Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Работа содержит 1 файл

эмпатия.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

Однако экологические  проблемы нельзя рассматривать только лишь как проблемы сохранения окружающей среды. Пагубное воздействие на природу — результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития — физического, интеллектуального, духовного и т.д. Природа — это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей мягче, добрее, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы. XXI столетие должно стать веком новой мировоззренческой парадигмы, связанной с утверждением идей устойчивого развития на основе становления у каждого человека коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человека и природы.

Коэволюционный  подход предполагает синтез аффективно-эстетического, этического и прагматического взаимодействия человека с природой. Аффективно-эстетическое взаимодействие — это не что иное, как взаимодействие с природным окружением на основе чувств и эмоций. Этические основы взаимодействия человека и природы предполагают ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как к проявлению жизни на планете. Прагматическое взаимодействие базируется на необходимой каждому человеку системе знаний о природных объектах, предметах и явлениях, системе познавательных ценностей.

Реализация данного  подхода должна осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования — в дошкольном детстве. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение  к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с {природным окружением.

Как свидетельствуют  психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика,  реализовать эти задачи непросто.  

1. ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО  ОТНОШЕНИЯ К МИРУ  ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сложившаяся в  современном мире экологическая  ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных  форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, — с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека — интеллектуального, физического, духовного.

Таким образом, выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Представляется, что основным принципом нового отношения человека и природы должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнерства, основу которых будут составлять такие качества, как гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм. Как отмечает Е.М.Логунова, «в настоящее время меняется мировоззренческая парадигма о человеке, его месте во Вселенной, его роли в эволюции Космоса, Земли и самих причинах его возникновения. От антропоцентрической концепции, согласно которой человек — царь природы, мы переходим к представлению о человеке как малой части единого организма Вселенной».

Идея о первичности  эмоциональной связи ребенка  с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н.Кондратьевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовои и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например, Н. Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами — основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой.

Как показывают исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д. Б.Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры.

Проблему становления  ценностного отношения к миру природы, как считают многие исследователи, также необходимо рассматривать с позиций воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Становление нового мировоззрения во многом обусловливается нравственно-этическим воспитанием, развитием духовного мира человека, формированием моральных ценностей по отношению к окружающему миру, включая и мир природы.

Воспитание ценностного  отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С.Л.Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. По мнению В. А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.

Таким образом, анализ философских, психологических, педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность, соотношение целей и средств, «значимого и относительно незначимо-то, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность—политипичность структуры ценностей, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность — размытость ценностей и др.». По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой формирования ценностных ориентации, именно система ценностей определяет развитие личности. Учеными доказано, что ценностное отношение к окружающей действительности особенно у детей дошкольного возраста в силу их возрастной специфики во многом обусловлено эмоциональным состоянием. Как показало исследование Н. Д. Былкиной и Д. В. Люсина, эмоции ребенка, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним его состоянием.

Также установлена  связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, — все это имеет важное значение для их ценностного развития.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что у дошкольника:

-   ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;

-   усваиваемые ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;

-   индикатором эмоционально-ценностного отношения являются проявления ценностных качеств личности и чувств непосредственно в реальной деятельности и реальном поведении;

-   позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек -природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально-ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе.

Ценностное отношение  к природе у детей дошкольного  возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Однако проблема воспитания ценностного отношения  к окружающему миру у детей дошкольного возраста (в силу их возрастной специфики) является сложной задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значение будет иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, ибо ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те условия, которые в дошкольном образовательном учреждении созданы для организации экологической работы с детьми, а также методы, которые применяет в своей практике педагог при осуществлении этой деятельности.  

2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ  К ОРГАНИЗАЦИИ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Результативность экологического образования дошкольников во многом обусловливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок.

По мнению многих исследователей, эти условия можно  обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные «ландшафты» нашего детства являются колыбелью эстетических чувств, источником познавательного, эмоционального и духовного развития личности. Поэтому экологический ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка.

К.Д.Ушинский отмечал, что «...прекрасный ландшафт имеет такое громадное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влияниям педагога». И с этим сложно не согласиться.

Как указывает  И. А. Шевченко, «ландшафт выступает  важнейшим компонентом реального, "жизненного" мира и рассматривается согласно современным средовым подходам в образовании как реальная эколого-образовательная среда, как образовательное пространство. Окультуренный ландшафт гармонизирует отношения личности с социоприродньш окружением, воспитывает ее».

К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие  компоненты:

-   групповой уголок природы;

-   зимний сад;

-   комната природы;

-   живой уголок;

-   экологическая лаборатория;

-   озелененные пространства территории участка ДОУ.

Необходимо отметить, что для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта.

С одной стороны, это реализация экологического подхода  к организации жизни растений и животных, что будет обеспечено знанием морфофункциональных особенностей жизнедеятельности каждого живого объекта.

С другой стороны, это учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учет их возрастных особенностей и возможностей.

Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного  возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с  объектами природы организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Исходя из этого, необходимо использовать те методы, которые это общение обеспечат (методически грамотно организованные наблюдения в природе, труд; по уходу за ее объектами, элементарное экспериментирование и т.д.).

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных