляция издержек имеет место и в российской экономике. Ее причина – опережающий рост цен на ресурсы (прежде всего, энергетические) по сравнению с ценами на потребительские товары.
Российский тип инфляции, однако, уникален и отличается от классического. Во-первых, в условиях развитой рыночной экономики антиинфляционные меры ориентированы на преодоление инфляции через эффективное восприятие механизмом рыночной саморегуляции внешних импульсов, идущих от государства. Во-вторых, в нашей стране инфляция развивается в условиях, когда руководство экономикой осуществляется различными способами:
– используются реформаторские подходы, ориентированные на рыночную экономику;
– действуют и старые подходы, воспроизводящие традиции плановой распределительной системы. В результате для экономических, в том числе инфляционных, процессов характерна сильная «политическая составляющая».
В-третьих, темпы роста цен в России весьма высоки по сравнению с темпами роста цен в развитых странах.
Положительным результатом либерализации цен стала практически полная ликвидация товарного дефицита, отрицательным – развитие инфляционных процессов. Превращение неудовлетворенного спроса в инфляцию обнаружило неэффективную структуру экономики. Решение данной проблемы связано с инвестициями – однако инфляция мешает созданию благоприятных условий для них.
Главные факторы, вызывающие инфляцию – как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек – коренятся в производстве. При инфляции спроса изменения в уровне цен вызывает избыточный спрос. В таком случае покупатели имеют возможность покупать товаров больше, чем произведено, – избыточный спрос вызывает рост цен.
Рост цен при инфляции издержек вызывают факторы, ведущие к повышению затрат на единицу продукции. При действующем уровне цен рост издержек уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения; сокращение предложения ведет к новому росту цен.
Главные факторы инфляции издержек – рост заработной платы и повышение цен на производственные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие, услуги транспорта и т. д.).
В реальной хозяйственной жизни трудно отличить один тип инфляции от другого. Например, при резком росте расходов на оборону возникает инфляция спроса. Рост цен в подобном случае ведет и к повышению стоимости материальных ресурсов. Повышение заработной платы также вызывает увеличение издержек и, как следствие, рост цен на конечную продукцию. Несмотря на то, что имеет место инфляция спроса, для многих фирм она оборачивается инфляцией издержек.
Инфляция спроса и инфляция издержек имеют, тем не менее, еще одно существенное различие: инфляция спроса продолжается до тех пор, пока чрезмерны расходы, а инфляция издержек гасит сама себя. В результате снижения предложения объем производства и занятости сокращается, что приводит к ограничению роста издержек, то есть инфляция издержек ведет к спаду производства, сдерживающему дальнейшее повышение издержек.
Инфляция измеряется
с помощью следующих
– индексов цен и покупательной способности рубля;
– темпов инфляции, индексов заработной платы и реальных доходов населения.
В практических расчетах для оценки уровня инфляции используют:
– индексы потребительских цен;
– индексы цен производства;
– дефлятор.
Дефлятор – это отношение номинального ВВП данного года к ВВП, измеренному в ценах базового года, то есть к реальному ВНП. В отличие от индекса потребительских цен и индекса цен производства, дефлятор характеризует не только изменение цен, но и изменения структуры «корзины» благ.
3. Оценка инфляционного ожидания
Ценовую стратегию предприятия в условиях инфляции нельзя надежно обосновать без оценки инфляционного ожидания. Нужен обдуманный прогноз изменения цен на продукцию фирмы и приобретаемые ресурсы с учетом общей инфляции цен в экономике.
Оценка инфляционного
ожидания при обосновании ценовой
стратегии предприятию необходи
– учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии предприятия;
– обоснования цен на продукцию предприятия и потребляемые ресурсы;
– учета изменения цен при разработке бизнес-плана;
– учета влияние изменения цен на выручку и доход предприятия;
– оценки изменения цен на издержки производства и реализации (оборудование, сырье, зарплату);
– расчета относительных цен и выбора оптимальной структуры производства;
– оценки финансовых результатов деятельности (прибылей-убытков, ликвидности, платежеспособности).
Для оценки инфляционного ожидания на практике используют следующие показатели:
– индекс потребительских цен (ИПЦ), который систематически рассчитывается Госкомстатом России (еженедельно по данным текущей отчетности и ежемесячно по отношению к договору предыдущего года);
– индекс цен промышленной продукции, применяемый для оценки инфляции цен на промышленную продукции; данный показатель рассчитывается ежемесячно по отношению к декабрю предыдущего года;
– индекс тарифов на грузовые перевозки, представляющий динамику цен на транспортные услуги по всем видам транспорта;
– индекс цен на материально-технические ресурсы; его рассчитывают органы статистики на основе данных о средних ценах по группам производственно-технической продукции, приобретаемой предприятиями для текущего потребления;
– индекс цен на сельскохозяйственную продукцию; в силу сезонности сельскохозяйственного производства наиболее достоверен индекс, исчисленный по товарной продукции отчетного года к предстоящему году, то есть в среднем за соответствующие годы;
– индекс цен на услуги для населения, особенно важный для предприятий сферы обслуживания.
Тема 7. Методы расчета цены в рыночной экономике
1. Понятие и система ценовых методов
Ценовые методы — методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой ценовой стратегии. Система таких методов схематично подставлена на рис. 26:
Рис. 26. Система ценовых методов (методов ценообразования).
2.
Основные методы
Расчетные методы ценообразования
Расчетные методы основаны, главным образом, на учете внутрипроизводственных условий фирмы. Вследствие применения методов данной группы фирма находит желаемый уровень цен, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры.
В рамках расчетных
методов принято в первую очередь
рассматривать затратные
Метод полных издержек означает формирование цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.
Такой метод
используют фирмы, положение которых
близко к монопольному и сбыт продукции
которых практически
Главное достоинство метода полных издержек состоит в его простоте. Основа определения цены – реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляют необходимую фирме прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.
Однако данный метод имеет существенные недостатки:
– он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос;
– использование подобного метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.
Метод стандартных (нормативных) издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
Данный метод дает возможность факторного анализа издержек. Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек заключается в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей.
Подобный метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования. Цены, определенные на базе прогрессивных или идеальных стандартов (норм), с одной стороны, ориентируют фирмы на снижение издержек, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать; с другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентоспособны на рынке, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.
Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) издержек – определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детально изучить методы производства, технические характеристики и цены аналогичной продукции конкурентов, требования, предъявляемые к данной продукции на мировом рынке, и т. п. Кроме того, стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получить идеальные стандарты не всегда удается. Однако лучше иметь не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще не иметь никакого, поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ издержек по отклонениям и выявить причину недостаточной эффективности производства.
Метод прямых издержек – формирование цен на основе прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты – поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Главное преимущество такого метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах объема производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и, соответственно, рентабельность.