Опыт
Швеции интересен в том отношении, что в
ее социально-экономический практике общие
закономерности развития социально-ориентированной
рыночной экономики, присущие и другим странам
постиндустриального общества, проявились наиболее
ярко.
Изучение
закономерностей и особенностей становления
социальной работы и социальной политики
Швеции, вычленение движущих факторов
формирования эффективной модели и механизмов
регулирования интересов различных общественных
групп и слоев населения, при их умелой адаптации к
российским условиям, могут способствовать
созданию сбалансированной социальной
политики в Российской Федерации.
Выводы
Подводя
итоги, могу отметить, что мои прогнозы
подтвердились: Российская система
социальной политики кардинально отличается
со знаком минус от системы Шведской и
нуждается в незамедлительном реформировании.
Фундаментом
новой социальной политики, реализующей
социальную и гуманитарную ответственность
Российского государства перед
его гражданами, должен стать законодательно
закрепленный, гарантированный каждому
гражданину минимум социальных благ,
учитывающий региональные особенности
и историко-культурные традиции всех
народов нашей страны. В ближайшее
время необходимо сконцентрировать усилия
на тех неотложных проблемах, решение
которых поможет существенно улучшить
условия жизни людей, усилит социальную
поддержку реформ.
Социальная
политика и идеология России переходного
периода должна исходить из догоняющей
концепции, учитывающей опыт и ошибки
других стран, прогрессивные тенденции
социального и мировоззренческого
развития. Основными принципами социальной
стратегии должны стать следующие:
- трудовая
мораль и деловая этика, соединение личного
и общественного интереса, союз труда
и собственности;
- сочетание
всеобщности с дифференцированным подходом
к различным группам населения, баланс
во взаимоотношении семейного и государственного
бюджета при решении социальных проблем
(жилья, коммунально-бытовых, транспортных
услуг и т.д.) по мере роста уровня трудовых
доходов и повышения эффективности производства;
- сочетание
комплексности с целевым, адресным подходом
к решению социальных проблем, установление
минимальных жизненных стандартов на
федеральном и региональном уровнях, в
том числе общественно приемлемых норм
обеспечения социально значимых услуг
в сочетании с целевой, адресной помощью
особо нуждающимся группам населения;
- усиление
превентивного адресного характера социальной
политики с помощью использования социального
мониторинга и анализа социальных индикаторов
с выделением тех, которые показывают
ситуацию социального взрыва.
В
связи с этим необходимо повышение
гибкости и динамизма в проведении
социальных мероприятий и усиление
роли социального прогнозирования.
Чрезвычайно
важной проблемой становится выбор
правильных социальных ориентиров. Анализ
современной социально-экономической
ситуации и хода реформирования в
России свидетельствует о сложности
выбранной стратегии и тактики
социально-экономических преобразований
и прежде всего - определения конечной
цели реформирования. Расширение зоны
социальных бедствий стало закономерным
результатом осуществления стратегии
развития, основной целью которой
являлось формирование рыночной экономики.
Создание рыночного хозяйства выступило
как самоцель, а не средство достижения
более эффективной экономики и повышения
на этой основе уровня и качества жизни
населения.
К
сожалению, отношение к экономическому
развитию и реформам как самоцели
продолжает доминировать при выработке,
обосновании и принятии решений
в социальной политике государства.
При
определении социальных приоритетов,
на мой взгляд, теоретико-методологической
основой должна служить теория социального
государства, которая является официальной
доктриной, определяющей формирование
государственного устройства Российской
Федерации. Однако, как отмечают большинство
исследователей, на практике осуществляются
принципы не социального государства,
а государства эпохи "классического
либерализма", основанного на идеологии
индивидуализма и невмешательства в экономическую
и социальную жизнь. И, соответственно,
Россия не отвечает пока критериям, используемым
в мировой практике при характеристике
социального государства.
Согласно
теории социального государства
программной целью государства
является обеспечение достойных
условий жизни населения. Государство
обязано создавать условия для
развития человека. Механизм государственного
регулирования должен быть направлен
на обеспечение благосостояния всего
населения. Задачей государственных
органов управления при этом становится
нахождение баланса между саморегулированием
рынка и государственным вмешательством,
дозирование объемов хозяйственной
свободы и государственных социальных
гарантий. В этой связи особое значение
приобретает проблема встраивания
в рыночное хозяйство государственных
форм регулирования экономических
и особенно социальных процессов. Регулирование
социальных процессов и проведение
социальной политики, направленной на
снижение социальных издержек, становится
одной из основных функций государства.
Главная
цель социальной политики - значительное
сокращение масштабов бедности; повышение
защиты социально уязвимых домохозяйств,
которые не имеют возможностей для
самостоятельного решения социальных
проблем и нуждаются в государственной
поддержке; обеспечение всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества
базовых социальных благ.
Основные
направления социальной политики должны
быть ориентированы на следующие
перспективные цели:
- достижение
уровня и качества жизни населения, соответствующего
национальным идеалам и стандартам экономически
развитых государств, в том числе - в области
получения образования, здравоохранения,
чистоты окружающей среды, воспитания
детей, обеспечения экономических прав
и свобод граждан, защиты от преступности
их личности и имущества;
- обеспечение
устойчивых и высоких темпов экономического
роста и научно-технического прогресса,
конкурентоспособности продукции отечественных
товаропроизводителей на внутреннем и
зарубежном рынках, восстановление положения
России в качестве одной из ведущих научно-промышленных
держав, эффективная интеграция ее экономики
в мирохозяйственные связи;
- обеспечение
благоприятных экономических условий
для укрепления суверенитета, территориальной
целостности, национальной безопасности
и обороноспособности, международного
авторитета и влияния России, в том числе
в странах - бывших союзных республиках,
защита законных прав и интересов российских
граждан и организаций за рубежом;
- развитие
человеческого потенциала, гармонизация
социальных отношений (то есть обеспечение
условий для образования системы социальных
групп и устойчивых связей между ними;
создание системы, в которой доминируют
отношения взаимодополняемости и сотрудничества,
а не конфликта и борьбы, высокая социальная
мобильность населения, поддержка социально
приемлемой самореализации каждой личности),
ослабление социальной поляризации и
предотвращение дезинтеграции общества,
чрезмерного усиления социальной дифференциации,
сдерживание перехода противоречий интересов
между социальными группами в антагонистическую
форму.
Список
использованной литературы
- Триценко
Н.Н. Выбор - социальное государство: Материалы
междунар. конференции "Социальные
модели общества в период перехода к социально
ориентированной рыночной экономике:
принципы, практика, перспективы". М,
1999.
- Спиридонов
Л.И. Теория государства и права. М., 1997.
- Андре А. Принцип
социального государства и его закрепление
в конституции // Социальный прогресс.
Бонн, 1990.
- Волков А.
Общество бесчисленных пособий // Эксперт.-
2006.- № 3.
- Ламеко П.
Шведская модель экономической реформы
// Белорусский банковский бюллетень. – 2001
— № 2.
- Пагротски
Л. Европейскую модель необходимо модернизировать
//Дипкурьер.- 2001.- №10