Ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:41, курс лекций

Описание работы

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций и населения. В российской экономической практике были и в определенной степени остаются распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции. По закупочным ценам производителей государство приобретает товары для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера и Вооруженных сил, а также для создания государственных резервов.

Содержание

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ЦЕН
1. Виды цен и их регулирование
2. Общая структура цены
3. Зависимость между ценой и затратами в рыночной экономике
4. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен
5. Эластичность спроса по цене
6. Ценообразование на разных типах рынках
Тема 2. Ценовая политика в условиях рынка
1. Понятие ценовой политики
2. Постановка задач ценообразования
ИТД.

Работа содержит 1 файл

cenoobraz.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

– скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок  экспортер в процессе торга предоставляет  скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке; такая скидка может  достигать 20–30 % от первоначальной цены;

– скидка для  эксклюзивного импортера, когда  фирма-импортер –  единственный поставщик  товара в страну или регион –  добивается наилучших условий для  продажи данного товара и, по существу, помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны; подобная скидка достигает 10–15 % от первоначальной цены и практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

– скидка «сконто»: в случае полной или частичной  предоплаты за поставляемый товар; как  правило, такая скидка предоставляется  и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

– скидка традиционному  партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с  одним и тем же экспортером; в  данном случае экспортер уверен в  своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; такая скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара, она характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

– скидка за покупку внесезонного товара; она, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и т. п.

– дилерская  скидка, предоставляемая оптовым  и розничным торговцам, агентам  и посредникам; подобная скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им заданную прибыль.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого  конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются как 2–10 % от первоначально предлагаемой цены, хотя возможны и более существенные скидки.

 

 

 

6. Внешнеэкономическое ценообразование в России

 

 

Государство в  условиях рыночной экономики может  оказывать прямое или косвенное  влияние на национальное хозяйство, например, через государственную  собственность и налоговые меры, процентную ставку и тарифы. Воздействие государства на процессы ценообразования – один из важных и систематически применяемых методов экономической политики.

Сложившаяся система  государственного регулирования цен, наряду с другими формами отраслевой государственной политики, представляет собой комплекс решений по установлению стоимостных пропорций и распределению национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль данной формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государства.

Важнейший инструмент государственного регулирования –  финансовая, денежно-кредитная политика. Составная часть такой политики – воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков с помощью регулирования цен.

В России роль государства  заключается в создании условий  для нормального развития рынка, роста предпринимательства, эффективного применения антимонопольного законодательства и т. д. Антимонопольная политика должна обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое поощрение и развитие на такой основе рыночного ценообразования. Либерализация цен не уменьшает, а напротив, увеличивает значение государства в ценообразовании. Государственное вмешательство означает не установление конкретных цен, а воздействие с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методической помощи, разработку правовых норм по ценообразованию. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение). В рыночных условиях товаропроизводители разрабатывают цены самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством.

В период инфляции спрос может расти вместе с  повышением цены: потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. Кроме того, в рыночной экономике рост затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения, – дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

В России за последние  годы спрос значительно превышал предложение. Данную проблему решали за счет увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Различают методы прямого и косвенного регулирования  цен.

Используя прямые методы, государство непосредственно воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.

К косвенным методам относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и т. д. Такие методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Оптимально  гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования  цен. Как правило, прямо регулируют цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен и оказывают существенное влияние на всю экономику страны: энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и т.д.

Прямое государственное  регулирование предполагает корректировку  рынка и дополнение рыночного  механизма централизованной политикой государства –  контролем над важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, что имеет место в России, возникающая равновесная цена не обеспечивает стабильности в экономике, поэтому государство путем регулирования цен должно целенаправленно формировать условия равновесия.

Активная государственная  ценовая политика может обеспечить прибыльность бизнеса, который не выгоден  для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические  программы, оборонная промышленность, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и т. д.). С подобной целью используют договорные цены, а также государственные заказы и закупки.

При чрезмерном государственном регулировании  цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно гибко меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В подобном случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.

В рыночной экономике  недопустимы и чрезмерное регулирование  цен со стороны государства, и полный отказ от такого регулирования – прежде всего, на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и неустойчивостью и кризисом производства. В таких условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

Регулирование цен путем субсидирования издержек производства для повышения производительности труда в аграрном секторе включает в себя правительственные субсидии на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ. Кроме того, государство (через Министерство сельского хозяйства) стремится поддерживать соотношение между ценами на аграрную продукцию и товары, которые приобретают фермеры.

В России государственное  регулирование цен осуществляется, в основном, посредством коэффициентов  изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного  уровня, ограничения предельного  уровня.

Наряду с  прямым регулированием, государство воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Они направлены, в первую очередь, на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. К подобным мерам относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования, как мы указывали, проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.

В последние  годы государственное регулирование  цен осуществлялось в следующих  формах:

– выплата отдельным  производителям органами исполнительной власти различных уровней дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»;

– установление для производителей, оптовых и  розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям;

– установление твердых оптовых и розничных  торговых наценок и накидок к  отпускным ценам изготовителя;

– установление твердых фиксированных цен;

– установление предельных цен для предприятий-монополистов;

– ограничение  уровня рентабельности предприятий-немонополистов;

– установление сельскохозяйственным предприятиям и  поставщикам льгот по налогам  и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен;

– установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли;

– установление коэффициентов повышения цен, чтобы  сдерживать их рост;

– рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также  единого порядка формирования финансовых результатов, имеющие юридическую силу.

Декларируется повышение свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию  предприятий-монополистов с преобладающим  использованием метода предельного  норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она не побуждала предприятия снижать цены, а вела к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.

Применение  административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: которые еще остались в энергетике, на железнодорожном транспорте, в связи и коммунальном хозяйстве, где осуществляется постепенный переход к различным формам собственности и формированию конкурентной среды.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая  антиинфляционная политика и связанные  с ней меры по косвенному воздействию  на процессы ценообразования в таком  случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство устанавливает определенные режимы движения цен, «замораживает» или блокирует их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в ценовые решения предприятий и фирм.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий для  их применения. Получивший распространение  в нашей экономике метод регулирования  цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически  не используется в мировой практике, поскольку не заинтересовывает предприятия в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируют через ограничения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы

Одно из важных направлений государственного регулирования цен – контроль над ценами предприятий-монополистов. Государственное регулирование цен на их продукцию предназначено предупреждать, ограничивать и пресекать нарушения государственной дисциплины цен и злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке.

При нарушении  антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснованном завышении свободных  цен на продукцию предприятий-монополистов, по данной продукции применяют государственное  регулирование цен – меры экономического и административного воздействия, предусмотренные законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В России в последние  годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным «социальным» товарам и услугам. Цены на товары, не входящие в число предметов первой необходимости, даже при их монопольном производстве формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений уровней рентабельности и цен.

Информация о работе Ценообразование