Социальная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - оценка тенденций и приоритетов социальной политики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты социальной политики государства;
- рассмотреть концепции социальной политики западных стран;
- охарактеризовать направления социальной политики России на современном этапе;
- дать оценку социальной политики Российской Федерации.
Объект исследовании: социальная политика РФ.

Работа содержит 1 файл

Экономика. Социальная политика в России в периходный период.(контрольная).doc

— 221.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

      Введение

 

      Повышение качества жизни населения – важнейшая  задача социальной политики. В Российской Федерации требуется быстрее  восстановить доходы и максимально  стимулировать платежеспособный спрос населения. Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время.

      Цель  работы  - оценка тенденций и приоритетов социальной политики Российской Федерации.

      Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

      - раскрыть содержание и инструменты  социальной политики государства;

      - рассмотреть концепции социальной  политики западных стран;

      - охарактеризовать направления социальной  политики России на современном  этапе;

      - дать оценку социальной политики  Российской Федерации.

      Объект  исследовании: социальная политика РФ.

      В первой части контрольной работы рассматривается социальная сущность и социальная политика государства

      Во второй части  контрольной работы рассматриваются направления социальной политики РФ на современном этапе.

 

      1. Социальная сущность и социальная политика государства

      1.1. Cтруктура и содержание социальных функций государства

 

      Cтруктура и содержание социальной функции государства, равно как и основные пути ее реализации, определяются и получают свое нормативное оформление и закрепление в социальной политике, которая, в свою очередь, в немалой степени зависит от формы политического режима, сложившегося в конкретных исторических условиях, характерных для конкретного социума.

      Ретроспективный анализ научных подходов к определению  социальной сущности государства позволяет  сделать вывод о том, что на всех этапах политогенеза обладающие публичной властью структуры  стремятся к установлению определенного  порядка, позволяющего обеспечивать реализацию общесоциальных, корпоративных и личных интересов членов общества, а также защиту этих интересов от противоправных посягательств. В зависимости от того, интересы каких социальных групп представляют приоритет для носителей публичной политической власти, различают общесоциальную и классовую сущность государства.

      В свою очередь, классовая сущность государства  предполагает верховенство интересов, властвующих по отношению к интересам  подвластных, при этом интересы социальных групп, наделенных публичными властными полномочиями, осуществляются за счет ущемления и ограничения корпоративных и личных интересов рядовых членов сообщества.

      Социальная  функция современного государства  включает целевые установки и  задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий существования для всех членов социума и, вместе с тем, создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Содержание социальной функции современного российского государства предполагает деятельность, направленную на: -обеспечение формально равных стартовых возможностей в сфере стремления к получению социальных благ для всех представителей общества; - обеспечение и защиту при помощи государственных гарантий «минимума человеческого достоинства» для представителей социально незащищенных слоев населения; -сочетание стабилизационной и стимулирующей роли государства в социальной сфере.

      1.2. Социальное государство  как  гарант социальной стабильности  общества

 

      Социальное  государство выступает в качестве гаранта социальной стабильности и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение стабильности в сфере социального обеспечения и недопущение ухудшения социального положения граждан (прежде всего это относится к представителям социально незащищенных групп, выступающих в качестве государственных иждивенцев). Наряду с обеспечением социальной стабильности, деятельность социального государства направлена на побуждение членов социума к инициативной деятельности осуществляемой в целях самостоятельного удовлетворения собственных социальных запросов.

      Социальная  политика представляет собой комплексную  характеристику государственного управления, включающую доктринальную, нормативную, организационную, инструментальную, процедурную  составляющие, при помощи которых государство реализует социальную функцию. Таким образом, социальная политика выступает в качестве внешней формы выражения социальной функции государства.

      Типологию социальной политики в условиях демократического политического режима представляется целесообразным осуществлять в контексте двух подходов: либерального и социал-демократического. Для либерального подхода, получившего наиболее яркое выражение в США, характерно стремление к минимизации государственного участия в финансировании социальных программ, направленных на компенсационные выплаты в адрес материально не обеспеченных представителей социума. При этом в качестве основополагающего принимается принцип негативного права: «государство не мешает, но и не помогает людям в повышении их собственного благополучия». В рамках социал-демократического подхода (Швеция, Канада) государство активно вмешивается в деятельность частного и корпоративного бизнеса. В качестве основного направления государственной политики принимается курс на формирование и поддержку «среднего класса», выступающего в качестве основы социальной стабильности и социального компромисса. Социальная политика государства в рамках данной модели может быть сведена к трем основным направлениям: стимулирующему; стабилизирующему; ограничительному.

      1.3. Формирование  социальной политики государства

 

      Процесс формирования социальной политики в  условиях постсоветской России может  быть охарактеризован при помощи известной гегелевской формулы: тезис - антитезис - синтез. Отказ от этатистской модели предполагающей практически полное огосударствление сферы социального обеспечения (тезис) сопровождался практически моментальным переходом к «дикому  капитализму» в котором государство, по сути, самоустранилось из сферы социального обеспечения и защиты, избрав роль «ночного сторожа» (антитезис).

      В современных условиях имеет место  попытка создания синтезированной  модели, в рамках которой совмещаются  либеральные ценности (декларируемые  на законодательном уровне: многообразие и паритет видов и форм собственности, первичность и неотъемлемость частной собственности, конкуренция претендентов на те или иные социальные блага, «разведение» государственных и личных интересов, борьба с монополиями и т. д.) и этатистские установки (использование административного ресурса для навязывания бизнесу «правил игры с государством», осуществление социальных реформ без выяснения отношения к ним со стороны населения, наличие неоправданно большого количества государственных иждивенцев (прежде всего речь идет о государственной бюрократии и силовых структурах), отсутствие реальных стимулов, способных инициировать деловую активность населения и т. д.).

      В рамках современного государствововедения широкое распространение получил  подход, в соответствии с которым  сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, например, концепция датского исследователя Т. Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В таком смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в теории государственных отношений. Ученый подкрепляет свою точку зрения следующей логически последовательной теоретической конструкцией: «Без борьбы за признание или освободительных войн не может быть взаимного признания суверенности или государственной системы. Без суверенности нет государства. Таким образом, способность защитить себя и является первой теоретической детерминантой концепции государства.

      Все другие теоретические детерминанты государственной системы, а также ее категории предполагают  «наличие возможности защиты и с теоретической точки зрения являются производными от нее». Процитированный тезис позволяет утверждать, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности.

      Направленность  государственной деятельности на обеспечение  интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

      Рассмотрение  государства как машины «для поддержания  господства одного класса над другим»  в рамках классовой теории происхождения  государства и права ограничивало социальную природу государства  интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса1. Справедливости ради, следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.

      Подобная  точка зрения представляется оптимальной  в плане соотношения публичных  и частных интересов, имеющих  место в любой политико-правовой системе. Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

      Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

      Социальная  сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

      Под инструментами социальной политики понимается предоставление трудоспособному  населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату; надежное государственное регулирование прожиточного минимума; государственное регулирование сверхвысоких доходов; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

      2. Направления социальной политики России на современном этапе

 

      В России на фоне резкого изменения  характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов  жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

      Социальная  работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х  годов. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли к результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него:

      снижение  уровня жизни;

      безработица;

      вынужденная миграция населения;

      профессиональное  нищенство;

Информация о работе Социальная политика в России