Автор: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 18:00, курсовая работа
В настоящее время медленно снижается численность людей с доходами ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, имеет место проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и повышения потребительских качеств жилой среды, снижается доступность бесплатной меди
1. Теоретические аспекты исследования социальной политики……………...5
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства………...5
1.2. Функции и модели социальной политики государства…………………...9
2. Особенности социальной политики в России……………………………….15
2.1. Основные направления социальной политики в России…………………15
2.2. Проблемы социальной политики России и пути их решения……………25
Список используемой литературы………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Заочное экономическое отделение
Кафедра экономической теории
Экономическая теория
по курсу:
«_____________________________
Социальная политика в России
на тему:
«_____________________________
Работу выполнил: А.Ф. Кадырова
Студент группы ЗЭ-01
Руководитель: М.П. Посталюк
Профессор кафедры
Экономической
теории
Казань, 2011 г.
1. Теоретические
аспекты исследования
1.1. Происхождение
и сущность социальной
1.2. Функции и
модели социальной политики
2. Особенности социальной политики в России……………………………….15
2.1. Основные
направления социальной
2.2. Проблемы социальной политики России и пути их решения……………25
Список используемой
литературы……………………………………………..
Введение
В
настоящее время медленно снижается
численность людей с доходами
ниже прожиточного минимума, усиливается
дифференциация населения по доходам,
повышается напряженность на рынке
труда, растет задолженность по выплате
заработной платы, пенсий и социальных
пособий, имеет место проблема с демографической
ситуацией в стране, так как население
Российской Федерации сокращается, существует
проблема обеспечения населения жильем
и повышения потребительских качеств
жилой среды, снижается доступность бесплатной
медицинской помощи и качество оказываемых
услуг, количество безработных с каждым
днем увеличивается, система образования
страны близка к состоянию общей стагнации,
качество жизни россиян находится на низком
уровне. Таким образом, социальная политика
в России не эффективна. Все это делает
актуальным и необходимым изучение социальной
политики, особенно сейчас, в период экономического
кризиса, и требует принятия адекватных
мер путем реформирования общественной
жизни, проведением эффективной социальной
политики государства. Реформирование
общественной жизни глубоко затрагивает
не только механизм управления обществом,
но и весь комплекс интересов личности,
трудовых коллективов, классов, народностей,
социальных и профессиональных групп
и слоев населения. Среди факторов, способствующих
гармонизации интересов личности и общества,
гарантирующих защиту интересов человека,
его прав и свобод, особое место принадлежит
социальной политике государства и всей
инфраструктуре социальной работы с различными
группами населения. Целью курсовой работы
является выявление проблем реализации
социальной политики РФ и разработка рекомендаций
по их устранению. Поставленная цель предопределила
необходимость решения следующих задач: •изучение
сущности и происхождения социальной
политики государства; •
1. Теоритические аспекты исследования социальной политики
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства
Социально – ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Известно мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика собственной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика". А.А. Кочетков считает, что социальная политика – это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети). С точки зрения И.П.Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Однако чаще всего можно видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства – политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов. Существует множество терминов, определяющих это явление, но одно остается неизменным – социальная политика является важной частью политики государства, без проведения которой многие люди просто не могли бы выжить. Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным – потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально – политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда.
Социально
– экономической школой анализа
социальной политики замечено, что
чем больше в социальной структуре
общества представителей наемного труда,
чем выше разделение труда, тем больше
доля отчислений, производимых государством
на социальные нужды населения страны.
Если экономической основой социально
– политической деятельности государства
является промышленный способ производства
и разделение труда, то социальной основой
является объединение представителей
наемного труда, чей интерес так же, как
и интерес предпринимателей, покоится
на данном производстве. В силу ограниченных
возможностей производства удовлетворять
потребности индивидов между производством
и потреблением возникает противоречие,
на основе которого разворачивается социальный
конфликт. Ограниченный и конфликтный
характер отношений между индивидами,
как результат ограниченного производства,
порождает такие группы людей, которые
могут воспроизводиться при условии помощи
последним со стороны общества в лице
государства. К этим группам людей относятся
те социальные группы, которые либо по
малолетству, либо по болезни, либо старости,
либо в результате отсутствия работы не
в состоянии самостоятельно обеспечить
удовлетворение своих потребностей и
потребностей своей семьи. Данные группы
людей имелись во все времена, однако потребности
этих групп людей не требовали всеобщей
защиты со стороны государства и осуществлялись
в основном на местном уровне.
Неспособность самого индивида удовлетворить
свои потребности порождает нуждаемость.
Данная неспособность возникает на ряде
ограничений биологического, экономического,
политического и социального характера.
Биологические ограничения подразделяются
на физиологические и психологические
ограничения, не позволяющие индивиду
либо по малолетству и старости, либо по
причине инвалидности и болезни трудиться,
а значит вступать в отношения, носящие
всеобщий характер. Экономические ограничения
подразделяются на ограничения материального
и морального характера. К первым из них
относятся уровень развития производительных
сил, ко вторым – устанавливаемые экономические
отношения или элементы этих отношений.
К последним имеют отношения принципы,
на которых не только выстраиваются отношения,
но и которыми они же укрепляются. И последняя
причина – социальная. Она складывается
из существующей системы социальной защиты,
а также из социальной силы наемного труда,
являющейся наиболее весомой в совокупности
представленных причин. Суть социальной
политики государства заключается в поддержании
отношений, как между социальными группами,
так и внутри них, обеспечении условий
для повышения благосостояния, уровня
жизни членов общества, создании социальных
гарантий в формировании экономических
стимулов для участия в общественном производстве.
При этом надо отметить, что социальная
политика государства, выступающая как
составная часть мероприятий, проводимых
государством в целях регулирования условий
общественного производства в целом, тесно
увязана с общеэкономической ситуацией
в стране. Однако социальная политика не
может рассматриваться как исключительно
экономическая проблема. Экономическая
же наука в качестве предмета своего исследования
в сфере социальной политики сосредотачивается
на экономических механизмах её реализации.
В условиях рыночной экономики к таковым
относятся, прежде всего, механизмы формирования
доходов и поддержание занятости населения
. Выделяют узкое и широкое понятие социальной
политики. В узком смысле слова социальная
политика – это, прежде всего действия
правительства, направленные на распределение
и перераспределение доходов различных
членов и групп общества. В широком смысле
социальная политика - это одно из направлений
макроэкономического регулирования, призванное
обеспечить социальную стабильность общества
и создать, насколько это возможно, одинаковые
“стартовые условия” для граждан страны.
Основными принципами проведения социальной
политики являются: 1) защита уровня
жизни путем введения разных форм компенсации
при повышении цен и проведение индексации; 2)
1.2 Функции и модели социальной политики государства
Социальная
политика выполняет ряд функций,
которые, в конечном счете, определяют
гуманистический характер государства,
стремящегося через политически
создаваемые общественные фонды
поддержать состояние индивидов
в том социальном статусе, который
не был бы обременительным для него. К
этим функциям можно отнести следующие: 1) Обеспечение
социальной безопасности, которая рассматривается,
прежде всего, как возможность человека
удовлетворять свои потребности, сочетать
индивидуальные и общественные интересы. 2) Обеспечение
политической устойчивости власти. 3) Обеспечение
такого распределения власти в хозяйстве,
которое признавалось бы большинством
справедливым. 4)
2. Особенности социальной политики в России
2.1 Основные направления социальной политики в России
В
силу целого ряда причин, на начальном
этапе радикальных
I. В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья. Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных – по отечественным меркам – жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности. По подсчетам специалистов, при самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально использовать этот финансово-экономический инструмент сможет не более 7-8% населения России. Количество улучшивших свои жилищные условия с 2003 г. стремительно падает как следствие безудержного роста цен на недвижимость: в 2003 г. этот показатель равнялся 14%, в 2005 г. – 10%, в 2006 г. – 7%. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда). Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.