Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:41, курс лекций

Описание работы

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций и населения. В российской экономической практике были и в определенной степени остаются распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции. По закупочным ценам производителей государство приобретает товары для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера и Вооруженных сил, а также для создания государственных резервов.

Содержание

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ЦЕН
1. Виды цен и их регулирование
2. Общая структура цены
3. Зависимость между ценой и затратами в рыночной экономике
4. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен
5. Эластичность спроса по цене
6. Ценообразование на разных типах рынках
Тема 2. Ценовая политика в условиях рынка
1. Понятие ценовой политики
2. Постановка задач ценообразования
ИТД.

Работа содержит 1 файл

cenoobraz.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней  торговле, как и на внутреннем рынке, определяется конкретной рыночной ситуацией. Принципиально понятие цены сходно и для внутреннего рынка, и  для внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, – это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий – ценообразующих факторов. По характеру, уровню и сфере действия они делятся на пять групп.

1. Общеэкономические факторы действуют независимо от вида продукции и конкретных условий производства и реализации. К ним относятся:

– экономический  цикл;

– состояние совокупного спроса и предложения;

– инфляция.

2. Конкретно экономические факторы определяются особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

– издержки;

– прибыль;

– налоги и сборы;

– предложение  и спрос на данный товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

– потребительские  свойства: качество, надежность, внешний  вид, престижность.

3. Специфические факторы действуют только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

– сезонность;

– эксплуатационные расходы;

– комплектность;

– гарантии и  условия сервиса.

4. Специальные факторы связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов, к которым относятся:

– государственное  регулирование;

– валютный курс.

5. Внеэкономические факторы: политические; военные.

Как мы уже отмечали, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и  предложения. Однако на международном  рынке процесс ценообразования  имеет определенные особенности, с  учетом их следует рассматривать  и действие перечисленных выше ценообразующих факторов. Например, известно, что соотношения спроса и предложения ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем; он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка менее мобильны факторы производства: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы на нем значительно ниже, чем в рамках одного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все подобные обстоятельства отражаются на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг; такие операции имеют международные организационные формы (биржи, аукционы и т. п.) или выражаются в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

Практически на цену предлагаемого товара влияют:

– платежеспособный спрос покупателя данного товара, то есть, попросту говоря, наличие денег;

– объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;

– полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне  предложения действуют следующие  ценообразующие факторы:

– количество товара, предлагаемого на рынке;

– издержки производства и обращения;

– цены на ресурсы  и средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общий фактор для  внутреннего и международного рынка  – замещаемость предлагаемого к  реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие факторы – как экономические, так и внеэкономические.

На мировом  рынке возможно искаженное соотношение  спроса и предложения. При чрезмерном спросе на какой-то товар может возникнуть ситуация, когда на рынок выбрасывают товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая будет некоторое время определять мировую цену и наверняка будет весьма высока. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос: тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком данного продукта на национальном рынке, это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке.)

При работе с  ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цена продавца», то есть предлагаемая продавцом, а, значит, относительно более высокая, и «цена покупателя», то есть принимаемая и уплачиваемая покупателем, а, значит, относительно более низкая. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры есть «рынок продавца», где из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», где из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация по ценам противоположная. Но условия на рынке все время изменяются, что находит отражение в ценах, поэтому рынок должен быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние  два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в  особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые  производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному  потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки, в число которых входят техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляет 60 % в цене поставки.

Развитие науки  и технологии влияет на совершенствование качественных характеристик товара, а с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда и эффективность производства. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастает скорость и надежность) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя, снижаются.

При анализе  цен необходимо учитывать и движение экономического цикла, имеющее в  сфере международных экономических отношений определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются; наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины подобных явлений, тем более в фазе кризиса или подъема.) В зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

 

 

2. Практика и методы определения  внешнеторговых цен

 

Для современного мирового рынка характерно большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей отбор цены. Следует учитывать:

– использование  цен раздельных экспортных и импортных  операций;

– цены при оплате наличными;

– цены, формирующиеся  в рамках обычных коммерческих сделок.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, существенно отличаются от цен в сделках или цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т. д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, так как разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т. п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной  международной торговле, особенно в  торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, заметное место занимают посреднические фирмы, получающие прибыль в результате продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). При этом в цену включаются самые различные составляющие: надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и т. д.

Для изучения и  использования на практике ценовых  показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. Есть специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и временным периодам (для сезонных товаров). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые на мировой рынок товары. Однако такие цены – ориентировочные, они дают экспортеру и импортеру стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался прежним: анализ спроса и предложения, проект цены с учетом ситуации на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Информацию  о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на несколько  групп, которые мы рассмотрим ниже.

 

 

3. Контрактная цена

 

Контрактная цена – это конкретная цена, которую  согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров; она, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они составляют коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача субъекта рынка состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные  цены – цены продавца, публикуемые  в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, показываемые по каналам компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты. Экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен – потоварные и региональные, – публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не сразу реагируют на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

 

 

 

4. Биржевые цены

 

Биржевые цены представляют собой цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся, в основном, сырье и полуфабрикаты. Биржевые цены оперативно отражают все  изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках:  сами биржевые котировки – фактические цены сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли, а именно: условия поставки, платежа и т. д. Существует определенный регламент работы биржи. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Биржевые котировки довольно остро реагируют на различные внешние раздражители, но не отражают тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся откровенно спекулятивные операции.

В международной  практике специалисты ориентируются  на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации: таких, как Лондонская биржа металлов (LME – London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-йоркская биржа хлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).

Цены  аукционов показывают результаты торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данное время. Аукционный вид торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушнина, животные, предметы искусства.

 

 

5. Статистические внешнеторговые цены

 

 

Статистические  внешнеторговые цены публикуются в  национальных и международных статистических справочниках. Такие цены определяют путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной  или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли применяется большое количество различных скидок. (По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок.) Ценовые скидки – метод уторговать цену с учетом состояния рынка и условий контракта. К наиболее распространенным скидкам относятся следующие:

Информация о работе Ценообразование