Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Введение
«Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...»
Герцен
А.И.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
В
период школьного детства при
благоприятных условиях жизни интенсивно
развивается интеллектуальная и
эмоционально-волевая сфера
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
1 Природа,
как педагогический
аспект воспитания детей
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.
Отношение как психологическая категория рассматривалась во многих работах известных педагогов. Отношение к окружающему миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении. Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение и применение знаний в практической деятельности.
У
детей дошкольного возраста необходимо
развивать контакты с живой природой,
чтобы они осознали вещи, которые
оказывают отрицательное
При
организации процесса становления бережного
отношения к природе у детей дошкольного
возраста необходимо учитывать, что дошкольный
возраст наиболее
благоприятен для экологического развития
детей. Это обусловлено тремя главными
особенностями этого возраста: психологической
включенностью в мир природы, восприятием природных объектов
в качестве полноправных субъектов, стремлением
к непрагматическому взаимодействию с
миром природы3.
2
Экологическое воспитание
дошкольников в
повседневной жизни
2.1
Проведение наблюдений
Формирование системы знаний о растительном и животном мире должно осуществляться на основе сезонного принципа в ходе проведения циклов наблюдений на участке и в уголке природы, природоведческих занятий.
Осенью дошкольники могут знакомиться с некоторыми видами осенних цветущих растений, деревьев и кустарников, закреплять и систематизировать знания об овощах и фруктах, знакомых комнатных растениях. Параллельно ребята усваивают знания об условиях жизни растительности на участке в осеннее время. Они могут наблюдать за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь — ноябрь);
В зимний период основное внимание должно уделяться знакомству с ростом и развитием растений на примере посадок в уголке природы. Дошкольники узнают о необходимости для жизни растений таких условий, как питательная почва и тепло. На улице — за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь — февраль).
Весной дети знакомятся с цветением деревьев и кустарников, первоцветами и другими травянистыми растениями, а также с новыми комнатными растениями. Наблюдая за распусканием почек на деревьях, выращивая рассаду цветочных семян, ребята знакомятся с особенностями роста и развития растений, узнают о новом условии их жизни — свете.
В летний период, продолжая познавать разнообразие растительного и животного мира, дошкольники знакомятся с отдельными видами ягод и грибов; лесных, луговых и садовых растений, наблюдают за божьей коровкой, бабочками и пр.; закрепляют знания об их росте и развитии, а также условиях жизни.
Осуществление данных наблюдений создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных — это важнейшее мероприятие повседневной жизни.
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада — еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда — негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, — одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Окружающая
природа — источник развития не
только ума, но и нравственных чувств
ребенка. Очень важно вызвать
у ребенка положительное
Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, черепахой, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.
В результате наблюдений ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа
— это первый эстетический воспитатель
ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится
видеть, понимать и ценить ее красоту.
2.2
Заполнение календаря
Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.
Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения (луковица в банке, ветки дерева, проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры). Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Общение
детей с природой — это отдельные
взаимосвязанные мероприятия, позволяющие
научить детей духовному
2.3
Походы и экскурсии
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна — набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.
В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов. Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных