Отдельніе виді хозяйственніх договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

Договоры на реализацию имущества является самой многочисленной группой договоров в сфере хозяйствования. Древнейшим представителем этой группы договоров является договор купли-продажи, от которого происходят другие договоры этой группы – договор поставки, договор контрактации сельскохозяйственной продукции, договор поставки энергетическими и другими ресурсами, договор мены и его разновидность – договор бартера.

Содержание

1. Договоры на реализацию имущества.
2. Договоры на пользование чужим имуществом.
3. Подрядные договоры.
4. Транспортные договоры.

Работа содержит 1 файл

Otdelnye_vidy_khozyaystvennykh_dogovorov.doc

— 538.00 Кб (Скачать)

Изготовление научно-технической  продукции может иметь место  по инициативе соответствующей организации, выполняет научно-исследовательские, проектно-конструкторские и связанные с ними работы. Реализация такой продукции осуществляется на основании договора об их передаче, включая (в случае необходимости) предоставления услуг на ее внедрение и освоение.

 

4. Транспортные договоры

 

4.1. Понятие  и виды транспортных договоров

 

Разновидностью договоров  по критерию экономического содержания и правовых признаков являются транспортные договоры.

Транспорт – одна из важнейших  отраслей экономики, призванная удовлетворять  потребности населения и участников хозяйственной жизни в перевозках и связанных с ними услуг.

Единую транспортную систему Украины составляют:

    • транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный, городской электротранспорт)
    • промышленный железнодорожный транспорт;
    • ведомственный транспорт;
    • трубопроводный транспорт;
    • пути сообщения общего пользования.

По своему значению и  широким использованием ведущее  место в транспортной системе  Украины принадлежит транспорту общего пользования. Он является сложной хозяйственной системой, в которую входят:

  • органы, обеспечивающие организацию определенного вида транспорта;
  • пути сообщения;
  • транспортные предприятия;
  • специализированные хозяйственные организации, обеспечивающие функционирование транспорта (машиностроительные, ремонтные, конструкторские и т.п.).

Функционирование единой транспортной системы и ее составляющих в значительной мере обеспечивается через транспортные договоры.

Транспортные  договоры – это такие хозяйственные договоры, направленные на организацию и / или обеспечения перевозок грузов и предоставление других транспортных услуг участникам хозяйственных отношений.

Транспортные договоры заключаются, как правило, при обязательном участии транспортных предприятий  или (незначительно) индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на перевозках.

Транспортные  договоры классифицируются по различным  признакам:

1. По виду транспорта, который используется для предоставления транспортных услуг, на транспортные договоры:

  • на железнодорожном транспорте
  • морском транспорте
  • на внутреннем водном транспорте
  • на воздушном транспорте,
  • на автомобильном транспорте,
  • на трубопроводном транспорте
  • на космическом транспорте (в недалёком будущем. Так, в ч. 3 ст. 306 ХК Украины космический транспорт рассматривается как один из видов транспорта)
  • с использованием нескольких видов транспорта (смешанные перевозки).

2. По признаку доминирования в договоре организационных или имущественных элементов на:

  • организационные (обеспечивают организацию перевозок и предоставление других транспортных услуг) договора;
  • договора о предоставлении транспортных услуг.

3. По характеру транспортных услуг, предоставление которых предусмотрено договором, на:

а) договоры перевозки грузов и организованных групп пассажиров (если договор заключается, например, туристической фирмой),

б) договоры о предоставлении других транспортных услуг или комплекса услуг (обычно отражают специфику определенного  вида транспорта).

Организационные договоры в сфере транспорта чаще всего  направлены на согласование объемов перевозок и обеспечения благоприятных условий для перевозок. Такие договоры отражают плановые основы перевозок в сфере хозяйствования, что обусловлено спецификой транспорта (производственных возможностей) и необходимостью обеспечения его эффективности (ст. 6 Закона Украины «О транспорте»). В организационных договорах указываются объемы и условия перевозок, не предусматриваются актами законодательства (кодексами, законами, уставами) и другие условия с учетом специфики транспортировки определенного вида грузов, конкретных грузоотправителей, местных особенностей и т.п..

Организационным договором  является предусмотренное частями 3 и 4 ст. 307 ХК Украины и ст. 914 ГК Украины долгосрочный договор, который заключается между перевозчиком и грузоотправителем (собственником или владельцем груза). По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а собственник (владелец) – передавать для перевозки груз в установленном объеме. В договоре также предусматриваются другие условия перевозок, включая порядок расчетов, условия предоставления транспортных мероприятий и т.п..

В зависимости от вида транспорта, которым предусматривается  осуществление систематических  перевозок грузов, долгосрочные (организационные) договоры могут иметь другие названия: навигационный – на речном транспорте, специальный – на воздушном транспорте, годовой – на автомобильном транспорте (собственно название «долгосрочный договор» применяется на железнодорожном и морском транспорте) – ч. 4 ст. 307 ХК Украины, ст. 36 Устава автомобильного транспорта, ст. 128 Кодекса торгового мореплавания, ст. 60 Устава внутреннего водного транспорта). В таких договорах указываются объемы и условия перевозок, их периодичность, по ¬ строку расчетов, рациональные маршруты, схемы грузопотоков, взаимная имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Согласно организационных транспортных договоров заключаются договоры о предоставлении транспортных услуг.

Разновидностью организационных  транспортных договоров являются так называемые узловые соглашения, заключаемые на длительный срок (обычно на 5 лет) и определяют условия работы железнодорожных станций и других транспортных организаций, участвующих в прямом смешанном сообщении (перевозке грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документом). Узловые соглашения являются обязательными к заключению транспортными организациями, участвующими в прямом смешанном сообщении, а следовательно любая из заинтересованных сторон может обратиться в хозяйственный суд с заявлением о понуждении к заключению такого соглашения. Согласно этой разновидности транспортного договора организационного характера транспортные организации, участвующие в прямом смешанном сообщении обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой с целью обеспечения процесса доставки от грузоотправителей до грузополучателей.

Организационные договоры на транспорте является консенсусными, а значит считаются заключенными в момент, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора.

Договоры о  предоставлении транспортных услуг  весьма разнообразны, что обусловлено  характером таких услуг, спецификой определенного вида транспорта, использованием различных их видов и т.п..

Наиболее распространенными транспортными договорами в сфере хозяйствования являются:

    • договоры перевозки грузов;
    • договор транспортного экспедирования;
    • договоры на подачу и уборку вагонов;
    • договоры на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути;
    • договоры буксировки;
    • договор чартера (фрахтования)
    • договоры каботажа;
    • и др.

 

4.2. Транспортное  законодательство

 

Договорные отношения  в сфере транспорта регулируются ХК Украины (гл. 32 «Правовое регулирование  перевозки грузов», статьи 306–316), ГК Украины (относительно перевозок – глава 64, транспортного экспедирования – глава 65), а также актами специального транспортного законодательства.

Специальное транспортное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по организации и  непосредственного осуществления  хозяйственной деятельности на транспорте. К системе этого законодательства входят:

    1. транспортные кодексы: Воздушный кодекс Украины от 4 мая 1993 г.; Кодекс торгового мореплавания Украины от 23 мая 1995 г.;
    2. законы Украины: «О транспорте» от 10 ноября 1994 г.; «О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г.; «О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г.; «О функционировании единой транспортной системы Украины в особый период »от 20 октября 1998 г.;«Об автомобильном транспорте»от 5 апреля 2001 г.;« О транспортно-экспедиторской деятельности »от 01.07.2004 г.;
    3. акты Правительства, ряд транспортных уставов (Устав внутреннего водного транспорта СССР, утв. Постановлением СМ СССР от 15.10.1955 г. № 1801; Устав автомобильного транспорта в PCP, утв. Постановлением СМ В PCP от 27.06.1969 г. № 401 ; Устав железных дорог Украины, утв. постановлением КМУ от 06.04.1998 г. № 457);
    4. ведомственные нормативно-правовые акты: Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утв. приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 г. № 363, Положение о порядке подготовки и предоставления информации о грузе для его безопасной морской перевозки (утверждено приказом Минтранса Украины от 14.12.1998 г. № 497 и др..

Кроме того, относительно практики рассмотрения договорных споров в сфере транспорта был принят ряд разъяснений и писем Высшим хозяйственным судом (его Президиумом), в том числе:

  • Разъяснения Высшего арбитражного суда от 21 июля 1992 г. № 01–6/856 «Пре некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих из перевозок грузов автомобильным транспортом»;
  • Разъяснения Высшего арбитражного суда от 20 ноября 1992 г. № 01–6/1395 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих из перевозок грузов железной дорогой»;
  • Информационное письмо Высшего арбитражного суда Украины от 17 апреля 1998 г. № 01–8/142 «Об Уставе железных дорог»; и др..

 

4.3. Участники  договорных отношений в сфере  транспорта

 

Участие в договорных отношениях в сфере транспорта принимают  различные категории лиц, имеющих  необходимый для этого объем  правосубъектности.

Участников  договорных отношений в сфере  транспорта условно можно разделить  на две категории:

1) непосредственные  участники (как стороны соответствующих  договоров) 

2) косвенные  участники (осуществляют регулирование  договорных отношений, координации действий непосредственных участников договорных отношений).

Непосредственными участниками договорных отношений  в сфере транспорта являются:

1) транспортные  предприятия (индивидуальные предприниматели,  осуществляющие перевозки и оказывают  другие транспортные услуги),

2) субъекты  хозяйствования, другие участники  хозяйственных отношений, на пользу  и / или по заказу которых  предоставляются соответствующие  транспортные услуги .

Согласно ст. 6 Закона Украины от 10 ноября 1994 г. «О транспорте»  перевозка грузов, предоставление других транспортных услуг, эксплуатация и ремонт путей сообщения осуществляется железными, пароходствами, портами (пристанями), автомобильными, авиационными, дорожными предприятиями и организации, если это предусмотрено их уставами. В ч. З ст. 306 ХК Украина упоминается, кроме вышеупомянутых организаций, космический, трубопроводный транспорт и другие виды транспорта.

Транспортные организации (индивидуальные предприниматели –  в случаях, не запрещенных законом) должны иметь соответствующие лицензии на осуществление перевозок соответствующим видом транспорта, порядок получения которых регулируется Законом Украины от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Косвенными  участниками транспортно-договорных отношений являются органы исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области транспорта.

В состав системы этих органов входят:

    • Министерство транспорта и связи Украины (Минтранссвязи) как главный (ведущий) орган этой системы;
    • подчиненные Минтранссвязи Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укразализныця) Государственная авиационная администрация, Государственный департамент автомобильного транспорта, Государственный департамент морского и речного транспорта, Государственная специальная служба транспорта.

Согласно Положению  о Министерстве транспорта и связи  Украины, (утверждено постановлением КМУ  от 06.06.2006 г. № 789), основными задачами Минтранса Украины:

– Участие в формировании и реализации государственной политики в области транспорта, в сфере использования и обслуживания воздушного пространства Украины, обеспечение безопасности движения, навигационно–гидрографического обеспечения судоходства, торгового мореплавания;

– Организация взаимодействия и координации работы автомобильного, авиационного, железнодорожного, морского, речного транспорта;

– Обеспечение проведения государственной политики по вопросам развития всех видов автомобильных дорог на территории Украины;

– Участие в пределах своей компетенции в формировании и реализации государственной тарифной политики и политики государственных закупок в области транспорта, в сфере использования и обслуживания воздушного пространства Украины, навигационно–гидрографического обеспечения судоходства, торгового мореплавания;

– Осуществление мероприятий по обеспечению интеграции национальной транспортной системы Украины к европейской и мировой транспортной систем;

– Осуществление государственного управления и регулирования в сфере торгового мореплавания

– Организация и контроль в соответствии с законодательством за деятельностью морских и речных портов;

– Выполнение в соответствии с законодательством разрешительно–регистрационных функций в сфере обеспечения безопасности движения, торгового мореплавания и судоходства на внутренних водных путях;

– Обеспечение в пределах своей компетенции защиты авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.

Минтранссвязи в соответствии с возложенными на него задачами:

    • осуществляет государственное управление в области транспорта, в сфере использования и обслуживания воздушного пространства Украины, обеспечение безопасности движения, навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, торгового мореплавания;
    • принимает меры по развитию национальной транспортной системы Украины, создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров, инфраструктуры транспортного комплекса Украины;
    • осуществляет в соответствии с законодательством меры по реализации единой государственной экономической, тарифной, инвестиционной, научно-технической, кадровой, социальной политики и политики государственных закупок в области транспорта, в сфере использования воздушного пространства Украины, обеспечение безопасности движения, навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, торгового мореплавания
    • разрабатывает и реализует меры по налаживанию взаимодействия и координации деятельности всех видов транспорта;
    • организует и контролирует в соответствии с законодательством работу, связанную с обеспечением безопасности движения транспортных средств, принимает меры к уменьшению вредного воздействия функционирования транспорта на окружающую среду и обеспечивает экологическую безопасность на транспорте
    • осуществляет в соответствии с законодательством государственный надзор за соблюдением требований нормативно–правовых актов по обеспечению безопасности торгового мореплавания, движения, соответственно, на морском и речном, железнодорожном и автомобильном транспорте;
    • контролирует внедрение автоматизированных систем управления, связи, информационного и навигационного обеспечения национальной транспортной системы Украины и национальной сети международных транспортных коридоров;
    • обеспечивает в пределах своей компетенции правовое регулирование перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты, безопасности движения транспортных средств, технической эксплуатации подвижного состава, функционирования морских и речных портов, строительства, реконструкции, ремонта и содержания аэропортов и путей сообщения, навигационно-гидрографического обеспечения судоходства ;
    • осуществляет общее управление проведением государственной регистрации судов, дипломирования специалистов морского флота, обеспечивает деятельность лоцманской, гидрографической службы и службы регулирования движения судов;
    • выполняет согласно законодательству функции по обеспечению перевозки опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом и тяжеловесных и негабаритных грузов автомобильным транспортом;
    • осуществляет иные полномочия, определенные вышеуказанным Положением, и выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него (Минтранссвязи) задач.

Информация о работе Отдельніе виді хозяйственніх договоров