Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Санкт-Петербургский
государственный университет
экономики
и финансов (ФИНЭК)
Факультет
регионоведения, информатики, туризма
и математических методов
Кафедра
региональной экономики и природопользования
Курсовая
работа по дисциплине
Региональная
экономика
на
тему
Сравнение
социальной политики России и Швеции
Выполнил:
Вдовина Александра, группа Р-312
Проверил:________________________________
________________________________
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение
Социальную
политику в широком понимании
следует рассматривать как совокупность
теоретических принципов и практических
мер, вырабатываемых и реализуемых
государственными и негосударственными
органами, организациями и учреждениями,
направленных на создание необходимых
условий жизнедеятельности, удовлетворение
социальных потребностей населения, создание
в обществе благоприятного социального
климата.
Социальная
политика формируется и реализуется
в процессе деятельности субъекта в
лице государственных структур, общественных
организаций, органов местного самоуправления,
а также производственных и других
коллективов. Она направлена на достижение
целей и результатов, связанных
с улучшением материального и
социального благосостояния, повышением
качества жизни населения и общественно-политической
стабильности, предотвращением возможного
возникновения очагов социальной напряженности.
Но,
следует заметить, что фундаментальная
конституционная характеристика нашего
государства - "социальное" - не соответствует
действительности. По разным причинам
государственное регулирование
экономики не помогает ее превращению
в социально ориентированную.
На
мой взгляд, это крайне важный вопрос
на сегодняшний день. И его понимание
обостряется при виде, например,
Скандинавской (Шведской) модели социальной
политики, которую иначе называют «Общество
бесчисленных пособий». В стремлении к
равенству шведские социал-демократы
фактически построили государство всеобщего
благосостояния. Оно отвечает за оказание
качественных услуг всем гражданам в ряде
важных областей: образовании, здравоохранении,
заботе о детях и пожилых, на рынке труда.
В
связи с чем, я хотела бы рассмотреть
и Шведскую, и Российскую модель
социально-экономической политики,
заведомо предполагая преимущество
первой, и предположить возможные
пути преобразований в этой сфере
в нашей стране.
Социальная
политика России: проблемы развития
Прописанное
в Конституции РФ определение
«социальное» применительно к нашему
государству, к сожалению, на сегодняшний
день не имеет подтверждения на практике.
Реалии же выглядят следующим образом:
1.
Прогрессирующая деградация основных
фондов, износ которых не компенсируется
новыми капиталовложениями. В настоящее
время физический и моральный
износ основных фондов достиг
60%, быстро возрастает технологическое
отставание практически всех
отраслей народного хозяйства
от мирового уровня. При этом
практически не происходит обновления
оборудования, за 2007-2008 гг. в два раза
сократилась инвестиционная активность,
в несколько раз снизились затраты на
НИОКР, большая часть амортизационных
отчислений не направлялась на инвестиции,
а фактически изымалась из воспроизводственного
процесса. Углубляющийся спад производства,
превысивший в промышленности 50%, а в ее
наукоемких отраслях - 70%, повсеместно
привел к значительной недогрузке производственных
мощностей, не позволяющей поддерживать
их эффективную эксплуатацию и технологический
режим. Резко снизилась эффективность
общественного производства (удельный
расход электроэнергии на единицу ВВП
вырос на 23%, производительность труда
упала на 28%), что отражает общее снижение
конкурентоспособности российской экономики.
Фактически экономика вошла в режим суженного
воспроизводства, развивается необратимый
процесс разрушения научно-промышленного
потенциала страны, происходит нарастающая
деградация производственного аппарата
в отраслях материального производства.
2.
Деиндустриализация народного хозяйства,
отчетливый сдвиг в направлении утяжеления
его структуры за счет опережающего спада
в наукоемких отраслях промышленности
и производства товаров народного потребления,
повышение доли сырьевых отраслей (прежде
всего ТЭК) и сферы услуг (финансового
и торгового секторов) в структуре производства
и инвестиции, сокращение доли машиностроения
в структуре общественного производства
и повышение доли топливно-энергетического
комплекса свидетельствуют о структурной
деградации российской экономики, прогрессирующем
сокращении производства товаров высокой
степени переработки, свертывании отраслей,
являющихся основой современного экономического
роста и поддержания занятости населения.
3.
Угроза массовой безработицы
и обнищания значительной массы
населения вследствие как абсолютного
сокращения производства, так и
деиндустриализации, в ходе которой создание
новых рабочих мест в сырьевых отраслях
и в сфере услуг не компенсирует высвобождение
занятых из отраслей обрабатывающей промышленности.
При дальнейшем углублении промышленного
спада скрытая безработица, достигающая
в настоящее время до 20% занятых, неизбежно
перейдет в открытую форму, что создаст
серьезную угрозу неконтролируемого роста
социальной напряженности и дальнейшего
разрушения человеческого потенциала.
4.
Вывоз капитала, его связывание
в спекулятивных и посреднических
операциях, обусловленное образовавшейся
изоляцией торгово-финансового капитала
от производственных мощностей,
а также высокой неопределенностью
эффективности капитальных вложений
вследствие галопирующей инфляции
и неопределенности прав собственности,
неразвитости правовой системы
обеспечения инвестиционной активности
и разрешения хозяйственных споров.
Вывоз капитала, превышающий 10 млрд.
долларов в год при незначительной
величине ввоза, а также концентрация
банковской активности в финансировании
спекулятивной деятельности делают
невозможным поддержание расширенного
воспроизводства и обновление
производственного аппарата страны.
Объем накопленных российскими хозяйствующими
субъектами валютных резервов, выведенных
из хозяйственного оборота нерациональной
экономики, составляет 20-30 млрд. долларов
и сопоставим с годовым фондом накопления.
5.
Утечка умов и деградация человеческого
потенциала, дезинтеграция общества
и возникновение угрозы развертывания
классовых конфликтов, разрушение
основ социальной стабильности.
Растущая поляризация населения (разрыв
в уровне доходов между верхним и нижним
десятипроцентными уровнями населения
достиг 11 раз и продолжает возрастать)
сопровождается обнищанием значительной
части населения (27% населения живет ниже
уровня бедности), резким снижением уровня
социального обеспечения и государственных
расходов на социальные гарантии.
6.
Криминализация хозяйственной деятельности,
подрывающая рыночную конкуренцию
и государственное регулирование,
обусловливающая быстрое увеличение
веса теневой экономики, степени
реальной монополизации народного
хозяйства. По официальным оценкам,
сфера теневой экономики охватила
40% товарооборота и 28% услуг населению
общественного производства, под
влиянием криминальных структур
находится значительная часть
предприятий финансового и торгового
секторов, сферы услуг. Криминализация
общественного производства серьезно
затрудняет создание новых предприятий,
подавляет конкуренцию, сопровождается
коррупцией в органах государственной
власти. Значительный размах коррупции,
в свою очередь, резко снижает
эффективность работы государственного
аппарата, в том числе и деятельности
правоохранительных органов, делает
невозможным продуктивное использование
большого арсенала методов государственного
регулирования экономики, в том
числе правовое обеспечение механизмов
рыночной конкуренции. Сращивание
госаппарата с криминальными
структурами резко осложняет
достижение целей экономической
стабилизации, активной структурной
политики и социальной защиты.
7.
Галопирующая инфляция, колеблющаяся
в пределах 10-25% в месяц, крайне
затрудняла долгосрочную хозяйственную
деятельность, развитие производства,
инвестиционную и инновационную
активность.
8.
Угроза разрушения транспортной
и энергетической инфраструктуры
страны, повышение вероятности аварий
на энергетических и транспортных
сетях вследствие длительного
отсутствия инвестиций в их поддержание,
обновление и развитие.
При
оценке современного состояния социальной
политики в России и особенностей
ее социально-экономической трансформации
особо выделяются два аспекта:
- социально-экономический
по критерию постиндустриальных перемен,
происходящих в развитых странах мира,
а также по отношению к собственному историческому
опыту и традициям;
- геоэкономический
– по месту и роли страны в современном
мировом хозяйстве, в глобальных и региональных
экономических структурах и институтах.
Эти
две взаимосвязанные стороны
одного и того же процесса при определяющем
значении первой стороны показывают,
что вопросы социальной политики,
особенно на долгосрочную перспективу,
нельзя рассматривать в отрыве от
перспектив экономического развития страны.
Невозможно проводить в жизнь
эффективную и результативную социальную
политику без достижения высоких
устойчивых темпов экономического роста.
Если социальные реформы не будут увязаны
с экономическими и нацелены на достижение
динамичного развития российского общества,
то, конечно, и основные меры социальной
политики будут обречены на неудачу.
Разумеется,
перечисленные проблемы, часть из
которых достигла остроты, угрожающей
экономической безопасности страны,
взаимосвязаны и вызваны неадекватностью
проводимой экономической и социальной
политики. Необходимо проведение соответствующей
активной экономической и социальной
политики, направленной на решение
перечисленных выше проблем и
устранение обусловливающих их причин.
Шведская
модель социальной политики
В
начале двадцать первого века на ход развития
передовых стран доминирующее влияние
оказывают социальные факторы, воздействие
которых охватывает все сферы экономики и
приводит к изменению структуры общественных
потребностей, видов экономической деятельности и
общечеловеческих ценностей.
История
свидетельствует, трансформационный
процесс перехода от командно-административной системы к
социально – рыночному хозяйству опирается на
различные экономические модели развития.
Известны американская (США, Канада), японская
(Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная
(Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и
скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия,
Финляндия). Универсальной модели трансформации не
существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и
практический опыт этих процессов имеют
значение для разработки концепции социализации
национальной российской экономики, создания
механизмов и финансовых инструментов ее
реализации.
Наибольший
интерес для Российской Федерации
представляет шведская модель и современные попытки ее
реформирования.
«Шведская
модель» характеризует тип экономической
системы, в которой:
- существенное
влияние на развитие рыночной экономики
оказывает государство
- конфликтные
ситуации на рынке труда разрешаются посредством
проведения коллективных переговоров
при активном участии профсоюзов
- цель социальной
политики государства — достижение высокого
качества жизни всех слоев населения
Это
обусловлено следующими причинами:
- в качестве главных
приоритетов социально-экономического
развития выбраны показатели полной занятости и
выравнивания уровня доходов населения
- с 1932 года (за
исключением периода с 1976 по 1982 год) в Швеции у
власти находятся социал-демократы
- сильную позицию
имеют профсоюзы, оказывающие существенное
влияние на уровень и динамику роста доходов
населения
- шведы, как и
россияне, близко воспринимают идею равенства