Ценные бумаги и их рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг находится в стадии становления, активно формируются его элементы и инфраструктура.
Основная задача, решаемая на рынке ценных бумаг, - обеспечение взаимодействия нуждающихся в заемном капитале и тех, кто может его предоставить, т.е. эмитентов и инвесторов. Решение этой задачи способствует перераспределение ресурсов на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

Содержание

Общая характеристика российского рынка ценных бумаг стр. 3
Инструменты займа стр. 3
2.1. Облигации стр. 3
2.2. Векселя стр. 8
2.3. Сертификаты стр. 10
Инструменты собственности стр. 11
Структура и классификация рынка ценных бумаг стр. 12
Активность рынка ценных бумаг стр. 14
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16

1. Общая характеристика российского рынка ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

Ценные бумаги и их рынки.docx

— 314.04 Кб (Скачать)

* Индекс АО “АК&М” с базовым  значением 1000 (с 1 сентября 1993 года).

    Существуют различные  виды этого индекса: 

- банковский: рассчитывается по  акциям 10 крупнейших банков;

- отраслевые: рассчитываются на  основе списка эмитентов по  промышленности, транспорту, связи,  торговли и других отраслей  хозяйства; 

- акций приватизированных предприятий:  рассчитывается по акциям 40 предприятий  различных отраслей хозяйства; 

- сводный: рассчитывается по  акциям банков, предприятий промышленности, транспорта, связи, торговли.

    Как показала практика, курсы ценных бумаг российских  эмитентов не всегда совпадали  с динамикой индекса “АК&М”. Это было обусловлено тем, что  для российского фондового рынка  в большей мере характерны  спекулятивные ожидания.

* Индекс SOBI отражает спекулятивные настроения участников рынка ценных бумаг. Он составляется как долларовый, так и рублевый. Для расчета данного индекса используются данные по 20 эмитентам, на акции которых имеется повышенный спрос.

    Следует однако отметить, что поскольку в России доминирует  внебиржевой рынок ценных бумаг,  то большее распространение получили  индексы внебиржевого рынка. К  их числу относятся, прежде  всего: 

* Индексы “Интерфакса”, разработанные  Агентством финансовой информации.

    Существует три отраслевых  индекса “Интерфакса”:

    а) банковский;

    б) предприятий нефтегазового  комплекса; 

    в) предприятий цветной  металлургии. 

    Причем в корзину индексов  б) и в) входят акции предприятий,  которые котируются на внебиржевом  рынке не менее пяти месяцев.  Базисом индекса служит величина, принятая за 100 на 1 декабря 1994 года. Индекс “Интерфакса” рассчитывается  ежедневно. 

* “Солиндекс” – индекс, отражающий  эффективность вложений средств  в ГКО. 

    Совокупность индексов  российского фондового рынка  пополняется индексами региональных  рынков. В 1994 году получил распространение  фондовый индекс Петербурга (ФИП-30), рассчитываемый по курсам акций  30 крупнейших петербургских АО  базовых отраслей промышленности. Рассчитываются такие отраслевые  индексы ФИП-30 по акциям предприятий  машиностроения, предприятий металлообработки, предприятий химической промышленности, торговли, по акциям крупнейших  петербургских банков.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

3. Российская торговая система: 

организация и функционирование

 

3.1. Саморегулируемые организации  в 

Российской Федерации 

   

    Чековая приватизация  привела к образованию огромного  числа акционерных обществ по  всей территории Российской Федерации,  акции которых стали поступать  на фондовый рынок. К 1994 году  возникла объективная необходимость  установления правил торговли  акциями предприятий-эмитентов различных  отраслей хозяйства в связи  с их удаленностью от фондовых центров России (Москвы, Санкт-Петербурга) и недостаточной информативностью об эмитенте.

    В этих условиях в  нашей стране была предпринята  попытка создания системы управления  рынком ценных бумаг через  саморегулируемые организации (американская  модель), что в дальнейшем нашло  свое отражение в Федеральном  Законе “О рынке ценных бумаг” (1996г.). Законом определялись цели  и порядок создания и функционирования  саморегулируемых организаций, которые  осуществляют контроль за деятельностью  своих членов и подчиняются  ФКЦБ.

    Первой саморегулируемой  организацией явилась Профессиональная  ассоциация участников фондового  рынка (ПАУФОР), устав которой  был зарегистрирован в Москве 15 июля 1994года. Учредителями ассоциации  стали 15 ведущих компаний. Данная  ассоциация объединила участников  рынка негосударственных ценных  бумаг, к финансовому состоянию  которых предъявлялись высокие  требования. Вступительный взнос  в ПАУФОР составлял 5000долл. США,  размер собственного капитала  – не менее 50000долл. США с  последующим увеличением до 100000долл. США. 

   

   

   

    Аналогично ПАУФОР (г.  Москва) ряд региональных инвестиционных  компаний Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга стали также объединяться  в саморегулируемые организации.  Основной целью деятельности  этих ассоциаций: раскрытие информации  об эмитентах, которое предполагает, что члены ассоциаций публикуют  в открытой печати свои исследования  и оценки “внутренней” стоимости  акций того или иного эмитента, состояния дел в данной отрасли.  В рамках каждой ассоциации  разрабатывались правила и стандарты  деятельности. Представители ПАУФОР  и других аналогичных саморегулируемых  организаций вошли в Экспертный  Совет при ФК ЦБ.

    После разработки правил  и стандартов деятельности ПАУФОР  перешла к созданию системы  торговли. Вначале (1994 г.) была принята за основу американская торговая система ПОРТАЛ, которая обеспечивала двустороннюю связь между пользователями в офисах и центральным сервером. На межрегиональном уровне связь обеспечивалась через каналы СПРИНТ, а для внутригородских сообщений – через специальные каналы ИСКРА, выделенные местными телефонными станциями (АТС). В июне 1995года система ПОРТАЛ была заменена Российской торговой системой (РТС), которая связала единой сетью четыре внебиржевых рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге.

    Важным моментом для  развития торговли на внебиржевом  рынке стало создание института  маркет-мейкеров, т.е. фирм, берущих  на себя обязательство поддерживать  ликвидность и стабильность торговой  системы. Маркет-мейкер обязан осуществлять ежедневно три двусторонние котировки и две односторонние котировки по акциям наиболее популярных эмитентов, а также использовать стандартный договор купли-продажи, разработанный торговой системой. Однако торговля большими пакетами акций в значительной степени была затруднена из-за не сложившейся системы крупных централизованных депозитариев и расчетно-клиринговых систем.

   

   

    Возникла необходимость  объединения профессиональных регистраторов,  депозитариев, трансфер-агентов. В  середине 1994года была создана  система ПАРТАД, т.е. Профессиональная  ассоциация регистраторов, трансфер-агентов  и депозитариев, которая объединила 199 организаций из 52 регионов России. Эта система призвана обеспечить:

- ликвидность рынка бездокументарных  именных ценных бумаг, появившихся  преимущественно в процессе приватизации  государственных и муниципальных  предприятий; 

- детальную регламентацию прав  на бездокументарные ценные бумаги  на основе стандартов технологии  их учета. 

    Процесс объединения  профессиональных участников фондового  рынка осуществлялся и по другим  направлениям. Для содействия развитию  рынка государственных ценных  бумаг была создана Национальная  ассоциация участников рынка  государственных ценных бумаг  России (НАУРаГ). Эта ассоциация призвана  обеспечить объединение усилий  участников рынка ценных бумаг  и государственных органов в  разработке новых финансовых  инструментов и технологий рынка  государственных ценных бумаг. 

    Участники вексельного  рынка объединились в ассоциацию  АУВЕР. На рубеже 1995-96 г. четыре региональные ассоциации фондового рынка создали межрегиональное объединение ПАУФОР-Россия, которая включала более 150 организаций, а затем произошла дальнейшая интеграция, которая привела к созданию НАУФОР, насчитывающей уже более 500 членов.

    Следует отметить, что  участие в различного рода  ассоциациях становится для профессионалов  рынка ценных бумаг необходимым  в интересах развития своего  бизнеса. Поскольку вышеназванные  ассоциации имеют статус саморегулируемых  организаций, то он позволяет  им оказывать влияние и регулировать  деятельность участников фондового  рынка, а именно вырабатывать  стандарты их деятельности, контролировать  исполнение стандартов и других  норм и т.п. 

   

3.2. Участники Российской торговой  системы (РТС) 

   

    РТС является ведущий  торговой площадкой, на которой  организуется торговля акциями  российских предприятий. Для того  чтобы принять участие в торговых  сессиях РТС, необходимо быть  членом НАУФОР.

    Члены РТС могут иметь  один из трех статусов с  точки зрения организации торговли  в РТС: 

1. Маркет-мейкеры, т.е. участники,  отвечающие определенным требованиям  и взявшие на себя определенные  обязательства, а поэтому обладающие  дополнительными правами по отношению  к другим участникам торговли.

    Основными требованиями, предъявляемыми к маркет-мейкерам, выступают: 

- требования к собственному  капиталу. Согласно расчету по  методике РТС его величина  должна превышать 300 тыс. долл. США; 

- требование раскрывать перед  другими маркет-мейкерами свою  финансовую отчетность;

- требование принимать на себя  дополнительные обязательства, а  именно:

а) постоянно поддерживать в торговой системе при любых рыночных ситуациях  не менее трех двусторонних и двух односторонних котировок.

    Поддержка двусторонних  котировок в РТС означает, что  маркет-мейкер постоянно и одновременно  публично объявляет цены на  покупку и на продажу выбранной  ценной бумаги. Поддержка односторонних  котировок означает, что маркет-мейкеру  достаточно сделать публичную  офферту либо на покупку, либо  на продажу ценной бумаги.

б) минимальный размер торгового  лота по акциям, входящим в листинг  маркет мейкеров, не может быть менее 30 000 долл. США, а по всем прочим акциям – не менее 10 000 долл. США.

 

Дополнительные права, которые  маркет-мейкеры получают в связи  с выполнением взятых на себя дополнительных требований и обязательств, являются следующими:

* право требовать от покупателей-контрагентов, не являющихся маркет-мейкерами,  предоплаты при заключении торговых  сделок;

* право участвовать в разработке  и совершенствовании правил торговли;

* право участвовать в принятии  в состав маркет-мейкеров кандидатов.

2. Торговый член или участник  торговли, имеющий доступ к РТС  в режиме торговли, т.е. с правом  выставления собственных котировок. 

    К торговым членам  РТС предъявляются менее жесткие  требования. Чистый капитал торгового  члена, включающий ликвидные активы  за вычетом совокупной задолженности,  должен составлять не менее  300 тыс. долл. США, а в дилинговом  зале – не менее двух телефонных  линий. В настоящее время статусом  участника торговли, включая маркет-мейкеров  обладают до 200 членов НАУФОР и  РТС. 

3. Прочие члены РТС. К ним  относятся прежде всего информационные  участники, имеющие доступ к  РТС в режиме просмотра, т.е.  без права выставления собственных  котировок. 

    Кроме того, с точки  зрения прав участия в торговле  можно выделить прочих участников  рынка, не являющиеся членами  НАУФОР. Они не обладают никакими  правами в рамках РТС и заключение  сделок с ними регулируется  только требованиями Закона РФ  “О рынке ценных бумаг” и  постановлениями ФК ЦБ.

    Следует отметить, что  правила торговли в РТС различаются  в зависимости от статуса участников:

    - Между членами НАУФОР, имеющими разный статус.

   

   

   

    В случае, если торговая  сделка заключается и одной  из сторон является маркет-мейкер, то независимо от того, кто  является инициатором сделки, порядок  ее заключения определяет маркет-мейкер. При этом контрагент маркет-мейкера  имеет право отказаться от  покупки ценных бумаг у маркет-мейкера  на условиях предоплаты.

    Сделки между участником  торговли и информационным участником, либо другим членом РТС, не  являющимся участником торговли, осуществляются на условиях котировки,  выставленной участником торговли  в РТС. Если же участник торговли  данную ценную бумагу не котирует, то тогда он обязан предложить  свои услуги в качестве брокера.  При этом условия такого брокерского  обслуживания регулируются сторонами  самостоятельно.

    Участник торговли не  имеет права требовать предоплату  от своего контрагента, если  последний является членом НАУФОР. В остальных случаях у него  появляется право на предоплату.

    - Между участниками торговли  с равным статусом.

    Заключение сделок между  маркет-мейкерами, как правило,  осуществляется на условиях предпоставки  ценных бумаг, хотя возможны  и другие договоренности об  условиях сделки.

    При заключении сделок  между членами НАУФОР, не являющимися  маркет-мейкерами, преимуществом  в определении условий торговой  сделки (предоплата или предпоставка) обладает та сторона, к которой  обратились с предложением о  заключении сделки. Если с таким  предложением обратились к участнику  торговли, то сделка заключается  на условиях выставленной им  котировки. При этом данный  участник торговли имеет возможность  выбрать очередность перечисления  денежных средств и поставки  ценных бумаг, т.е. условия сделки.

Информация о работе Ценные бумаги и их рынки