Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:41, курс лекций
Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций и населения. В российской экономической практике были и в определенной степени остаются распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции. По закупочным ценам производителей государство приобретает товары для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера и Вооруженных сил, а также для создания государственных резервов.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ЦЕН
1. Виды цен и их регулирование
2. Общая структура цены
3. Зависимость между ценой и затратами в рыночной экономике
4. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен
5. Эластичность спроса по цене
6. Ценообразование на разных типах рынках
Тема 2. Ценовая политика в условиях рынка
1. Понятие ценовой политики
2. Постановка задач ценообразования
ИТД.
– скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке; такая скидка может достигать 20–30 % от первоначальной цены;
– скидка для эксклюзивного импортера, когда фирма-импортер – единственный поставщик товара в страну или регион – добивается наилучших условий для продажи данного товара и, по существу, помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны; подобная скидка достигает 10–15 % от первоначальной цены и практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
– скидка «сконто»: в случае полной или частичной предоплаты за поставляемый товар; как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
– скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером; в данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; такая скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара, она характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
– скидка за покупку внесезонного товара; она, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и т. п.
– дилерская скидка, предоставляемая оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам; подобная скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им заданную прибыль.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются как 2–10 % от первоначально предлагаемой цены, хотя возможны и более существенные скидки.
6. Внешнеэкономическое ценообразование в России
Государство в
условиях рыночной экономики может
оказывать прямое или косвенное
влияние на национальное хозяйство,
например, через государственную
собственность и налоговые
Сложившаяся система государственного регулирования цен, наряду с другими формами отраслевой государственной политики, представляет собой комплекс решений по установлению стоимостных пропорций и распределению национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль данной формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.
Важнейший инструмент государственного регулирования – финансовая, денежно-кредитная политика. Составная часть такой политики – воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.
В России роль государства заключается в создании условий для нормального развития рынка, роста предпринимательства, эффективного применения антимонопольного законодательства и т. д. Антимонопольная политика должна обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на такой основе рыночного ценообразования. Либерализация цен не уменьшает, а напротив, увеличивает значение государства в ценообразовании. Государственное вмешательство означает не установление конкретных цен, а воздействие с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработку правовых норм по ценообразованию. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение). В рыночных условиях товаропроизводители разрабатывают цены самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством.
В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены: потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. Кроме того, в рыночной экономике рост затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения, – дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Данную проблему решали за счет увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.
Используя прямые методы, государство непосредственно воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.
К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и т. д. Такие методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.
Оптимально
гибкое сочетание государством прямых
и косвенных методов
Прямое государственное регулирование предполагает корректировку рынка и дополнение рыночного механизма централизованной политикой государства – контролем над важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, что имеет место в России, возникающая равновесная цена не обеспечивает стабильности в экономике, поэтому государство путем регулирования цен должно целенаправленно формировать условия равновесия.
Активная государственная
ценовая политика может обеспечить
прибыльность бизнеса, который не выгоден
для чисто рыночного
При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно гибко меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В подобном случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.
В рыночной экономике недопустимы и чрезмерное регулирование цен со стороны государства, и полный отказ от такого регулирования – прежде всего, на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и неустойчивостью и кризисом производства. В таких условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.
Регулирование
цен путем субсидирования издержек
производства для повышения
В России государственное
регулирование цен
Наряду с прямым регулированием, государство воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Они направлены, в первую очередь, на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. К подобным мерам относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования, как мы указывали, проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.
В последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:
– выплата отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»;
– установление
для производителей, оптовых и
розничных организаций
– установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя;
– установление твердых фиксированных цен;
– установление
предельных цен для предприятий-
– ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов;
– установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен;
– установление
предельного уровня торговых надбавок
к отпускным ценам производител
– установление коэффициентов повышения цен, чтобы сдерживать их рост;
– рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющие юридическую силу.
Декларируется повышение свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она не побуждала предприятия снижать цены, а вела к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.
Применение
административного
Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в таком случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство устанавливает определенные режимы движения цен, «замораживает» или блокирует их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в ценовые решения предприятий и фирм.
Эффективность
различных методов зависит от
правильного выбора условий для
их применения. Получивший распространение
в нашей экономике метод
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы
Одно из важных направлений государственного регулирования цен – контроль над ценами предприятий-монополистов. Государственное регулирование цен на их продукцию предназначено предупреждать, ограничивать и пресекать нарушения государственной дисциплины цен и злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке.
При нарушении
антимонопольного законодательства, выражающемся
в необоснованном завышении свободных
цен на продукцию предприятий-
В России в последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным «социальным» товарам и услугам. Цены на товары, не входящие в число предметов первой необходимости, даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений уровней рентабельности и цен.