Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Работа содержит 1 файл

эмпатия.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

Базовыми основами оформления ландшафта с позиций  реализации коэволюционного подхода в экологическом образовании? должны стать следующие принципы:

-    принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы. Направлен на социокультурное развитие детей дошкольного возраста, формирование у них навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействие с природным окружением. Реализуется через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребенка в общении с миром природы;

-    принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы;

-    принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка. Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие красок, форм ее предметов и объектов;

-    принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка. Решается посредством создания условий для! систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной; среды;

-    принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе;

-    принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении и дальнейшем содержании и уходе за ним. Предполагает формирование у детей субъектно-личностного отношения к каждому живому объекту, ценностного отношения к нему.

По мнению С.Н.Николаевой, четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать следующее:

-    неразрывную связь живых организмов с внешней средой;

-    морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания;

-    появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

-    специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета;

-    многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.

Грамотная организация  предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому. 

3.  РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ  В  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Широко известно философское изречение: практика —  критерий истины. Кроме того, как установлено психолого-педагогическими исследованиями, ребенок дошкольного возраста успешнее развивается благодаря вовлечению его в процесс активной содержательно насыщенной деятельности, непосредственного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем с позиций современной психолого-педагогической науки использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.

Что же можно отнести к практическим методам экологического образования дошкольников?

Если мы исходим  из того, что ребенок-дошкольник развивается в активной деятельности, то одним из важнейших практических методов экологического образования детей и ее основных форм необходимо рассматривать игру. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития дошкольников большое значение.

Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников?

В первую очередь  необходимо говорить о влиянии игр  на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

Далее, игровая  деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.

Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

Для успешного  осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических  занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как  с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место  и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

-   предметные;

-   настольно-печатные;

-   словесные;

-   творческие.

Предметные  игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Дидактические игры необходимо использовать как системный  компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

Приведем некоторые из них.

«Узнай  и назови»

Цель: научить  детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках.

«Что  есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал: карточки с изображением различных животных собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача: показать и назвать части тела животног изображенного на карточке.

«Отгадай-ка»

Цель: развивать  у детей умение узнавать и называть предста вителей основных жизненных  форм растений (деревья, травянис тые  и комнатные растения) по отличительным  особенностя внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (береза, ель) травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растени (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на кар точках.  

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строени растений.

Материал: разрезные  картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и  назвать его части.

«Времена  года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой  круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки  подобрать картинки, соответствующие  указанному стрелкой времени года.

В средней группе дидактические игры используются в  целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.

Приведем варианты дидактических игр, экологического содержания для детей среднего дошкольного возраста.

«Живое неживое»

Цель: формировать  у детей умение ориентироваться  в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

«Зоологическое  лото»

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей  узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: игровые  карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных (рыбы, птицы, насекомые, звери), карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных.

Игровая задача: по описанию животного подобрать  карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты.

«Помоги Медвежонку»

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома.

Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно  делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо.

«Оживи  растение»

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).'

Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача: «оживи» растение — правильно  заполни пустые квадратики.

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных