Отдельніе виді хозяйственніх договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

Договоры на реализацию имущества является самой многочисленной группой договоров в сфере хозяйствования. Древнейшим представителем этой группы договоров является договор купли-продажи, от которого происходят другие договоры этой группы – договор поставки, договор контрактации сельскохозяйственной продукции, договор поставки энергетическими и другими ресурсами, договор мены и его разновидность – договор бартера.

Содержание

1. Договоры на реализацию имущества.
2. Договоры на пользование чужим имуществом.
3. Подрядные договоры.
4. Транспортные договоры.

Работа содержит 1 файл

Otdelnye_vidy_khozyaystvennykh_dogovorov.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

Общая сумма возмещения ущерба за несохранившейся груз во всех случаях не может превышать  суммы, которая выплачивается за полностью утраченный груз.

Наряду с возмещением  убытков в случае утраты груза  железная дорога возмещает взимаемую  за этот груз провозную плату, если она не включается в стоимость  утраченного груза.

За необеспечение железной дорогой подачи вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок и за неиспользование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров или отказ от вагонов и контейнеров для выполнения плана перевозок уплачивается штраф в размерах, установленных ст. 106 Устава железных дорог.

Перевозчик несет ответственность за просрочку доставки груза, если не докажет, что оно произошло не по его вине.

Следует иметь в виду, что законодательством определены основания освобождения перевозчика  от ответственности. В частности, Уставом  железных дорог Украины предусмотрено, что железная дорога освобождается от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок в случае, в частности, стихийного бедствия (заносы, смерч, наводнение, пожар, землетрясение и т.п.), в результате которого было невозможно подать вагоны (контейнеры) под загрузку; необеспечение подачи вагонов (контейнеров) из-за неплатежеспособности отправителя выполнения плана перевозок собственными (частными) или арендованными вагонами (контейнерами) незавантаження отправителем вагонов, представленных ему в меньшем количестве, чем запланировано, и др.. (Ст. 108).

Согласно ст. 111 Устава железных дорог железная дорога освобождается  от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза  в случаях, когда, в частности, груз поступил в неповрежденном вагоне (контейнере) с неповрежденными пломбами отправителя или без пломб, когда такая перевозка разрешается Правилами, а также если груз прибыл в неповрежденном открытом подвижном составе, загруженном средствами отправителя, если нет признаков утраты, порчи или повреждения груза во время перевозки; недостача, порча или повреждение произошли вследствие действия естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; груз перевозился в сопровождении проводника отправителя или получателя стихийных бедствий и других обстоятельств, которые железная дорога не могла предвидеть и устранение которых от него не зависело, и других случаях.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрена ответственность  грузоотправителей и грузополучателей за ненадлежащее исполнение договоров перевозки грузов. Так, согласно ст. 118 Устава железных дорог Украины при предъявлении груза запрещено к перевозке или требующего при перевозке особых мер безопасности, и с неправильным указанием его наименования или свойств с отправителя, кроме причиненных железной убытков и расходов, взимается штраф в размере пятикратной провозной платы за все расстояние перевозки. За неправильно указанные в накладной массу, количество мест груза, его название, код и адрес получателя с отправителя, порта взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы за все расстояние перевозки. За повреждение и потерю вагонов, контейнеров при погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя на станции отправитель, получатель несут материальную ответственность перед железной дорогой в размере фактически причиненного ущерба, а также возмещают железной убытки, причиненные вследствие повреждения подвижного состава, перегрузки, неправильной нагрузки , применение некачественной упаковки или неправильного крепления груза.

После прибытия на станцию  назначения груза всю ответственность  перед железной этом отношении перевозки  несет получатель.

Порядок предъявления претензий  и исков, предусмотрен Хозяйственным (ст. 315) и Гражданским кодексом (ст. 925) в основном отражает аналогичные нормы транспортными кодексами (уставами). Так, согласно статьям 386, 387 Кодекса торгового мореплавания претензии к перевозчику, вытекающие из договора перевозки груза, пассажиров и багажа, могут быть заявлены в течение первых шести месяцев срока исковой давности, независимо от того, осуществлялось перевозки в каботажном или заграничном сообщении. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию в течение трех месяцев сообщить заявителя об удовлетворении или отклонении ее, а претензии, вытекающие из перевозки в смешанном сообщении, – в течение шести месяцев. Со дня предъявления перевозчику претензии течение срока исковой давности при ¬ приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения срока, установленного для ответа.

Согласно статьям 165, 166 Устава автомобильного транспорта Украинской PCP претензии автотранспортному  предприятию или организации  могут быть предъявлены в течение  шести месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней. Автотранспортное предприятие или организация обязаны рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев  – по претензиям, возникшим из перевозок  в автомобильном сообщении;

б) в течение 6 месяцев  – по претензиям, возникшим из перевозок  в прямом смешанном сообщении (т.е. во взаимодействии с другими видами транспорта автомобильно–воздушных и  других сообщений)

в) в течение 45 дней –  по претензиям об уплате штрафов. Аналогичные нормы содержатся в Уставе железных дорог Украины.

Своеобразным транспортным договором, применяется на морском  транспорте, является букинговой договор, который обеспечивает перевозку  груза (по сути является разновидностью договора морской перевозки). С договором морской перевозки букинговой договор объединяет предмет – предоставление услуг по перевозке груза, однако он имеет ряд квалифицирующих признаков, позволяющих его выделить в отдельный вид договора морской перевозки, а именно:

    • договор морской перевозки является реальным (договорные обязательства перевозчика возникают с момента предоставления груза к перевозке), а букинговой договор – консенсуальным (договорные обязательства возникают с момента заключения договора);
    • если договор морской перевозки является трехсторонним (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель), то букинговой договор – двусторонним (при участии отправителя или его агента и перевозчика);
    • особенность процедуры заключения и формы букинг–договора (отправитель направляет запрос перевозчику о возможности отправки определенного груза на судне перевозчика; согласие перевозчика на перевозку оформляется в виде специального документа – букинг–ноты, в которой указываются все существенные условия договора, хотя заключения договора может осуществляться путем обмена письмами, факсограмами т.п.);
    • применение букинговой договора обусловлено спецификой мореходства, в том числе линейным мореплаванием (по заранее определенным маршрутам согласно утвержденному транспортной организацией графику).

Особенности имеет перевозки  груза в прямом смешанном сообщении (ст. 312 ХК Украины, ст. 913 ГК Украины). По этому договору перевозки осуществляется от грузоотправителя к грузополучателю двумя или больше перевозчиками разных видов транспорта по единым перевозочным документом. К этим договорам применяются положения Хозяйственного кодекса и ГК Украины по договорам перевозки груза, если иное не предусмотрено транспортными кодексами и уставами. Отношения между перевозчиками при перевозке груза в прямом смешанном сообщении регулируются узловыми соглашениями, порядок заключения которых устанавливается транпортных кодексами и уставами.

Разновидностью транспортного  договора, сочетающий в себе и перевозки, и аренду транспортного средства (его части), есть договор чартера (фрахтования), согласно которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров (групп туристов, например), почты или с иной целью, не противоречащей законодательству (ст. 912 ГК Украины). Этот договор чаще всего применяется на морском и внутреннем водном транспорте и является комплексным (содержит элементы перевозки и аренды транспортного средства).

Документами, которые подтверждают наличие и  содержание договора морской перевозки  груза, являются:

1) рейсовый чартер  – если договор предусматривает  условия предоставления для перевозки  всего судна, его части или  отдельных судовых помещений;

2) коносамент – если  договор не предусматривает вышеупомянутой  условия;

3) другие письменные  доказательства.

Распространенной (однако весьма спорной) точкой зрения относительно природы договора фрахтования (отражена в вышеупомянутых положения Хозяйственного кодекса и ГК Украины) является отождествление его с договором перевозки, хотя и с наличием второстепенных квалифицирующих признаков.

Договоры фрахтования  могут отличаться по комплексу признаков (предметом договора, его направленностью, видом документа, подтверждающего его заключения). Так различают:

  • договор фрахтования судна по чартеру (есть собственно договором перевозки, поскольку предусматривает обязанность фрахтователя подать фрахтователя груз для перевозки, а фрахтователь обязуется перевезти его на зафрахтованном судне);
  • договор фрахтования судна по тайм–чартера (в этом случае перевозки груза является не предметом, а целью договора; перевозчиком груза в данном случае выступает не фрахтователь, а фрахтователь, отношения которого с грузоотправителем и грузополучателем должны оформляться договором перевозки; следовательно, договор фрахтования на условиях тайм–чартера содержит преимущественно признаки аренды транспортного средства, который должен использоваться с определенной целью и с соблюдением правил, установленных на морском транспорте).

Чартер (фрахтования) применяется  и при воздушных перевозках грузов. Согласно статье 61 Воздушного кодекса  по договору чартера фрахтователь обязуется  предоставить фрахтователю за плату  всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки грузов.

 

4.5. Транспортные  договоры о предоставлении других  видов транспортных услуг или  комплекса услуг

 

Кроме договоров  перевозки, на транспорте используются договоры о предоставлении других видов транспортных услуг или комплекса услуг (в том числе с использованием перевозок). Зачастую такие договоры являются обслуживающими перевозки.

В этой группе договоров (о предоставление других транспортных услуг или комплекса  услуг) немало разновидностей, которые отражают специфику определенного вида транспорта, но есть и универсальные. К последним относится договор транспортного экспедирования.

Договор транспортного  экспедирования – это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Плата за выполнение экспедитором услуг экспедирования устанавливается  по договоренности сторон (общее правило), а в определенных законодательством случаях – с использованием государственных или коммунальных цен (ч. 2 ст. 316; гл. 21 ХК Украины); если размер платы не установлен – клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ст. 531 ГК Украины).

Форма договора – письменная (обычно полная – путем подписания сторонами единого документа), кроме того, клиент обязан выдать экспедитору доверенность (если она необходима для выполнения его обязанностей), предоставить другие документы и информацию о свойствах груза, условиях его перевозки и т.д. (т.е. всю информацию, необходимую для исполнения экспедитором установленных до ¬ говором обязанностей) – ч. 1 ст. 933 ГК Украины.

Факультативные (необязательные) условия договора транспортного экспедирования относительно возложения на экспедитора таких обязанностей:

    • организации перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом;
    • заключение от своего имени или от имени клиента договора / договоров перевозки груза;
    • обеспечение отправки и получения грузов, а также других обязательств, связанных с перевозкой;
    • предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза до его получения в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и др.);
    • возможность привлечения к выполнению своих обязанностей других лиц (но пе ¬ ред клиентом отвечать экспедитор).

Ответственность по договору транспортного экспедирования:

  1. экспедитора: за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (просрочки выполнение по организации или обеспечению доставки утрату или повреждения предоставленного для экспедирования имущества и др.)
  2. клиента – за нарушение сроков оплаты услуг клиента, за непредоставление или просрочку предоставления экспедитору необходимых для экспедирования документов и информации.

Формы ответственности:

  • возмещение убытков,
  • оплата неустойки (пени, штрафа),
  • оперативно–хозяйственные санкции (отложения экспедитором выполнения своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме – ч. 3 ст. 933 ГК Украины).

На железнодорожном  транспорте используются различные договоры, большинство которых направлено на обслуживание перевозок грузов. Наиболее распространенными среди них являются два взаимосвязанных договора: договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути и договор на подачу и уборку вагонов, использования которых обусловлено спецификой железнодорожного транспорта.

Так, в состав железнодорожного транспорта входят железнодорожный  транспорт общего пользования и  железнодорожные подъездные пути, правовой режим которых и правовая регламентация отношений между железной дорогой и владельцами подъездных путей (обычно находятся на балансе предприятий, которые эксплуатируют) предусмотрена Законом Украины «О железнодорожном транспорт »(ст. 21), Уставом железных дорог Украины (раздел 4) и Правилами обслуживания железнодорожных подъездных путей. И.В.Булгакова на основании анализа упомянутых нормативно-правовых актов выделяет ряд признаков железнодорожных подъездных путей (их соединиться с общей сетью железных дорог непрерывной рейсовой колее, их принадлежность различным предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от формы собственности, и индивидуальным предпринимателям; целевая Цели – транспортное обслуживание одного или нескольких субъектов во взаимодействии с железнодорожным транспортом общего пользования) и предлагает такое определение этого договора:

Согласно договору эксплуатации железнодорожного пути железная дорога обязуется подавать под погрузку и выгрузку вагонов до предела  подъездного пути в установленном  сторонами порядке, а владелец железнодорожного пути обязуется принимать эти вагоны и сдавать их дороги с выполнением установленных законодательством учетных операций, осуществлять дальнейшее движение вагонов собственными или арендованными локомотивами, обеспечивать соблюдение определенного сторонами срока нахождения вагонов на подъездном пути и платить железной дороге обусловленную договором плату.

Информация о работе Отдельніе виді хозяйственніх договоров