Особенности социальной политики в России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

рудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения этих государств. Изучение основных тенденций и закономерностей развития трудового и социального законодательства европейских государств позволяет понять механизмы правового регулирования социально-трудовых отношений современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
1.1 Зарождение «шведской модели» 4
1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6
1.3 Смешанная экономика 8
Глава II 12
2.1 Социальная политика Российской федерации 12
2.2 Проблемы развития социальной политики России 15
2.3 Социальная справедливость 17
Глава III 22
3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22
Заключение 28
Список литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Чистохвалова_322 гр.docx

— 470.11 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский Государственный  университет

Экономики и Финансов

 

Кафедра Прогнозирования  и планирования

экономических и социальных систем

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Национальная экономика»

Тема: «Особенности социальной политики в России и Швеции»

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

Выполнила:

Студентка

Чистохвалова  Т.М.,

Группа 322

 

                                                                           Проверил:

                                                                                                        Преподаватель                                                                                     Лаврова Т.А.

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

                                       

                                        Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава I 4

1.1 Зарождение «шведской модели» 4

1.2 Основные направления социальной политики Швеции. 6

1.3 Смешанная экономика 8

Глава II 12

2.1 Социальная политика Российской федерации 12

2.2 Проблемы развития социальной политики России 15

2.3 Социальная справедливость 17

Глава III 22

3.1 Сравнительный анализ российской и шведской социальной политики 22

Заключение 28

Список литературы: 31

 

  

Введение

 

В наше время, когда развитие человека и личности выходит на первый план, на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

История свидетельствует, трансформационный  процесс перехода от командно-административной системы к социально — рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, проведения эффективной социальной политики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

Трудовое и социальное законодательство выступает одним из главных достижений развития европейской правовой культуры в XX веке. Возникновение и развитие правовых норм в трудовой и социальных сферах не только позволило западным государствам избежать серьёзных социальных потрясений, но и способствовало существенному  повышению уровня жизни и социальной защищённости основной массы населения  этих государств. Изучение основных тенденций  и закономерностей развития трудового  и социального законодательства европейских государств позволяет  понять механизмы правового регулирования  социально-трудовых отношений современного общества. Данный вопрос особенно актуален сегодня для российского общества, в котором идёт активный поиск  оптимальной социально-экономической  модели.

Наибольший интерес для Российской Федерации представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования.

 

   Глава I

    1. Зарождение «шведской модели»

 

На сегодняшний день Швеция является одним из самых благополучных  в экономическом и социальном плане государств и принадлежит  к числу высокоразвитых индустриальных капиталистических стран. Достижения Швеции могут объясняться как  особенностями исторического становления  этой страны, специфическими чертами  национального характера, так и  — в первую очередь — общими законами экономического развития.

Отсюда и берет свое начало такой  термин, как «шведская модель». Он появился  в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Основы же шведской модели были сформулированы в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем  стали стержнем экономической политики социал-демократов. Главные принцип  этой политики гласил: “нет причин для  социализации средств производства и отказа от выгод эффективной  рыночной системы производства  ради идеологических постулатов”1.  

Сейчас этот термин используется в  различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  понимают под ним смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное  регулирование, преобладающую частную  собственность в сфере производства и обобществление потребления. 

Основными целями модели в течение  длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено  уникальной силой шведского рабочего движения. Профсоюзное движение в  Швеции привержено уравнительное идеологии  политики солидарности в области  зарплаты. Основной лозунг политики —  “равная зарплата за равный труд”  — означает, что тип и природа  труда должны быть нормой для установления зарплаты, а не различная прибыльность фирм и отраслей.

Итак, отметим основополагающие факторы, способствовавшие формированию в Швеции такой специфической модели экономического роста:

  1. неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года и неучастие в обеих мировых войнах2;
  2. рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, что обеспечило политическую стабильность;
  3. исторические традиции мирных способов перехода к новой формации, в  частности от феодализма к капитализму;
  4. доминирование реформизма в рабочем движении и длительные стабильные условия в экономике (вплоть до кризиса 90-х годов).

Важно отметить, что «шведская модель», развиваясь в течение нескольких десятилетий, “показала жизнеспособность идей политики солидарности в области  заработной платы, полной занятости, активной политики на рынке труда”.

В самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Экономисты определяют шведскую модель как “модель, экономики, сочетающую полную занятость и стабильность цен путем проведения ограничительной  экономической политики, дополненной  выборочными мерами для поддержания  высокого уровня занятости и капиталовложений”3

«Шведская модель» исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.

Основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые  зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных4 мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели.

Смысл состоит в максимальном росте  производства частного сектора и  как можно большем перераспределении  государством части прибыли через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия  на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды. Вся  социальная политика в Швеции пронизана  идеей равенства. Это наблюдается  и в широчайшем профсоюзном движении, и в политике социального страхования, здравоохранения и образования.

Следуя цели общественного равенства, находящиеся во главе правительства  социал-демократы разработали систему  всеобщего благосостояния, которая  заключается в том, что “общество  отвечает за предоставление государственных  услуг хорошего качества всем гражданам  в ряде важных областей: образования, здравоохранения, социальных услуг”.

В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая  призвана создавать более или  менее нормальные условия воспроизводства  рабочей силы, и является средством  разрешения социальной напряженности.

Основные потребности, такие как  образование и здравоохранение  в Швеции социализированы. Суммарные  государственные расходы  составляют 60% ВВП, что ставит Швецию на первое место в мире по этому показателю. Рассмотрим далее отдельно каждое их приоритетных направлений социальной политики Швеции.

 

 

 

 

 

1.2 Основные  направления социальной политики  Швеции.

 

Социальное  страхование.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики всеобщего благосостояния. Официальные документы Швеции подчеркивают основную цель системы социального  страхования — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской  помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и болезнями   по производственной причине и безработицей. Нуждающимся  выплачивается так называемая общественная помощь — денежное пособие наличными.

Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она делает возможным людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, сборов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов.

Здравоохранение.

Швеция занимает ведущие позиции  в мире по многим показателям развития здравоохранения. Детская смертность здесь очень низка (страна уступает только Исландии и Японии). Средняя  продолжительность жизни велика (74 года у мужчин, 80 — у женщин).  Основные проблемы здоровья в Швеции связаны с окружающей средой (в  больших городах) и стилем жизни: такие вредные привычки, как потребление  жевательного табака здесь крайне распространены и являются своеобразной “визитной  карточной” шведов, что сопоставимо  с легкими формами наркотической  зависимости в Голландии.

Развитие здравоохранения рассматривается  в Швеции как задача государственного сектора и осуществляется в основном местными властями. 

 

Образование

Как и по показателям эффективности здравоохранения, Швеция занимает передовые позиции в мире по уровню образованности населения. В стране практически полная грамотность населения. Основное бремя расходов на образование берет на себя государство.

В 50-е годы была проведена реформа системы образования, были созданы обязательная начальная общеобразовательная десятилетняя школа, средняя школа, а также система образования для взрослых. При чем высшее образование почти полностью государственное.

В просветительских целях активно  используются средства массовой информации; хорошо налажена система заочного обучения, сочетающая в себе различные формы  обучения (кружки, просветительские передачи), что ведет к большей эффективности  образования.     

 

 

Выравнивание доходов и полная занятость.

Как видно, такая эффективность  социальной политики Швеции связана с очень большой ролью государства в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней.

Как уже отмечалось выше, доминирующей направлением внутренней политики в  Швеции также является и рынок  труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

 И на сегодняшний момент  рынок труда и все его составляющие  формируются за счет взаимодействия  предпринимателей и таких структур, как профсоюзы, которые являются  мощнейшим орудием влияния на  предпринимателей и государство  в руках трудящихся. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. В связи с этим стоит также отметить и деятельность правительства, направленную на всеобщее равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе:

Информация о работе Особенности социальной политики в России и Швеции