Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Работа содержит 1 файл

эмпатия.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

Ход. Чтение художественной литературы, отражающей сведения о характерных признаках сезонов года.

Вопросы к детям: «Какие "человечки настроения" живут весной (летом, осенью, зимой)? Почему? Изобрази, какая весна, какой "человечек"?»

Работа  с природным материалом

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные  состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, ослабление негативных эмоций.

Материал: ящики  с песком, глиной, сосуды с водой.

Ход. Игры с песком, водой и глиной — пересыпание, переливание; постройки из песка, разрушение построек; манипуляции с глиной (разминание пальцами, лепка фигур). Деятельность самостоятельная, предполагает полное самовыражение ребенка.

Арттерапия (рисование)

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные  состояния, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности.

Материал: гуашь  разных цветов.

Темы рисования: «Грустныйдождик», «Веселый дождик», «Спокойная водичка», «Злая водичка», «Солнышко», «Снежинки», «Дождик».

Коллективная  работа с бумагой

Цель: развитие умения свободно выражать эмоциональные  состояния, снятие мышечного напряжения, тревожности, агрессии.

Материал: мелкие кусочки бумаги.

Темы: «Снег», «Дождь».

Ход. Педагог  предлагает детям сделать «снежинки» («дождинки»), сминая бумагу, и прикладывать их к общему фону.

«Человечки  настроения»

Цель: развивать  умение сопоставлять эмоции и причины  их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.

Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть).

Ход. Педагог  предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как  они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».

Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)

«Цветок» (сопровождается плавной музыкой)

Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.

Ход. Педагог  предлагает детям «превратиться» в  семечко — теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.

«Изобрази животное»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения.

Темы: «Злая собака», «Веселый щенок», «Грустный зайчик», «Веселый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Веселый котенок».

Игры  с трафаретами

Цель: развитие умения выражать эмоциональные состояния  через цвет, развитие эмпатии.

Материал: трафареты  животных, гуашь.

Темы: «Грустный  котенок», «Веселый котенок», «Злая собака», «Испуганный щенок», «Зайчик плачет», «Зайчику весело».

«Ветер  дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

X о д. Со  словами «ветер дует на того...»  ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного напряжения.

Ход. На полу мелом  рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Тренируем  эмоции»

Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. Ход. Педагог предлагает детям:

-    нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

-    улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

-    позлись, как гром, вихрь, ураган;

-    испугайся, как человек, увидевший молнию;

-    устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

-    отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах. 

«Дождик»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций.

Материал: листы  бумаги, ножницы.

Ход. Педагог  предлагает детям мелко нарезать бумагу — сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)

Для детей старшего дошкольного  возраста

«Прогулка по ручью»

Цель: стимулирование активности, развитие навыков конструктивного общения, развитие саморегуляции.

Ход. На полу мелом  рисуется извилистый ручеек, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.

«Из семени в дерево»

Цель: снятие мышечного  и психоэмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

Ход. Педагог  предлагает детям превратиться в  маленькие сморщенные семечки (сжаться в комочек на полу). Приходит садовник (ребенок). Садовник очень бережно относится к семечкам, заботится о них, поливает (гладит по голове). Выглянуло солнышко, упал теплый луч на землю, семечко проросло и превратилось в прекрасный цветок (дети медленно поднимаются, поднимают вверх руки, расправляют пальцы-лепестки).

«На лугу»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения, тревожности.

Ход. Педагог  предлагает детям закрыть глаза  и представить, что они находятся  в самом прекрасном месте Земли: «Это огромный цветущий луг. Здесь растет много разных растений — зеленая трава, прекрасные цветы. Раннее утро. Мы с вами идем по цветущему лугу. Вы чувствуете, как ваши ноги ступают по утренней росе, как ваше тело окутывает утренняя прохлада, дует нежный ветерок. Вдохните поглубже свежий воздух. Прислушайтесь — поют птицы, журчит ручеек, стрекочут кузнечики. Вам хорошо, в вас входят новые силы. Откройте глаза и медленно оглянитесь вокруг. Желаю вам бодрости и ощущения свежести утра».

«Цветок добра»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения, развитие умения выражать чувства и эмоции, развитие эмпатии.

Ход. Педагог  предлагает детям представить, что  у них в руках находится  волшебный цветок добра: «Протяните руки вперед, как будто вы держите  его в руках. Ваши руки чувствуют  удивительную доброту. Она согревает  вас, ваше тело, ваше сердце. Посмотрите, цветок добра очень красивый. Понюхайте его. Как он хорошо пахнет. Прижмите цветок к своему сердцу. Почувствуйте, как добро и красота входят в вас, согревают вам сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, радости. Я желаю вам, чтобы вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и прижать к своему сердцу».

«На какое дерево я  похож»

Цель: развитие адекватной самооценки, умения передавать свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог  обучает детей нескольким движениям, которыми можно изобразить разные деревья. Затем предлагает изобразить любое  дерево и отгадать, какие деревья  дети загадали. После этого каждый ребенок загадывает свое дерево, на которое он похож. Педагог: «А теперь представьте, что подул очень сильный ветер, он гудит, летит, свистит. Покажите, что происходит с деревьями. А сейчас еще и дождь хлещет, как из ведра. Что вы чувствуете? Но вот дождь закончился, ветер стих и выглянуло солнышко. Высохли капли дождя на ваших листочках и на ваших веточках весело запели птички».

Музыкотерапия «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечного  и психоэмоционального напряжения, развитие способности выражать чувства и эмоции, используя мимику, движения.

Материал: магнитофон, запись с музыкой разных темпов продолжительностью 1 мин каждая.

Ход. Педагог  включает музыку, дети выполняют под  нее различные произвольные движения, передают свои эмоции при помощи мимики.

Темы:

а)  «Течение воды» — плавная музыка;

б)  «Переход через чащу» — резкая, импульсивная музыка;

в)  «Ураган» — неконструктивная, хаотичная музыка;

г)  «Полет бабочек» — лирическая, плавная музыка;

д)  «Покой» — спокойная, тихая музыка или шум воды, морской прибой, звуки леса (под эту музыку рекомендуется остановиться, можно лечь (сесть) и прислушаться к себе).

«Ивушка» («Рябинушка», «Елочка», «Березка»  и т.п.)

Цель: снятие мышечного  и психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог  предлагает детям представить, что  они ивушки: «Стоит ивушка (дети стоят, подняв руки-веточки вверх); подул ветерок, ивушка согнулась (дети наклоняются, расправляют пальцы-веточки, наклоняют голову к груди, приоткрывают рот); дует ветерок, качается ивушка (дети покачиваются в стороны, вперед, назад); пропал ветерок, ивушка выпрямилась (дети выпрямляются)». Педагог предлагает встряхнуть руки, ноги: «Стряхните свою усталость, еще чуть-чуть осталось, повторим еще».

«Зоопарк»

Цель: снятие мышечного  и психоэмоционального напряжения, снижение агрессии.

Материал: стулья — «клетки».

Ход. Педагог  предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

«Найди  пару»

Цель: снятие психоэмоционального  напряжения.

Ход. Педагог  предлагает детям разбиться на пары. Каждая пара изображает какое-либо животное, имитируя звуки, которые издает данное животное. Затем педагог предлагает разъединить свои пары, завязывает детям глаза и предлагает им найти свою пару по звуку.

«Медвежата»

Цель: снятие мышечного  напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.

Ход. Педагог  предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

«Спаси  птенца»

Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

Ход. Педагог  предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладони к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных