4.4. Договор
на перевозку грузов
Согласно ч. 1 ст. 307 и
ч. 1 ст. 909 ГК Украины:
Договор на перевозку
грузов – это договор,
по которому одна сторона (перевозчик)
обязуется доставить вверенный ей второй
стороной (грузоотправителем) груз в пункт
назначения в установленный законодательством
или договором срок и выдать его уполномоченному
на получение груза лицу (получателю),
а грузоотправитель обязуется уплатить
за перевозку груза установленную плату.
Этот вид
договоров заключается, как и
другие хозяйственные договоры, в
письменной форме, в которой предъявляются
специальные требования.
Так, согласно
ч. 2 ст. 307 ХК Украины и ч. 3 ст. 909 ГК Украины,
заключение договора перевозки
груза подтверждается составлением транспортной
накладной (коносамента или иного документа,
установленного транспортными кодексами
(уставами). Перевозчик обязан обеспечивать
грузоотправителей бланками перевозочных
документов в соответствии с правилами
осуществления соответствующих перевозок.
Стороны договора: перевозчик и отправитель, однако участие в выполнении
договорных обязательств (одной из обязанных
сторон) является получатель груза – лицо
определенная отправителем, которая может
и не участвовать в заключении договора
перевозки груза, однако должен иметь
договорные отношения с отправителем
(скажем, быть покупателем по договору
поставки, заключенному с отправителем).
Договор перевозки
груза является реальным (он считается
заключенным в момент сдачи груза
транспортной организации для перевозки),
возмездным и двухсторонним.
Особенности этого вида
договора заключаются не только в
его предмете, а в наличии других
специфических признаков. Прежде всего
это особый субъектный состав – одной из сторон договора, которое исполняет
обязанности перевозчика, выступает лицо
(юридическое, в отдельных случаях – физическое)
со специальной правосубъектностью, вытекающей
из Закона Украины от 10 ноября 1994 года
«О транспорте». Согласно статье 6 этого
Закона перевозки грузов, предоставление
других транспортных услуг, эксплуатация
и ремонт путей сообщения осуществляются
железными дорогами, пароходствами, портами
(пристанями), автомобильными, авиационными,
дорожными предприятиями и организациями,
если это предусмотрено их уставами. Хозяйственная
деятельность предприятия по предоставлению
услуг производственного характера имеет
ту особенность, что предоставление перечисленных
услуг составляет содержание такой деятельности,
неотделимо от этой деятельности. Таким
образом, перевозчиком обычно является
орган транспорта (железная дорога, пароходство,
порт (пристань), автомобильное, авиационное,
дорожное предприятие и организация),
которому транспортными уставами и кодексами
предоставлено право заключать договоры
перевозки непосредственно или через
свои подразделения. Лицензии на осуществление
транспортной деятельности выдаются Министерством
транспорта и связи Украины, другими уполномоченными
на это органами в порядке, установленном
Кабинетом Министров Украины.
Правовые основы
лицензирования перевозки грузов определены
статьях 12, 14 ХК Украины, Законом Украины
«О лицензировании определенных видов
хозяйственной деятельности».
Условия и порядок
лицензирования отдельных видов
грузовых перевозок регулируются:
- Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования (кроме предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси), утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерством транспорта Украины от 18.12. 2003 г. № 136/985;
- Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, грузов воздушным транспортом, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерством транспорта Украины от 07.12.2001 г. № 1010/6201;
- Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерством транспорта Украины от 30.01.2002 № 11/50;
- Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров, грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерством транспорта Украины от 08.06.2001 № 85/363;
- Лицензионными условиями осуществления разработки, испытания, производства, эксплуатации ракет–носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземной космической инфраструктуры и ее составных частей, оборудования, входящего в состав космического сегмента спутниковых систем, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Национального космического агентства Украины от 19.12.2000 № 79/215;
- другими нормативно-правовыми актами.
Осуществление перевозок
(отдельными видами транспорта) возможно
и индивидуальными предпринимателями,
которые получили соответствующие
лицензии, сертификаты и разрешения (хотя перевозка значительных грузов
на систематической основе, на значительные
расстояния и с использованием нескольких
видов транспорта больше соответствует
возможностям транспортных предприятий,
чем индивидуальных предпринимателей,
что связано со сложностью организации
перевозок).
Транспортные
кодексы и уставы устанавливают
специфические требования к перевозчикам
на железнодорожном, воздушном, морском
и внутреннем водном транспорте, анализ
положений которых позволяет
определить особенности правового
статуса этих перевозчиков:
- воздушным грузовым перевозчиком является такой субъект хозяйствования, владелец или судовладелец воздушного судна, осуществляющего эксплуатацию воздушного судна для грузовых перевозок на основании лицензии, сертификата эксплуатанта и разрешения, регулирующего доступ на рынок авиационных перевозок;
- перевозчиками на железнодорожном транспорте грузов являются железные – уставные территориально–отраслевые объединения, в состав которых входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которые при централизованном управлении осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной сети (ст. 1 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» от 04.07.1996 г.) в Украине функционирует 6 железных дорог: Юго–Западная, Приднепровская, Донецкая, Львовская, Одесская, Южная;
- грузовым перевозчиком на морском и внутреннем водном транспорте является такой субъект хозяйствования, судовладелец или владелец морского судна / суда внутреннего плавания, осуществляющего эксплуатацию этого судна для грузовых перевозок морским или внутренним водным путям на основании лицензии;
- грузовым перевозчиком на автомобильном транспорте является субъект хозяйствования (автотранспортное предприятие, индивидуальный предприниматель), который на основании полученных лицензий осуществляет эксплуатацию собственных и / или арендованных транспортных средств (автомобилей) для перевозки грузов.
Отправителем груза
является указанная в документе
на перевозку груза (накладной) юридическое
или физическое лицо, который доверяет груз
органа транспорта для его перевозки и
которой этот груз принадлежит на законных
основаниях.
Если перевозка происходят
в прямом или прямом смешанном
сообщении, договор перевозки заключает
та организация, которая сама или через свои подразделения принимает
груз в пункте отправления.
В отношениях перевозки
участвуют также получатели груза
– указанные в документе на
перевозку груза юридические
или физические лица, которые по
поручению грузоотправителя получают
груз. Как правило, такие лица находятся в договорных
отношениях с грузоотправителем (купли-продажи,
контрактации, поставки и т.п.).
Если в отношениях
перевозки участвует получатель
груза, договор на перевозку груза
является договором в пользу третьего
лица, для которого возникают определенные права (в частности,
требовать выдачи груза) и обязанности
(в частности, принять груз).
Договоры перевозки
груза на определенном виде транспорта
могут быть разных видов, что связано
с технологией перевозок тем
или иным видом транспорта. Так, согласно Положению о порядке
подготовки и предоставления информации
о грузе для его безопасной морской перевозки
(утверждено приказом Минтранса Украины
от 14.12.1998 г. № 497), договоры морской перевозки
груза в зависимости от вида последнего
(груза) подразделяются на следующие разновидности:
- договоры перевозки генеральных грузов;
- договоры перевозки навалочных грузов;
- договоры перевозки опасных грузов;
- договоры на лихтерни перевозки;
- договоры перевозки контейнеров.
Кодекс торгового мореплавания
Украины (статьи 131, 132) различает виды договоров
по критерию сферы перевозок (внутри страны
или за ее пределы) на:
- договоры на каботажные перевозки (перевозки грузов между портами Украины);
- договоры на международные перевозки (перевозки грузов между портами Украины и иностранными портами).
Условия договора
перевозки груза подразделяются
на универсальные (характерные для
перевозок любым видом транспорта)
и специфические (характерные для
перевозок определенным видом транспорта).
Универсальные
условия определяются Хозяйственным и Гражданским
кодексами Украины, а специфические –
транспортными кодексами (уставами) или
на их основании договором.
Условиями договора
перевозок являются:
- предмет договора – предоставление услуг по перевозке груза, для чего перевозчик обязан предоставить транспортные средства под загрузку в предусмотренный договором срок (ч. 1 ст. 917 ГК Украины), а отправитель должен предъявить в установленный срок предназначен для перевозки груз в надлежащей таре и / или упаковке, замаркирован соответствии с установленными требованиями (ч. 2 ст. 917 ГК Украины). Нарушение одной из сторон своих обязательств относительно предмета договора (предоставление перевозчиком непригодных транспортных средств для перевозки груза; предоставление грузоотправителем в таре и / или упаковке, не соответствующей установленным требованиям, а также в случае отсутствия или ненадлежащего маркировки груза) другая сторона вправе отказаться от исполнения своего обязательства (перевозчик – от принятия груза без соответствующего упаковки и маркировки; отправитель – от непригодного для перевозки транспортного средства);
- условия перевозки груза обычно являются специфическими (предусматриваются транспортными кодексами (уставами) или на их основании – договором, изменение этих условий грузоотправителем возможна с соблюдением установленного упомянутыми правовыми документами порядке (ч. 1 ст. 309 ХК Украины); однако перевозчик (независимо от вида транспортного средства) обязан уведомить получателя о прибытии груза в его адрес; получатель обязан принять груз, прибывший в его адрес (ч. 1 ст. 310 ХК Украины);
- провозная плата (ст. 916 ХК Украины) устанавливается по согласованию сторон, если иное не установлено актами законодательства; перевозку груза транспортом общего пользования обычно осуществляется по установленным тарифам. Работа или услуги, выполняемые по требованию собственника (владельца) груза и не предусмотренные тарифами, оплачиваются дополнительно по договоренности сторон;
- загрузки и выгрузки груза (ст. 918 ГК Украины) осуществляется отправителем или перевозчиком согласно договоренности сторон, если иное не предусмотрено транспортными кодексами и уставами, распределение указанных обязанностей между сторонами может осуществляться в соответствии с моделей договора на реализацию имущества (правила ИНКОТЕРМС), которые применяются в соответствующем договоре между отправителем и получателем; сроки загрузки и выгрузки устанавливаются договором, если иное не установлено актами законодательства; о принятии груза к перевозке перевозчик выдает грузоотправителю в пункте назначения надлежащим образом оформленный документ (ч. 5 ст. 308 ХК Украины)
- сроки доставки груза предусматриваются в договоре по договоренности сторон, если иное не предусмотрено актами законодательства (в том числе транспортными уставами и кодексами), если договором, актами законодательства не установлены сроки доставки, груз должен быть доставлен в разумный срок (ч. 1 ст. 919 ГК Украины);
- ответственность за нарушение сторонами договорных обязательств:
- возмещение убытков (ст. 224–229 ХК Украины, статьи 923, 924. 1166 ГК Украины), при этом размер причиненного ущерба определяется по правилам ч. 3 ст. 314: а) в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного груза (утраченной части груза) б) в случае повреждения груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость в) в случае утраты груза, сданного для перевозки объявлением ценности, – в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза;
- штрафные санкции, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 231 ХК Украины, другие акты законодательства) и договором перевозки груза (устанавливаются по договоренности сторон);
- оперативно–хозяйственные санкции (удержание перевозчиком переданных ему для перевозки грузов для обеспечения внесения провозной платы и других платежей – ч. 4 ст. 916 ГК УКРАИНЫ; отказ отправителя от предоставленного транспортного средства, если он является непригодным для перевозки, а также отказ перевозчика от принятия груза, подаваемого в неподходящей таре / упаковке и / или не отвечает требованиям по маркировке – ч. 1 и 3 ст. 917 ГК Украины; отказ грузополучателя от принятия груза, который был поврежден во время перевозки или потерял свое качество, – ч . 4 ст. 314 Хозяйственного кодекса.
Порядок разрешения
споров, возникающих из перевозок,
имеет свои особенности (ст. 315 ХК Украины;
ст. 925 ГК Украины):
- обязательность претензионного порядка урегулирования такого спора – ч. 1 ст. 315 Хозяйственного кодекса, ч. 1 ст. 925 ГК Украины;
- сроки предъявления претензий: по общему правилу – в течение б меся ¬ цев, а претензии относительно уплаты штрафов и премий – в течение 45 дней
- сроки для ответа перевозчиком на претензию грузоотправителя: по общему правилу – в течение 3 месяцев по претензиям по перевозке в прямом смешанном сообщении – в течение 6 месяцев по претензиям об уплате штрафа или премии – 45 дней (ч. З ст. 315 ХК Украины) относительно претензий по межгосударственным перевозкам – в течение сроков, установленных транспортными кодексами / уставами или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
- сроки для обращения в суд: по иску к перевозчику (общее правило) – в течение 6 месяцев со дня получения ответа на претензию или истечения срока для ответа для предъявления перевозчиком к грузоотправителям и грузополучателям исков, вытекающих из перевозки, – в течение 6 месяцев по спорам, связанным с межгосударственными перевозками грузов, – в течение сроков, установленных транспортными кодексами / уставами или международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Транспортные кодексы
и уставы также содержат ряд положений
об ответственности сторон за ненадлежащее
исполнение договоров перевозки
грузов, которые в значительной мере совпадают с регулированием договорных
отношений по перевозке грузов в соответствии
с ХК Украины, однако содержат и некоторые
специальные нормы.
Согласно ст. 13 Закона
«О транспорте», предприятия транспорта
отвечают за утрату, недостачу, порчу
и повреждение принятых для перевозки груза и багажа
в размере фактического ущерба, если они
не докажут, что утрата, недостача, порча
или повреждение произошли не по их вине.
Размеры ответственности
перевозчика за утрату, недостачу
или повреждение груза детально
урегулирован транспортными уставами и кодексами,
а по автомобильному транспорту – статьей
924 ГК Украины.
Так, согласно Уставу железных
дорог Украины железная возмещает
фактические убытки, возникшие по
его вине во время перевозки груза,
а именно: а) за утрату или недостачу – в размере действительной
стоимости утраченного груза или его нехватки
б) за утрату груза, который сдан к перевозке
с объявленной ценностью, – в размере
объявленной стоимости, а если железная
докажет, что объявленная стоимость превышает
действительную, – в размерах действительной
стоимости в) за порчу и повреждение –
в размерах той суммы, на которую была
снижена его стоимость.