Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
содержание |
4. ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯСпруть Т.К. Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Часто зло начинается с самого малого-с оторванных крыльев у мухи, как раз той самой мухи, из которой стоит делать слона. Можно уничтожить вредное насекомое, но нельзя его терзать. Это развращает детскую душу. Любовь к животным воспитывает у ребёнка чувство ответственности. А это, пожалуй, самое главное. Ответственности за чьё-то здоровье, за чью-то жизнь, За свой выбор. Помните, как у Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за того, кого приучили". И ещё: "Встал утром, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету". Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно". Одним из таких помощников является театрально-игровая деятельность детей. Почему театральное творчество детей мы называем театрально-игровым? Потому что
оно, в отличие от творчества взрослых,
носит свободный игровой В дошкольных и школьных учреждениях театрально-игровая деятельность представлена в двух формах:
* * * Кукольный театрКукольный театр лучше всего классифицировать по месту применения:
Задача педагога
- научить детей правильному
Начинать лучше всего с варежкового театра, так как варежковые персонажи (миниатюрные на один пальчик или покрупнее - на всю ладошку) не требуют предварительного обучения приёмам вождения. Достаточно взрослому при их помощи показать несколько инсценировок, как дети быстро улавливают особенности работы с ними. Чтобы подготовить руку ребёнка к сложной для него технике вождения куклами би-ба-бо, необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Хорошо, если она носит сюжетный характер, например "Как братья в лес ходили". Можно провести зарядку для кукол. Например, "поднимите руки вверх, разведите в стороны, присядьте, встаньте, попрыгайте и т.д." Дети учатся согласовывать слова с действиями, узнают возможности кукол. Спектакль театра петрушек можно показывать в помещении и на воздухе. И в том и в другом случае свет должен падать на ширму со стороны зрителей. Кукловоды работают стоя. За ширмой не должно быть ничего лишнего. Стол или стулья, на которых раскладываются куклы, ставятся на 1-пол метра от ширмы и накрываются чем-нибудь мягким, чтобы не было стука, когда на них будут класть предметы. Если дети не справляются одновременно управлять куклой и произносить текст, то воспитатель может взять на себя роль рассказчика или можно записать текст на магнитофон. Тогда нужно отрепетировать вождение кукол под фонограмму. Драматический театрТеатр, где роли исполняют сами дети. Чем меньше ребёнок, тем больше его деятельность схожа с игровой, тем больше подражательности в его действиях. Малышу 3-4 лет недоступна длительная работа над образом, подмостки его смущают. Так как у маленького ребёнка развитие речи отстаёт от развития движений, ему легче показать, чем сказать, поэтому хорошо использовать простые инсценировки рифмованных текстов. Тексты могут быть разными, но, коль мы говорим об экологической направленности, то лучше брать тексты о животных или такие, которые помогут ребёнку осознать себя, как биологическое целое (ощутить своё тело и каждую его часть). На этом построена почти вся народная педагогика ("Сорока-ворона", "Ладушки-ладушки"...) Можно брать и авторский текст. Например, стихотворение Е.Коргановой "Ладушки-ладошки" или сказка К.Чуковского "Цыплёнок". В книге не расписаны движения, но каждый придумает свой вариант. Инсценировать стихи можно и с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Этюдная работа.Маленькому актёру ещё нужно многому научиться прежде, чем выйти на подмостки. В любом деле человек начинает с азов, с небольших лёгких задач, упражнений, если мы говорим о театральном творчестве - этюдов. И, если спектакль, инсценировку поставить мы не успеваем, то этюдная работа вполне реальна и необходима. Она освобождает творческую природу ребёнка, создаёт условия, в которых эта природа пробуждается и действует. Она приводит к освобождению мышц, к правильному сценическому самочувствию, к умению органически действовать в предлагаемых обстоятельствах - "быть, а не казаться на сцене". Этюдная работа снимает с ребёнка зажим. Этюдной работой в широком смысле слова мы называем все виды тренировочной работы: от простейших упражнений до сложных сюжетных этюдов. Театр в переводе с греческого означает "действие". Выполняем ли мы простейшее упражнение или работаем над сложным сюжетным этюдом, действие подчиняется одним и тем же законам, законам нашей органики (оно должно быть естественным). Но, каждое действие можно выполнить по-разному. В жизни мы ведём себя органично, не задумываясь. Например, когда в жизни мы задумывались над выражением своего лица?! Занятые делом, мы даже не подозреваем, как выглядим со стороны. Обдуманное выражение лица у нас бывает только, когда мы хотим кого-нибудь обмануть или пытаемся что либо скрыть. Так, к примеру, скрывая несчастья, люди делают весёлое лицо, улыбаются, получив отказ - стараются казаться равнодушными... И, как правило, начинают вести себя неестественно, движения становятся скованными, на лице - застывшее выражение... Ничего не добьётся и актёр, пытающийся изобразить чувства и старательно проделывающий заранее намеченные жесты, изо всех сил следя за выражением своего лица. Где уж тут думать о партнёре, тут цель - понравиться зрителям или вам, воспитателю. Но, вся система Станиславского (система органического действия на сцене) заключается в моменте толерантности - умении слушать и слышать. Поэтому начинать работу следует с тренировки отдельных элементов органического действия: внимания, воображения, оценки предлагаемых обстоятельств. Для развития каждого из этих элементов существует ряд упражнений. Упражнения, развивающие вниманиеЭти упражнения могут адресоваться к любому из 5 чувств. Упражнения, обращённые к слуху:
Последнее потребует особенной сосредоточенности, ведь здесь звуки будут совсем слабые и случайные. (Треск, дыхание товарищей...) Можно положить на верхнюю полку часы - будильник (для лучшей акустики) и спросить: "Какой новый звук появился в нашей комнате?" Упражнения, обращённые к зрению:
Упражнения на обоняние и вкус:Не меньшую роль играют упражнения на обоняние и вкус: игры: "Определи на вкус", "Угадай по запаху." Упражнение на осязание:"Определи на ощупь"... * * * Станиславский сравнивал внимание с кругом света от лампы в тёмной комнате. Светлый круг, как круг нашего внимания, может быть большим или маленьким, освещать один предмет или множество, увеличиваться и сокращаться, перемещаться в пространстве. Упражнения развивающие воображениеДля развития воображения также есть множество упражнений. Например, вы предлагаете детям, взяв в руки какой либо предмет (или посмотрев на какую либо вещь в комнате), сочинить его историю: кто были его владельцы, каким образом он попал сюда, что с ним произойдёт через сто лет, когда его найдут в раскопках. Можно брать 3 или несколько предметов, ничем не связанных между собой (скажем, иголку, скамейку и ключ) и пытаться с детьми сочинить рассказ, где бы эти предметы фигурировали и были нужны друг другу для развития сюжета. Например. Жил-был... Он мечтал о... Как-то встретил... Как он (она) ему помогли? И помогли ли? и т. д. Заметим, что самые замечательные истории о самых обыденных вещах вы можете найти в сказках Андерсена. Они могут послужить толчком вашему собственному воображению. "Обучая, обучайся сам". Приёмов развития воображения очень много, мы обозначим лишь некоторые. "Эмпатия"Представляешь себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. Пример: Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?) Или. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи. Или. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать. "Точка зрения"Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. Примеры: мальчик увидел гнездо. Его действия. (Мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным). Или же: в одной и той же ситуации предлагаем ребёнку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук? А теперь поменяйтесь ролями. Или: вы изображаете двух собак. Одна - большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная. После обсуждения действий и чувств заданных образов, упражнения разыгрываются в виде инсценировок. Ценность этого приёма в том, что ребёнок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать её плюсы и минусы. Эта способность лежит в основе природоохранной деятельности. Сорвать цветок для человека хорошо. Он будет стоять в вазе, им можно любоваться. Но, когда ребёнок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить. Речь идёт опять же о чувстве ответственности. * * * Помните, что самое трудное сочинить этюд, а если он верно сочинён, то сыграть его пара пустяков. Каждое упражнение требует уточнения предлагаемых обстоятельств или, вернее, их создания при помощи того же воображения. "Если бы" - это то слово- рычаг, которое переводит нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество. (К.Станиславский). Каждый вымысел должен быть окружён подробностями. Убедительными. Волнующими. Пример: попробуйте пройти по одной половице. Это легко. Теперь представьте себе, что вы идёте по стене двухметровой высоты и половица-ширина этой стены. Дайте детям совет: не изображайте, как вас качает, нельзя зря махать руками - можно потерять равновесие. Вспомните, что вы испытали, находясь на высоте. Учтите, что при взгляде вниз кружится голова, значит - глядеть надо вперёд и только боковым зрением просматривать свою доску. Постарайтесь не качаться. Уговаривайте себя не бояться. Как видите, мы побуждаем детей играть не страх, а свою борьбу со страхом, то, что нам приходится делать в подобной ситуации в жизни, а значит то, что естественно и органично. На сцене важно не страдание, а борьба героя со своим страданием. Следует заметить, что дети, как правило, стремятся как можно быстрее выполнить задание. Они часто путают понятия качества и скорости. Мы сами виноваты в том, что наши дети считают хорошо выполненной только ту работу, которую они выполнили быстро. Поэтому нам следует обратить внимание на темпо-ритм. Темпо-РитмТемп-это скорость
выполнения действия, а ритм-это
степень напряжённости Ещё часто говорят, что ритм-это то, как стучит ваше сердце. Когда мы идём по высокой узкой стене-сердце у нас стучит быстро-быстро, но идём мы при этом медленно. * * * Мы говорили о том, что прежде, чем приступить к показу этюда, нужно оговорить множество подробностей. Вот ещё пример: предложите ребёнку войти в дверь, как если бы он входил в комнату к больному. Уточните, кто он, кем приходится входящему. Спросите, он пришёл к нему впервые навестить или просто выходил в аптеку. А теперь пусть войдёт в дверь, как если бы он входил в праздничный зал на новогоднюю ёлку, как если бы он входил в клетку с хищником и т.д. И во втором и в третьем варианте оговариваются подробности. Ещё один пример: наливаем немного воды в стакан и предлагаем ребёнку выпить её, как если бы он пил обжигающий горячий чай, вкусный сок, горькое лекарство, холодную воду. "Если бы""Если бы" всегда побуждает к активности в той или иной степени. Существуют такие "если бы", которые вызывают мгновенное и сильное физическое действие (магические). Если я брошу верёвку с криком: "Змея!" - я заставлю вас мгновенно отпрыгнуть. Одно из упражнений как раз и заключается в том, что вы берёте предмет и относитесь к нему, как если бы он был чем-то совсем другим, отдалённо сходным по фактуре. Можно работать с воображаемым предметом. Я нюхаю цветок, а передовая его ребёнку говорю: "Мяч!"-он обыгрывает воображаемый мяч, а затем передаёт его товарищу по кругу и говорит к примеру: "Конфета!" И так пока не надоест. Работе над этюдом с воображаемыми предметами нужно посвятить немало времени. Ребёнок должен вспомнить все физические действия, которые он производил с этим предметом, или за которыми он наблюдал, активно работает память и воображение, помогающее представить несуществующий предмет. Возникает оценка: размер, вес и т.д. Можно проводить игры: "Отгадай, что я делаю?", "Что у меня в руках?" далеко не сразу достигается точность. Дети сами стимулируют себя: "Непохоже!", "А теперь что ты делаешь? Попробуй показать по другому!" или "Не так! Дай я покажу!" Можно переходить к сложным сюжетным этюдам (парным, коллективным). Артикуляционная гимнастика.Актёру необходимо чётко, ясно произносить текст, а чтобы губы и язык были подвижны и чётко произносили текст, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, развивающей речевой аппарат. Речевой аппарат-инструмент актёра. Упражнения для губ:Цель
этой группы упражнений: "Хоботок-улыбка"Движение сомкнутых губ вперёд и в стороны ("на улыбку") при сжатых челюстях. "Губы - маятник"Движение сомкнутых губ вперёд, вправо, влево (при сжатых челюстях). "Губы-качели"Движение сомкнутых губ вперёд, вниз, вверх. "Круг губами"Движение сомкнутых губ вперёд и затем круговое движение ими. "Покажем зубки"Верхняя губа поднимается
вверх (не обнажая десну). "Спрячем губы"Натягиваем губы (верхнюю и нижнюю) на зубы, как бы хотим съесть их. Упражнения для языка:Цель: гимнастика языка растягивает уздечку (перепонку под языком), делает язык подвижным, гибким, устраняет его излишнюю мясистость. "Покажи язычок"Язык высунуть и опустить вниз, выдвинуть вперёд, поднять вверх, убрать за зубы. "Тик-так"Движение кончика языка у уголков приоткрытого рта - вправо и влево. "Проглоти язык"Завернуть язык вверх и назад к маленькому язычку, вернуть в исходное положение. "Жало змеи"Язык высунуть, не дотрагиваясь до губ, сделать быстрое движение из стороны в сторону или сверху вниз и спрятать. "Полакаем"Движение языком, как будто лакаем молоко, как котёнок. "Любопытный язычок"Изучаем язычком полость рта (зубы, дёсны, щёки, нёбо). "Уколы в щёки"Делаем уколы языком в правую и левую щёку. Упражнения для челюсти:Цель
этой группы упражнений: "Позеваем"Язык должен лежать плашмя, кончик у корней нижних резцов передних зубов, спинка слегка углублена, корень языка опущен, как при зевке. Это положение является исходным и основным для правильного звукотечения. Выдвижение нижней челюсти вперёд. Дыхание. Лежа, сидя, стоя:
Занятие: "Шум леса".Цели занятия:
Ход занятия. I часть:"Дети, сейчас
мы с вами пойдем в лес.
Идем по широкой дорожке II часть:
III часть:"Мы были
с вами в лесу, а теперь вернемся
домой. Идем по колкой траве.
Под низкими ветками. Усложнения: "Шумим" по подгруппам. "Дети, сейчас
я разделю вас на группы, и
каждая из групп будет "А теперь все персонажи будут шуметь одновременно. Таня и Маша, вы кто? (Деревья) Значит, как вы будете "шуметь"? (-ш-ш-ш-) и т.д. Приготовились. Лес зашумел." "Шумим" с нарастанием (усилением) и удалением звука одной группы персонажей. "Засвистел
ветер. Зашумели деревья. "Шумим" по подгруппам с нарастанием и удалением только одного персонажа, исполняемого одним ребенком. Постановка голоса.Врачи - фонречевики советуют эти упражнения сегодня выполнять всем жителям нашей республики, т.к. есть подтверждения, что повышенный уровень радиации оказывает влияние на работу голосовых связок. Упражнения на звукотечение "Мычание" на жевании.(ням ... , нем ... , нюм ...)
Но недостаточно только чётко и внятно произносить текст. Необходимо овладеть выразительностью речи. Одно и тоже слово можно произнести по-разному, с разной интонацией. Интонация зависит от отношения. ("Дурачок ты мой", "Милая ты моя!") Фразу: "Приходите завтра"-предлагаем произнести грустно, весело, спокойно, грубо, важно, злобно, нежно. * * * Театр - искусство синтетическое. Дети любят и стремятся обставить свой спектакль, как у взрослых: декорации, костюмы, занавес, афиши, билеты... В этой деятельности каждому найдётся работа. Одни будут актёрами, другие -художниками, костюмерами, сценаристами, билетёрами, гримёрами, администраторами... Вплоть до того, что дети постарше могут быть и режиссёрами. В театре нет ничего невозможного.
|
содержание |
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯСончик Е.И. Кроме специально организованных занятий, большую роль в решении экологических задач играют специально организованные мероприятия на экологические темы. Ими заполняют свободное от занятий время ребят, что делает их отдых целенаправленным и познавательным. Формы организации детского досуга экологической направленности:
Раскроем некоторые формы организации работы подробнее. Уроки добротыПроводятся индивидуально или с подгруппой детей и длятся от одной до нескольких минут. На них используются музыкальные и художественные произведения. Темы: "Что значит быть добрым?" "Что такое бережливость?" "Красота?" "Что такое страх?" "Как ты чувствуешь любовь?" "Нужны ли в жизни правила?" И т.д. Уроки мышленияЭто ответы на вопросы: как? почему? отчего? Такие беседы служат установлению зависимости, причинно-следственных связей между объектами и явлениями природы, в основе которых кроятся истоки детского интереса. Обсуждение и проигрывание ситуацийСодействуют закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Например:
Эта формы работы основана на эмпатии - способности ребёнка понять, принять и прочувствовать состояние другого существа в ситуации, когда у того есть какие-то проблемы. Оказавшись в сложной, угрожающей жизни ситуации на уровне воображения, в реальных условиях ребёнок задумается прежде, чем что-то сделать. Экологические акции, трудовой десантСтавят целью закрепление норм поведения в природе, формирование разумного ограничения потребностей в сохранении окружающей среды. Обычно дети участвуют в уборке территории, благоустройстве, осуществляют посадку деревьев, кустарников, цветов. Они могут подкармливать птиц, охранять муравейники, расставлять природоохранительные знаки. Зелёный патрульОсуществляет обход территории, поиски объектов, нуждающихся в помощи, принятие мер по её оказанию. Патруль может вести образовательную работу с младшими детьми, определять и охранять ценные и редкие экземпляры растений, насекомых, птиц и т.д. Клуб исследователей природыИмеет цель найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, "читать книгу природы". Содержанием исследований может стать обследование близлежащей местности: природные условия, рельеф, растительный и животный мир. Можно заготавливать лекарственные травы, собирать природный материал, сравнивать и делать выводы. Результаты оформляются в альбомах, коллекциях. Экологические картыПомогают развивать наблюдательность и любознательность у детей. Составляя карты, дети задумываются над различными проблемами. Почему одни растения (животные, насекомые) растут (живут) здесь, а другие-там? Как они приспособились к различным условиям? Дети знакомятся с разными видами карт, могут составлять план экологических троп (места для пешеходного движения, что позволяет сохранять окружающую природу), используя для этого простейшие обозначения и рисунки. Экологические выставки и экспозицииЗнакомят ребят с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Темы: "Лес-друг человека", "Космос", "Человек и его добрые дела на Земле" и т.д. На выставке используются художественные произведения различных направлений, работы детей и воспитателей, коллекции, тематические альбомы и т.д. Выставки и экспозиции-прекрасный фон для проведения бесед и экскурсий. Экологический музейЭто место, где собран и выставлен на обозрение и изучение экологический материал. Это могут быть гербарии редких, лекарственных растений; альбомы с фотографиями животных, насекомых, птиц; минералы; модели экосистем; книги об охране природы и т.д. Экологические игры:Ролевые, дидактические, игры-путешествия, имитационные и др. * * * Все эти мероприятия призваны способствовать решению задач экологического воспитания.
|
содержание |
6. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ.Поддубная Л.А. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки. Основными видами музыкальной деятельности являются: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и музыкальное творчество. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы. Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка. На фоне слушания и восприятия музыкальных произведений можно организовывать игры, в основе которых лежит воображение. Например, отправиться в гости к Красной Шапочке и искать её в лесу, в пещере, на лугу, на берегу озера, в шумном городе... Незаменимым в такой работе является цикл А.Прокофьева "Петя и волк". Народные календарно-обрядовые песни и танцы, произведения композиторов-песенников на эту тематику, фрагменты классической музыки органично переплетаются в детских праздниках и развлечениях: "Дажынкi", "Купалiнка", "Гуканне вясны", "Масленица", "Каляды" и др. Список рекомендуемых музыкальных произведений:
|
ЛИТЕРАТУРА:
|
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(
Методическое пособие
по экологическому направлению)
Батайск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
3. РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
4. ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
5. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уважаемые воспитатели дошкольных образовательных учреждений!
Предлагаемое пособие обеспечит необходимой информацией по целому спектру как теоретических, так и методических проблем, связанных с организацией экологической работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и в условиях семьи.
Экология, экологическая ситуация, экологический кризис... Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще. По результатам социологических исследований термин «экология» — один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле. Характерной чертой современного суперматериалистического общества является снижение экологической устойчивости, вызванное негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью человека по отношению к природе, а также девальвацией его духовно-нравственных норм и этических ценностей. Приоритет материальных ценностей в отношениях человека к человеку распространяется на весь окружающий мир, включая и мир природы. Неразумное, потребительское отношение людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счете самого человека.
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Однако в течение длительного времени его деятельность еще не носила такого разрушительного характера. Лишь в первой половине XX столетия изменения окружающей среды под воздействием человека приобрели для цивилизации угрожающий характер. За несколько десятилетий XX в. мир в результате бездумного, стихийного воздействия человека на природу изменился настолько, что проблема отношений общества и природы стала одной из самых актуальных проблем современности.
Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных