Ценные бумаги и их рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Российский рынок ценных бумаг находится в стадии становления, активно формируются его элементы и инфраструктура.
Основная задача, решаемая на рынке ценных бумаг, - обеспечение взаимодействия нуждающихся в заемном капитале и тех, кто может его предоставить, т.е. эмитентов и инвесторов. Решение этой задачи способствует перераспределение ресурсов на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

Содержание

Общая характеристика российского рынка ценных бумаг стр. 3
Инструменты займа стр. 3
2.1. Облигации стр. 3
2.2. Векселя стр. 8
2.3. Сертификаты стр. 10
Инструменты собственности стр. 11
Структура и классификация рынка ценных бумаг стр. 12
Активность рынка ценных бумаг стр. 14
Заключение стр. 15
Список используемой литературы стр. 16

1. Общая характеристика российского рынка ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

Ценные бумаги и их рынки.docx

— 314.04 Кб (Скачать)

    Депозитарии несут материальную  ответственность своим собственным  капиталом за добросовестное  выполнение своих функций. Минимальный  размер собственного капитала  для депозитарно-попечительской  деятельности составляет 50 тыс. ЭКЮ,  для депозитарно-хранительной деятельности  – 1 млн. ЭКЮ, а для клиринговой  деятельности – 100 тыс. ЭКЮ. 

6. Операции с государственными  ценными бумагами 

и технология их проведения

 

6.1. Особенности обращения государственных 

ценных бумаг 

   

    К государственным ценным  бумагам относятся федеральные  и субфедеральные государственные  долговые обязательства, а также  муниципальные облигационные займы  (МКО).

    Государственные ценные  бумаги субъектов федерации и  муниципальные займы обеспечивают  пополнение соответствующих бюджетов  для финансирования целевых программ. Размещение этих займов осуществляется, как правило, на краткосрочной  основе по схеме функционирования  ГКО. 

    Так, например, МКО в  Санкт-Петербурге является дисконтной  ценной бумагой, выпускается сроком  обращения на 3, 6, 9, 12 месяцев. Эмитентом  МКО выступает правительство  города, агентом которого становится  комитет экономики и финансов. Гарантией погашения МКО является  выделение статьи доходов бюджета  “ налог на имущество “,  а также недвижимость, выделяемая  из Фонда имущества Санкт-Петербурга. Банковская гарантия погашения  и поддержания ликвидности вторичного  рынка обеспечивается кредитной  линией, открываемой в банке –  держателе счетов бюджета города  для комитета экономики и финансов.

    Федеральные государственные  ценные бумаги представляют денежные  долговые обязательства, посредством  которых оформляется государственный  долг Российской Федерации. Эмитентом  облигаций федерального займа  является правительство РФ, агентом  которого по организации выпуска федеральных государственных ценных бумаг становится Министерство финансов РФ.

   

   

    По срокам обращения  государственные ценные бумаги  классифицируются на:

    - краткосрочные (до 1 года);

    - среднесрочные (1 – 5 лет);

 

   - долгосрочные (5 – 30 лет).

    Доход по государственным  ценным бумагам может быть  получен инвестором в виде:

* дисконта от номинала;

* купона, процента;

* дисконта от номинала и купона  одновременно;

* премии, выигрыша.

    В настоящее время  в стране обращаются следующие  основные виды федеральных государственных  ценных бумаг: 

1. Государственные долгосрочные  облигации 1991 года выпуска, сроком  обращения 30 лет, с выплатой  купонного дохода 15% ежегодно.

2. Государственные краткосрочные  облигации (ГКО) сроком обращения  3, 6, 12 месяцев, выпускаемые в безбумажной  форме в виде записей на  счетах “депо”, купонов не имеют.  Распространяются на аукционах  с дисконтом от номинала.

3. Облигации федерального займа  (ОФЗ) сроком обращения (1 –  5 лет), выпускаемые в безбумажной  форме, с выплатой постоянного,  либо переменного купонного дохода  ежеквартально. По ОФЗ с переменным  купоном размер дохода определяется  исходя из средневзвешенного  дохода по ГКО за соответствующий  период.

4. Облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) сроком обращения  один год, на предъявителя, с  выплатой купонного дохода по  официально объявленной ставке  Минфина РФ и премии ежеквартально. 

 

5. Облигации внутреннего государственного  валютного займа 1993 года выпуска,  номиналом 1,10, 100 тыс. долларов  США, с выплатой купонного дохода 3% ежегодно 14 мая. 

6. Облигации государственного нерыночного  займа 1996 года выпуска, эмитированные  в бездокументарной форме, с  выплатой дохода в виде установленного  процента от номинала, без права  обращаться на вторичном фондовом  рынке. 

7. Государственные жилищные сертификаты  выпускаются для граждан России, лишившихся жилья в результате  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий, номиналом в квадратных  метрах жилой площади и сроком предъявления к погашению один год с момента выдачи, являются нерыночной ценной бумагой.

    Следует отметить, что  появление ОФЗ было обусловлено  необходимостью привлечения денежных  средств в бюджет на более  длительные сроки, а также необходимостью  снижения стоимости обслуживания  государственного долга, поскольку  практика размещения ГКО привела  к установлению сверхнизкой цены  отсечения. 

    Выпуск ОГСЗ обусловлен  необходимостью обеспечения гарантий  сохранности сбережений населения  и стабилизации ситуации на  денежном рынке и рынке ценных  бумаг. Процентная ставка по  купону ОГСЗ ориентирована на  купонную ставку ОФЗ с переменным  купоном. Распространение этих  облигаций осуществляется через  уполномоченные банки и финансовые  институты, имеющие лицензии на  право профессиональной деятельности  с населением.

    Организации, чьи заявки  приняты Минфином РФ называются  уполномоченными дилерами по  распространению займа. Между  дилером и Минфином заключается  договор. Особенность размещения  ОГСЗ на фондовом рынке заключается  в том, что дилеры выкупают  облигации у Минфина и затем  продают их населению, либо  организациям по рыночным ценам.  При этом дилеры обязаны в  течение 60 дней с момента получения  ОГСЗ реализовать не менее  90% выкупленного объема, из них  не менее 50% - за наличный расчет  населению. 

    В случае несвоевременного  перечисления денежных средств  Минфину за полученные на реализацию  ОГСЗ, дилер уплачивает пеню в  размере однодневного процентного  дохода по купону за каждый  день просрочки. При задержке  дилером сроков оплаты на 5 –  15 дней эмитент вправе расторгнуть  договор. Аналогичная ответственность  наступает у Минфина РФ в  случае несвоевременной передачи  дилеру облигаций, т.е. по истечении  2 рабочих дней с момента поступления  денег на счет эмитента.

    Кроме того, особенностью  обращения ОГСЗ являются:

* отсутствие единого торгового  центра;

* котировки по облигациям уполномоченные  дилеры объявляют самостоятельно;

* они не подлежат переоценке.

   

   

6.2. Функции Центробанка 

на рынке государственных ценных бумаг 

   

    Центробанк РФ осуществляет  размещение и обслуживание рынка  ГКО, гарантирует своевременное  погашение выпущенных ГКО. Для  осуществления этой деятельности  он выступает в качестве агента  Минфина по обслуживанию выпуска  ГКО, дилера, контролирующего органа, организатора денежных расчетов  на рынке ГКО. 

    В функции агента Центробанк  осуществляет следующую деятельность:

1. За 10 дней до даты проведения  аукциона Минфин РФ передает  в Центробанк России глобальный  сертификат выпуска ГКО. За 7 дней  до начала размещения ГКО Центробанк  объявляет параметры выпуска  в своих бюллетенях.

2. Устанавливает требования к  технологическому обеспечению рынка  ГКО: торговой системе (ММВБ), расчетным  центрам, головному депозитарию  и субдепозитариям дилеров. 

3. Устанавливает требования к  дилерам. На рынке ГКО дилером  могут быть инвестиционные институты,  банки и другие, являющиеся профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  и заключившие с Центробанком  договор на выполнение функций  по обслуживанию операций с  ГКО. Число дилеров не превышает  230.

    Дилер имеет право  совершать сделки от своего  имени и за свой счет, а также  выполнять функции финансового  брокера при заключении сделок  от своего имени, но за счет  и по поручению Инвестора. Более  того, дилер сам должен быть  инвестором в ГКО к моменту  подачи заявления на выполнение  функций дилера не менее 6 месяцев. 

    У дилеров – небанковских  организаций размер собственного  капитала не должен быть менее  250 тыс. руб., а у дилеров - коммерческих  банков – не менее 1 млн.  экю. При этом к коммерческим  банкам предъявляются дополнительные  требования:

* отсутствие дебетового сальдо  по корреспондентскому счету  в Банке России за последние  6 месяцев от даты подачи заявки;

* отсутствие просроченной задолженности  по кредитам, предоставленным Центробанком;

* выполнение обязательных экономических  нормативов за последние 3 месяца  до даты подачи заявки;

* наличие просроченной задолженности  по предоставленным клиентам  кредитам не более 20% от общей  суммы выданных кредитов;

* выполнение требований по формированию  фонда обязательных резервов  в Банке России и создание  резервов на возможные потери  по ссудам и по операциям  с ценными бумагами;

* наличие резервного фонда в  размере не менее 10% от фактически  оплаченного уставного капитала;

* другие.

1. Устанавливает правила торговли  и проводит аукционы по первичной  продаже ГКО. Общая схема организации  торговли на первичном рынке  ГКО может быть представлена  в виде следующих этапов:

- Дилер подает заявку на приобретение  ГКО в размере не менее 0,25% от объявленного объема эмиссии  по номиналу. При подаче заявки  дилер должен учитывать, что  он не может иметь более  20% от размещенного объема ГКО,  находящихся в обращении, сроком  погашения в течение 14 дней. На  аукционы принимаются заявки  двух типов: конкурентные заявки, в которых указывается цена покупки и процент участия в аукционе (объем) покупки, и неконкурентные заявки, где отражается сумма денежных средств на покупку по средневзвешенной цене аукциона. Соотношение конкурентных и неконкурентных заявок составляет 70/30.

    Запрещается предварительный  сговор дилеров по ценовым  условиям аукционов. Договора  с инвесторами дилер заключает  в форме договоров комиссии.

- Дилеры в расчетном центре  открывают торговые счета для  расчетов по ГКО. 

    До начала аукциона  дилеры переводят на свои торговые  счета денежные средства т.е.  открывают свои денежные позиции.  На период аукциона торговые  счета блокируются до завершения  расчетов.

    Конкурентные заявки  удовлетворяются полностью по  указанным в заявках ценам,  но не ниже минимальной цены  продажи или так называемой  цены отсечения. Цену отсечения  определяет Минфин РФ на основе  анализа всех поступивших заявок  на аукцион. Она устанавливается  на уровне, обеспечивающем максимальный  объем размещения ГКО. 

2. Осуществляет по поручению  Минфина РФ дополнительную продажу  на вторичном рынке непроданных  на аукционе облигаций; 

    3. Организует операции  по погашению ГКО. 

   

    В качестве дилера  Центробанк РФ осуществляет деятельность  по купле - продаже ГКО на  вторичном рынке от своего  имени и за свой счет, сбор  и исполнение заявок инвесторов. В случае необходимости он  делегирует свои дилерские полномочия  территориальным управлениям Центробанка. 

    При этом функции дилера  Центробанк осуществляет в следующих  случаях: 

* при предоставлении Минфину  РФ краткосрочного кредита на  покрытие дефицита государственного  бюджета; 

* при предоставлении кредита  на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска  и погашения ГКО. 

    В обоих случаях ГКО  Центробанк РФ приобретает по  средневзвешенной цене аукциона  и в пределах лимита кредитования  федерального правительства. 

    Следует иметь в виду, что выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения  было продано не менее 20% от  общего объема облигаций, предлагавшихся  на аукционе.

    Центробанк РФ как  контролирующий орган на рынке  ГКО осуществляет деятельность:

- по сбору информации о ходе  торговли, об остатках средств  на торговых счетах дилеров,  об остатках ценных бумаг на  счетах “депо” дилеров в депозитарии  и т.п.;

- приостанавливает операции любого  дилера на срок до одного  месяца, если тот нарушил законодательство  и инструкции, а также без объяснения  причин в связи с расторжением договора, однако, тогда Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора;

- соблюдает конфиденциальность  собранной информации т.е. не  может ее передавать третьим  лицам. 

 

   

6.3. Депозитарно-клиринговая деятельность  на рынке государственных ценных  бумаг 

   

    Расчетную систему рынка  ГКО составляют территориальные  учреждения Центробанка, которые  уполномочены им осуществлять  расчеты по денежным средствам  по итогам торговли на рынке  ГКО. В расчетную систему включены  несколько расчетных центов, выступающие  как небанковские кредитные организации.  При этом, расчетная система рынка  ГКО не может выполнять функции  дилера и инвестора на этом  рынке. 

    Как известно, торговая  система рынка ГКО организует  заключение сделок на первичном  и вторичном рынках. Кроме того, здесь осуществляется расчет  денежных позиций дилеров, составляются  расчетные документы по совершенным  сделкам, которые представляются  в расчетную систему и головной  депозитарий. Во всех расчетных  (учетных) документах указываются  уникальные двенадцатизначные коды  дилеров и инвесторов.

Информация о работе Ценные бумаги и их рынки