Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Работа содержит 1 файл

эмпатия.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

     Маска любит надевать Машу.

     – Елка пляшет возле Снегурочки.

     – Дети нарядили игрушки елками.

     – Елка зажглась на лампочках.

     – Дед Мороз принес мешок в подарок.

     Воспитатель хвалит детей. Дети вручают оставшиеся пригласительные билеты гостям. Заходят  все дети.

     14. Логоритмика «За  зимой идет весна» (н-р музыка «Каравай»)

     За  зимой идет весна Дети идут друг за другом по кругу.

     Снова будет не до сна. 

     За  весною будет лето Взявшись за руки идут по кругу.

     Не  забудем мы про это.

     А потом приходит осень Руки на плечи, идут по кругу.

     Хоть  ее мы и не просим.

     А за осенью — зима Опустили руки.

     Заморозит всех она. «Греемся»

     Воспитатель благодарит детей. Приглашает гостей на экологический спектакль «Берегите  природу», подготовленный детьми. 

    Заключительные  выводы 

     Экологическое мышление — одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования.

     Целенаправленное  и успешное решение воспитательно-образовательных  задач в процессе знакомства детей  с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.

     Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне  развитого человека.

     В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован  интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской  деятельности, музыки, изобразительной  деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

     Напоследок  хотелось бы сказать, что чем больше и глубже ребенок будет знакомиться  с природой, чем сильнее в нем будет «прорастать зародыш единения» со всем живым на Земле (непосредственно с помощью родителей, воспитателей, старших братьев и сестер и т.д.), тем быстрее он осознает, что он сам есть часть огромного необъятного мира, одной большого Вселенной.  

Литература 

  1. Гордеева  Д.С. Траектория развития проблемы становления  бережного отношения к природе  у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 3. С. 46-53.
  2. Гончарова Е.В. Культурологический подход как методологическая основа социально-экологического образования детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 63-65.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — Изд «Академия», 2000 г. — 416 с.
  4. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / Тюмасева З.И., Смирнов Ю.С., Павлова В.И., Цыганков А.А., и др. — Челябинск, 2001 г. — 67 с.
  5. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М.: АРКТИ, 2004. — 320 с.
  6. Орликова Е.К.Экологическое образование как поле социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 192-197.
  7. Соколова, Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. канд. пед. наук. — Курган, 2008. — 213 с.
  8. http://ivalex.vistcom.ru/zanatia22.htm
  9. http://festival.1september.ru/articles/511866/
 

1 Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004.

2 Соколова, Н.А.  Формирование культуры природолюбия  младших школьников: дис. канд. пед. наук.- Курган, 2008

3 Концепция непрерывного  экологического образования в Челябинской области / Тюмасева З.И., Смирнов Ю.С., Павлова В.И., Цыганков А.А., и др. — Челябинск, 2001 г.

4 http://festival.1september.ru/articles/511866/ 

Похожие работы: 
Особенности воспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4 5 лет 
Особенности воспитания осознанного правильного отношения к природе дошкольников 4-5 лет 
Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности 
Методика бухгалтерского учета различных видов внешнеэкономической деятельности 
Роль В В Жириновского в становлении и деятельности ЛДПР 
Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе 
Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей 
Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого развивающей 
Проблемы взаимодействия различных видов транспорта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ

Составители:  
Корзун А.В. - преподаватель дошкольной педагогики педагогического колледжа.  
Кишко С.В. - практический психолог дошкольного учреждения.  
Поддубная Л.А. - музыкальный работник дошкольного учреждения.  
Спруть Т.К. - руководитель детской театральной студии.  
Сончик Е.И. - методист дошкольного учреждения.

Минск 2000  

 

 
содержание
   

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. МИР ЧУВСТВЕННОГО  ВОСПРИЯТИЯ. (К ВОПРОСУ  О СОДЕРЖАНИИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ)

Корзун  А.В.

Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Именно комплекс ощущений и связанных  с ними условных и безусловных  рефлексов в психологии называется первой сигнальной системой.

Ещё в младенчестве у ребёнка проявляется способность  к обследованию объектов окружающего  мира. Он манипулирует предметами, трясёт их, тащит в рот... Всё это ни что иное, как стремление к познанию явных и скрытых свойств объектов. Эта деятельность неосознанна. Кажущаяся планомерность действий проявляется на подсознательном уровне.

По мере того, как малыш растёт, взрослые всё  чаще ограничивают его в обследовательской  деятельности. Руководствуясь соображениями  безопасности и гигиены, ему запрещают брать в рот и трогать незнакомые предметы. С одной стороны это разумно. Однако восточная мудрость гласит: "Умные родители иногда разрешают ребёнку обжигать пальцы". И если объект нельзя реально обследовать посредством всех каналов восприятия, это надо сделать на уровне воображения.

Например: "Что  почувствовал бы твой носик (язычок и  т.д.), если бы понюхал (попробовал) этот объект?" И в этот момент встаёт необходимость чёткого определения  содержания сенсорного воспитания.

Исходя из основных задач сенсорного воспитания, содержание работы должно рассматриваться в трёх направлениях:

  1. Формирование системы обследовательских действий.
  2. Формирование системы сенсорных эталонов.
  3. Формирование умения использовать эти эталоны и действия в повседневной практике.

Как видно, эти  направления взаимосвязаны. Органы восприятия осуществляют определённую систему обследовательских действий на уровне, как обычного отражения, так и детального исследования. Результаты восприятия фиксируются в сознании в виде общепринятых эталонов и дополнительных понятий. Элементарные наблюдения, эксперименты и логика помогают понять относительность восприятия, его зависимость от ряда факторов (обман восприятия). Исходя из этого и разработано содержание ниже следующей таблицы.

Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Включите систему вопросов в процесс наблюдений на прогулке, в общение во время режимных моментов (кормления, одевания, подготовку ко сну). Рассмотрите в этой позиции картинки в новой книжке. Обязательно вспоминайте об этом во время рисования или составления рассказов и сказок. Способность выделять большое количество признаков объектов материального мира, не только явных, но и скрытых, станет для нас одним из показателей уровня творческого воображения ребёнка.

Примечание:  
Сенсорные характеристики объектов материального мира могут изменяться во времени, под воздействием температуры, под воздействием влаги и других факторов зависимости. Значения сенсорных признаков целого объекта и его частей не всегда совпадают. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.

 

Содержание  сенсорного воспитания в дошкольном возрасте.5

Анализа торы результат восприятия перцептивные  действия признаки фактор  зависимости восприятия эталоны

(значения признаков)

выводы  и уточнения 
1 2 3 4 5 6 7
Зрение Зрительный  образ. Обычный взгляд, рассматривание, всматривание, осматривание. Цвет, форма, размер, объём, количество, пространственное расположение, части объекта.

Движение, его  скорость, величина размаха, длительность и направление относительно других объектов.

Освещение, среда (туман, вода, воздух), перспектива, движение, ракурс. Названия цветов и оттенков. Понятия: светлый, тёмный, яркий, бледный, прозрачный матовый, блестящий.

Названия геометрических форм: плоских и объёмных.

Понятие: бесформенный (непонятной формы или изменяющий её во времени).

Обозначение размера: большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий Сравнительные  степени этих понятий.

Понятия количества: много, мало, числовые эталоны, больше, меньше, поровну.

Эталоны величин (понятие условной мерки).

Понятия пространственного  расположения: сзади, спереди, слева, справа, между, напротив, по центру, сверху, снизу, на уровне глаз, далеко, близко.

Понятия, связанные  с движением: быстро, медленно, плавно, скачкообразно, стремительно, неподвижно, удаление, приближение. Сравнительные степени этих понятий.

Любой объект имеет  цвет. Не все названия цвета и  его оттенков мы знаем, но можно обозначить их через сравнение. Не все объекты  имеют конкретную форму.

Размер - относительное  понятие, он всегда определяется через сравнение с размером чего-либо.

Пространственное  расположение определяется относительно определённой точки.

Части объектов обладают теми же признаками, что и  сами объекты; иными являются значения этих признаков.

Обоняние Запах Вдыхание, принюхивание Наличие запаха, его сила, степень однородности, свойства, происхождение. Расстояние, среда. Понятия: пахнет, не пахнет, сладкий, терпкий, резкий, слабый, приятный, неприятный, однородный, смешанный, знакомый, незнакомый, понятный, непонятный, природного или рукотворного происхождения. Запах есть всегда. У человека низкий порог восприятия запахов. У животных он выше. Запах  не воспринимается при насморке. Запахи плохо различимы в плотной  среде. Влажность запах усиливает.
Слух Звуки Простое восприятие, прислушивание, вслушивание, проговаривание (для речевых звуков), пропевание (для музыкальных звуков). Наличие звука (есть или нет).

Тембр, темп, ритм, временная последовательность. Сила звука, однородность – смешанность, происхождение.

Расстояние, плотность среды. Понятия: звучит - не звучит, громко, тихо, резкий, мягкий, чёткий, звонкий, глухой, протяжный, отрывистый, высокий, низкий., тревожный спокойный.

Природные звуки: речь, щебет, шелест...

Рукотворные звуки: удар, звон, грохот, стук, скрежет...

Музыкальные звуки: высокий, низкий, единичный, аккорд.

Не все объекты  сами издают звуки. Не всё можно услышать, есть порог восприятия. Некоторые  объекты звуков не издают, но звучат при взаимодействии с другими  объектами. На фоне громких звуков тихих  не слышно. Плотная среда (вода) звуки приглушает.

У музыкальных  и речевых звуков различная характеристика.(см. требования программы по музыкальному воспитанию и обучению грамоте).

Вкусовой Вкус, тактильные ощущения. Простое и сконцентрированное восприятие: дотрагивание языком, облизывание и т.д. Наличие вкуса, вкусовые и тактильные

характеристики, сила, происхождение, однородность.

Запах Понятия: вкусный., невкусный, вяжущий, сладкий, горький, кислый, солёный, пресный, безвкусный, тёплый, горячий, холодный, твёрдый, мягкий, жидкий, вязкий, резкий, слабый. Однородный, смешанный. Знакомый, незнакомый. Понятный, непонятный.

Природного или  рукотворного происхождения.

Характеристики  для вкуса рукотворного происхождения: варёный, пареный, жареный,

Тушенный, печёный, мороженный, засоленный, маринованный

Вкус имеют  все объекты. Вкус не воспринимается без запаха. Травмированный язык вкус не дифференцирует. У смешанной пищи вкус не ясен.
Тактильный Тактильные  ощущения Поглаживание, дотрагивание, ощупывание, взвешивание, надавливание. Температура, влажность, тяжесть, качества поверхности и  материала, форма, размер, количество, части, происхождение, однородность –  смешанность. Температура окружающей среды или самой кожи, влажность  кожи, физическое состояние человека, плотность среды. Тёплый, холодный, горячий, прохладный,.

Влажный, сырой, мокрый, сухой.

Лёгкий, тяжёлый (сравнительная степень этих понятий), невесомый.

Шероховатый, гладкий, ребристый, колючий, волнистый.

Мягкий, твёрдый, жёсткий.

Сыпучий, жидкий, вязкий, плотный.

Названия материалов, а так же эталоны формы и  размера (см. раздел "Зрение")

Понятие тяжести  относительно, определяется в сравнении  с другими объектами.

Тяжесть зависит  от плотности среды: в воде все  предметы легче.

Усталому человеку всё кажется тяжелее.

 

 

 
содержание
   

2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  В ОЗНАКОМЛЕНИИ  ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ  И ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Корзун  А.В.

Одной из самых распространённых ошибок в практике обучения дошкольников является стремление дать детям как можно больше готовой систематизированной информации. Проанализируем программное содержание любого произвольно выбранного занятия по ознакомлению с окружающим. В обязательном порядке мы встречаем задачи: "научить", "сформировать знания о...", "познакомить с..." и т.д. При этом с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и не формировать знания, а систематизировать их, закреплять и отрабатывать умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности - главный смысл обучения в дошкольном возрасте.

Очевиден и  другой факт: прекрасно осознавая, что  процессы, происходящие в окружающем мире, подчиняются основным законам  диалектики, взрослые, как правило, мыслят метафизически, не замечают (или не хотят замечать) противоречия в явлениях и событиях, не учитывают условий окружающей действительности при рассмотрении каких-либо процессов. Иными словами, рассматривают любую проблему, решают бытовую или умственную задачу, изолируя её от всего материального мира.

Дети более  чувствительны к восприятию мира в единой системе, чем взрослые.

Особенностью  детского мышления является стремление связывать "всё и во всём". Именно в этом кроется тайная причина неправильных выводов и умозаключений дошкольников, здесь находятся истоки детского словотворчества. Но взрослые, не осознавая того, делают всё возможное, чтобы это стремление погасить, растолковывая своим питомцам прописные истины настолько, что тем остаётся только их запомнить и при необходимости воспроизвести. В результате появляется привычка к усвоению только того, что очевидно.

В теории формирования сильного мышления (одно из направлений  ТРИЗ) есть такое понятие: "системный  оператор". Это девяти экранная схема сильного мышления.

В этой схеме  каждая клетка имеет своё значение.

С - система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения.

Каждая система  имеет своё прошлое и будущее, набор свойств, которые могут  изменяться по мере развития системы. Если это система из рукотворного мира, то она обязательно имеет функцию, т. е. То, для чего была создана человеком.

Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта.

У каждой системы  масса надсистем.

В зависимости  от того, как сформулирована задача, в качестве надсистемы можно рассматривать класс объектов, к которым эта система принадлежит (например, С - берёза, Н/С - лиственные деревья), место нахождения (для берёзы - городской парк, или роща, или страница в книге, если берёза нарисованная), материал, из которого эта система изготовлена (если это рукотворный мир) и т.д.

П/С - подсистема, структурная единица системы.

Выделение подсистем (частей) также зависит от условий  задачи. Ограничимся простым примером. В системе "человек" можно в  качестве подсистем рассмотреть:

    а) части тела,  
    б) чувства и эмоции,  
    в) черты характера...

Т.е. подсистема выделяется на основе того признака, который  имеет значение в конкретной ситуации.

Использование девяти экранной схемы системного мышления (в работе с детьми мы называем её "волшебным экранчиком") позволяет систематизировать, углублять и закреплять представления детей об объектах окружающего мира. А прослеживание развития объекта во времени есть ни что иное, как маленькая исследовательская работа.

 

2.1. Систематизация представлений об объектах живой природы с помощью системного оператора.

Любой объект живой  природы может быть рассмотрен через  девяти экранную схему, как самостоятельная  система в едином мире.

6 3 9
4 1 7
5 2 8
 

Цифрами обозначен  рекомендуемый (но не единственный) порядок открытия экранчиков, на которых схематично обозначены рассматриваемые понятия. Беседа с детьми строится на основе строго порядка вопросов.

Для природных объектов.

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой).
  2. Что он умеет делать?
  3. Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть? Как каждая часть помогает выполнять "главное дело" объекта?
  4. Где находится (живёт) наш объект? Кто его "друзья"? (представители того же класса).
  5. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  6. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  7. Умел ли он тогда выполнять своё главное дело?
  8. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые "дела" у него появятся?
  9. Что нужно, чтобы так произошло?

Аналогичным образом рассматриваются представители растительного мира и человек.

Вывод:  
Любому объекту живой природы для нормального развития и существования необходимы пища, свет, тепло, воздух, вода. Чем чище и качественнее эти условия, тем лучше будет живым объектам расти и развиваться.

 

2.2. Систематизация представлений  об объектах рукотворного  мира.

Порядок работы с "девятиэкранкой" тот же. Меняется характер вопросов.

Для объектов рукотворного происхождения.

  1. Что это? (называется объект и обозначается схемой).
  2. Для чего люди его придумали?
  3. Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
  4. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению назначения?
  5. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было?
  6. Каким был "предшественник"?
  7. Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
  8. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить?

Вывод:  
Создавая объекты рукотворного мира, человек должен думать не только о том, как удовлетворить себя. Но и о том, чтобы не нанести вред окружающей среде.

 

 
содержание
   

3. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ: ИГРЫ И ТРЕНИНГИ

Предлагаемая  система игр и тренингов позволяет в увлекательной для детей форме отработать первоначальные умения системного мышления.

    3.1. Функциональное назначение объектов.

    3.2. Отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени.

    3.3. Выстраивание надсистемных и подсистемных связей. Выделение свойств.

    3.4. Игры по обучению детей сужению поля поиска ответа на вопрос задачи.

    3.5. Описание интеллектуальных развивающих игр природоведческого и природоохранного содержания.

    3.6. Методика рассматривания картин природоведческого содержания.

    3.7. Анализ смысла сказок о животных в работе с детьми дошкольного возраста.

 

3.1. Функциональное назначение  объектов.

Цель  этого блока игр:

Научить детей  определять назначение предметов, видеть возможности их использования в  окружающем мире.

Чья это работа?

Каждый ребёнок  выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для  образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют  не более 5-6 детей, желательно, чтобы  выбирались образы с несовпадающими функциями.

Угадай, кто я?

Дети сидят  или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)

Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.

Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).

Если дети назвали  объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции  характер.

Количество участников - до 10 человек.

Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

      Закружила метель, словно чудо-карусель,  
      Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель  называет любой объект. Все на последнем  слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

Обгонялки.

Каждый ребенок  придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда  у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей  должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

Кто же это делает? (разновидность  игры "Да - Нет")

Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Все вопросы  должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно  для письма?" и т.д.

За правильную отгадку можно предлагать фишку  или передавать право ведущего.

Неумейка

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок  называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму  объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

Я еду в деревню

Для игры понадобится  набор предметных картинок, которые  складываются стопкой изображением вниз.

Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт  путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

Повторяка

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ  и свойственную ему функцию, а  остальные дети "примеряют" эту  функцию на себя:

    Я - лягушка. Я  умею прыгать.  
    Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.  
    Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность  данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Расскажи  сказку

Дети по ролям  пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

    Бежит Пищалка...  
    Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

 

3.2. Отслеживание изменения  свойств и функций  объектов во времени.

Цель  этого блока игр:

Упражнять детей  в умении замечать зависимость проявления разных свойств одного и того же объекта от стадии (этапа) развития, замечать изменения объектов во времени.

Как это было?

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

    семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

Репка

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком  и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка  за репку, головастик за икринку, лягушонок  за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо  правильно, то взрослый объявляет, что  репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

Ромашка

В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.

Был. Есть. Будет.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например яблоко:

    сейчас - сладкое, сочное, красное...  
    было - зелёное, кислое, терпкое...  
    будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно  поиграть с функциями этого объекта.

Что было? Что будет?

Для игры понадобятся  картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к  сюжету, нарисованные вместе с детьми.

Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).

Например: Колобок  встретился с зайцем и поёт ему  песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.

 

3.3. Выстраивание надсистемных  и подсистемных  связей. Выделение  свойств

Цель  этого блока игр  и тренингов:

Анализ структурных  единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств.

Волшебный мешочек

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов  или игрушек. Вызванный ребёнок  опускает руку в мешочек, ощупывает  предмет и вслух перечисляет  те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать  одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных  из разных материалов и не имеющих  ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств  ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

Ты  мой кусочек

Дети сидят  в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

Угадай-ка (разновидность  игры "Да-Нет").

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

Выбери  нужное

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Домино

По сигналу  дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая  принадлежность, место и т.д.

Волшебная дорожка

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Разведчики

Для игры понадобится  большая сюжетная или пейзажная  картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества  предметных изображений те, которые  характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок  ошибается, то вместе с остальными участниками  игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую  ошибочный выбор. Например, ребёнок  не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

Цепочка

Первый ребёнок  называет объект.  
Второй - его свойство.  
Третий - объект с названным свойством.  
Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

Например:

  1. Морковь.
  2. Морковь сладкая.
  3. Сладким бывает сахар.
  4. Сахар белый.
  5. Белым бывает снег и т.д.

Купец (модификация  народной игры "Краски")

Выбираются купец  и продавец. Остальные участники  игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."

Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)

Змея

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель  называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются  в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

Моё - не моё (Модификация  народной игры "Съедобное - несъедобное")

Играть можно  на ступеньках крыльца или на площадке. Каждый ребёнок получает медальон с конкретным образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать).

Ведущий по очереди  бросает детям мяч и называет какое - то свойство. Если для данного  образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий? Когда? Если он мармеладный, если это конфетка - драже и т.д.

* * *

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

 

3.4. Игры по обучению  детей сужению  поля поиска ответа  на вопрос задачи.

Цель  этого блока игр:

Развитие навыков  целенаправленного сужения поля поиска возможных вариантов решений.

Отдельным блоком следует выделить тренинги по обучению детей сужению поля поиска ответа на вопрос задачи. Эти задачи для  игры "Да-Нет" - задачи, которые  решаются при помощи ответов на вопросы. Вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить утвердительно или отрицательно: "Да!" - "Нет!" (более подробно об Игре "Да-Нет" и ее использовании для развития навыков анализа и решения проблем см. Н.Амелиной, Т.Сидорчук, Н.Хоменко, в Интернете на сайте Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий: http://www.trizminsk.org)

Тренинги достаточно известные и имеют большое  количество вариантов. Условно их можно разделить на следующие группы:

3.4.1. Объектные задачи - поиск загаданного  объекта.

Объектные задачи для игры "Да-Нет" можно разделить  на два типа.

  1. Загаданный объект. Формулировка: "Какой объект я загадала?"
  2. "Незнакомое слово". Формулировка: "Что означает слово...?"

Объекты для  поиска можно найти в справочной литературе. Слова должны быть незнакомы  детям, ног относиться к классу объектов, который был в детском опыте. Например: ага - ядовитая жаба, варан - большая  ящерица и т.д.

Этот тип задач  решается на основе классификации объектов окружающего мира по конкретным признакам. Детей надо учить задавать вопросы  таким образом, чтобы сразу отсекался  целый класс:

  • а) Это из мира природы?
  • б) Это растения?
  • в) Это деревья? И т.д.

Лучше если дети сами постараются найти свои способы деления на классы, но можно воспользоваться и одним из возможных алгоритмов классификации.

Один  из возможных алгоритмов сужения поля поиска для объектных  игр "Да-Нет".6

Данный алгоритм представляет собой проверенную  последовательность мыслительных шагов  при поиске загаданного объекта. Дети не сразу начинают использовать его в решении задачи.

Педагог должен научить их системно задавать вопросы.

Возможно, эффективным  будет изготовление этого алгоритма  в виде системы схем и картинок. Глядя на них, дети быстрее усвоят принцип формулировки вопросов.

С другой стороны, схематичное изображение - модель, которую  надо запоминать. И если у детей  это может вызвать затруднения, то настаивать не стоит. Важно чтобы дети поняли суть того как строятся подобные алгоритмы. У каждого педагога на этот счёт есть свои подходы, которыми он будет руководствоваться.

3.4.2. Пространственные  задачи

Это задачи на поиск  загаданного объекта в определённом пространстве. Формулировка задачи: "Я  загадала объект, который тут находится".

Линейные  задачи.

Объекты расположены  в один ряд.

Вопросы должны задаваться так, чтобы ряд всё время делился пополам:

    а) Это в  центре?  
    б) Это слева от центрального объекта?..

Основные признаки: в центре. слева, справа.

Нахождение центрального объекта может вызвать у детей  затруднения.

Поэтому начинать работу надо с нечётным количеством объектов.

Числовые  задачи

Поиск загаданного  числа. Это также линейная задача, только работа проводится на числовой оси. Но не обязательно располагать  числа по порядку. Вначале для  изучения цифр в порядке числовой оси, а затем можно вперемежку.

Основные понятия: числа первого или второго  десятка (возможна работа в пределах сотни), больше чем, меньше чем.

Плоскостные задачи

Поиск объекта  на плоскости среди произвольно  расположенных объектов.

Основные понятия: левая часть (стола или картины), правая часть (стола или картины), ближе к нам, дальше от нас (на столе), в верхней части, в нижней части (картины).

При работе с  этим типом задач необходимо научить  детей изначально делить плоскость  на две части условной линией.

Объемные  задачи

Поиск объекта  в пространстве (например, в комнате).

Основные понятия: в центре комнаты, слева от..., справа от..., впереди, сзади, на уровне глаз, выше или ниже уровня глаз и т.д..

3.4.3. Ситуативные задачи

Объяснение ситуации, в условии которой не хватает информации7. Условия для этих задач можно брать из содержания литературных произведений или из реальных событий, произошедших в детском коллективе. Составляется такая задача по формуле: "Кто-то что-то сделал, и получился какой-то результат или следствие.

В качестве примеров приведём несколько задач, составленных по содержанию произведений художественной литературы для детей:

  1. Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков "Аленький цветочек")
  2. Она лишилась дара речи из-за большой любви. Она его очень любила, но не могла быть рядом. Кто-то умер из-за желания стать человеком. (Г.Х.Андерсен "Русалочка")
  3. Из-за её хитрости он остался ни с чем. Некто пострадал из-за собственной щедрости. ("Заюшкина избушка" - русская народная сказка)
  4. Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. ("Три медведя" - Л.Н.Толстой)
  5. Он умирал, она спасала. ("Петушок и бобовое зёрнышко" - русская народная сказка)
  6. Некто по земле ходил и с природой говорил. ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин.)

Тексты для  ситуативных задач могут составлять как взрослые, так и дети старшего дошкольного возраста (подробнее  об этом см. Работу Т.Сидорчук, Н.Хоменко. АНАЛИЗ СЮЖЕТНОГО СМЫСЛА СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ СИТУАТИВНОЙ ИГРЫ "ДА-НЕТ" в Интернет на сайте Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий: http://www.trizminsk.org).

 

3.5. Описание интеллектуальных  развивающих игр  природоведческого  и природоохранного  содержания.8

Кишко С.В.

Игры, приведённые  в данном приложении, направлены на решение целого комплекса задач. Они способствуют не только закреплению  и систематизации специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, но и формируют навыки мышления, развивают творческое воображение. А некоторые из них помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребёнка в условиях детского коллектива.

Подборка игр  сделана на основе анализа имеющейся  литературы с описанием дидактических игр.

3.5.1. Игры на познание  и классификацию  объектов окружающего  мира, понимание единства  всех его составляющих, диалектических законов  развития материального  мира.

Цель  этого блока игр:

Упражнять детей  в классификации объектов окружающего мира по специально заданному или произвольно выбранному признаку, в обобщении объектов по принадлежности к определённому классу в биологической классификации; в выделений признаков и свойств объектов, в анализе "полезности" и "вредности" различных объектов живой и неживой природы. Подвести к пониманию природных взаимосвязей на основе диалектических законов, ответственности человека за сохранение природы.

"Природный  мир бывает разный"

Материал: картинки с изображением природных объектов.

Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.

"Мир  вокруг нас" 9

Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

"Назови  одним словом"

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).

"Я  знаю"

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку  мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит  мяч и называет пять зверей и пр.

"Съедобное  - несъедобное"

Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.

Материал: мяч.

Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.

"Рыбы - птицы - звери"

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

"Цепочка"

Материал: мяч, картинки объектов.

Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.

"Такой  листок, лети ко  мне"

Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.

Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.

Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.

"Теремок" 10

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры: разыгрывается ситуация - в чистом поле теремок, в котором поселяются объекты окружающего мира. Объект (картинку) можно поселить только тогда, когда ребёнок найдёт не менее пяти схожих признаков между своей картинкой и картинкой "хозяина" теремка. Например: в теремке первым поселился зонтик. У ребёнка картинка с вишенкой. Общие признаки - округлые формы, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, общий цвет и т.д.

Усложнение - нужно назвать схожие признаки не только с "хозяином" теремка, но и с каждым из его обитателей, которые уже там поселились.

"Хорошо - плохо"

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

"Кто  где живет"

Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т.д.)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Летает, плавает, бегает"

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

"Один - хорошо, много - плохо".

Ход игры: взрослый называет природный объект, обладающий ярко выраженными полезными свойствами. Дети должны доказать, что большое количество таких объектов или свойств даст противоположный результат. Пример: солнце, это хорошо: тепло, всё расцветает, можно загорать и купаться и т.д. Но когда солнца очень много, это плохо, потому что можно обгореть, получить солнечный или тепловой удар, начинается засуха и т.д.

" Что будет, если..."

Ход игры: взрослый задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.

Например: "Что  будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольёт отработанное топливо?" "Что будет, если один ребёнок сорвёт просто так  лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?" "Что будет, если один день прожить в местности с загрязнённым воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живёт постоянно?"

Примечание: важно не только показать зависимость количественных и качественных характеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов.

"Берегите  природу" 11

Материал: игровое поле (см. рисунок), картинки (сектора) со схемами.

Ход игры: воспитатель показывает детям круг, разделенный на сектора - "квартиры". И предлагает в каждую "квартиру" заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (звери, птицы, рыбы), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее воспитатель убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например: если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями и т.д. (доходят до человека). Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если хотя бы один из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

3.5.2. Игры на развитие  чувственного восприятия (Работа  анализаторов).

Цель  этого блока игр:

Развивать чувственное  восприятие, упражнять в восприятии и описании многообразия ощущений, выделять отдельные, определять анализатор, задействованный в этом виде восприятия, формировать навыки сенсорного обследования объектов материального мира. 12

"Мир  звуков"

Материал: магнитофонная запись шума моря, леса и т.д.

Ход игры: предложить детям послушать запись. Дети вслушиваются в звуки, только затем высказываются о том, что они услышали, что почувствовали (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.).

Усложнение первого  уровня - определить место, где можно  услышать эти звуки.

Усложнение второго  уровня - вычленить в многообразии звуков, какие воспроизводятся объектами  живой природы. Какие - неживой. Есть ли там звуки "рукотворного" происхождения".

"Наши  помощники"

"Узнай  по запаху".

Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т.д.), шарфик или платок из непрозрачной ткани.

Ход игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой объект ему дали в руки. Затем описать характер своих обонятельных ощущений и положить этот объект на один из подносов по признаку "съедобное" или "несъедобное".

"Чудесный  мешочек"

Материал: мешочек из непрозрачного материала, мелкие предметы (до 10 шт.)

Ход игры: на ощупь, не заглядывая в мешочек. Определить, что там спрятано, описать свои тактильные ощущения.

"Угадай, кто позвал"

Ход игры: водящий ребёнок становится спиной к группе детей. Один из детей окликает его по имени. Водящий должен отгадать, кто его окликнул.

Усложнение - игра "Колобок". Правила те же, но водящий  принимает на себя роль Колобка, а  тот, кто его окликает, может изменять тембр голоса. Разыгрывается следующий диалог: "Колобок, Колобок, я тебя съем!" "Не ешь, меня, Саша (Петя и т. д.), я тебе песенку спою".

"Волшебные  звуки"

Материал: предметы, изготовленные из различных материалов (металл, стекло, дерево и т.д.), непрозрачная ширма.

Ход игры: воспитатель за ширмой постукивает по одному из предметов деревянной палочкой, а дети должны определить материал, который издаёт подобный звук.

Усложнение первого  уровня - не только определить материал, но и назвать как можно больше предметов из этого материала.

Усложнение второго  уровня - назвать явления или объекты  природного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели...

"Какой  овощ, фрукт ты  съел"

Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей.

Ход игры: ребёнок закрывает глаза. Взрослый кладёт ему в рот кусочек фрукта или овоща. Ребёнок должен определить по вкусу, чем его угостили.

Усложнение первого  уровня - определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, вареный, солёный и пр.)

Усложнение второго  уровня - назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.

3.5.3. Графические модели  для игр.

Примечание: в качестве игрового материала используются любые предметные картинки, как специально изготовленные для использования в дошкольных учреждениях, так и вырезанные из старых иллюстраций и открыток.

 

3.6. Методика рассматривания  картин природоведческого содержания. (на основе методики И.Н.Мурашковской "картинка без запинки" и Т.А.Сидорчук "Обучение творческому рассказыванию по картине").

Корзун  А.В.

Одним из направлений  экологического воспитания детей дошкольного  и младшего школьного возраста является рассматривание сюжетных картин природоведческого содержания.

Почему речь идёт именно о сюжетной картине? На наш взгляд с пейзажной живописью  детей следует знакомить на примерах произведений большого искусства: картин Шишкина, Куинджи, Грабаря, Айвазовского и т.д. Эти произведения нельзя подвергать детальному разбору, так как искусство в целом и каждое его произведение в частности - воплощение гармонии и единства.

Сюжетные картины  природоведческого содержания, созданные  специально для использования в детском саду имеют свою специфику:

  • они близки пониманию и опыту детей,
  • представляют собой доступную модель отражения действительности,
  • в большинстве своём касаются вопросов природоохранной деятельности человека.

Сюда относятся  картины для детского сада из серий "Домашние и дикие животные", "Наша Таня", "Времена года", "Мы играем" и некоторые другие.

Наиболее технологичной  системой работы с сюжетной картиной на наш взгляд является методика И.Н.Мурашковской "Картинка без запинки", а также  система тренингов, созданных на основе этой методики (Т.А.Сидорчук, А.В.Кузнецова). Этот подход не только позволяет помочь детям понять содержание картинки, но способствует формированию у них системного восприятия мира, упражнению в выведении причинно-следственных связей между природными объектами и явлениями, формированию навыков творческого рассказывания.

Система работы с содержанием картины представлена рядом тренингов, организуемых в  определённой последовательности.

Интеллектуальные  тренинги на основе содержания картины:

"Кто  больше увидит". (Анализ  содержания картины)

Цель: побуждать детей называть как можно большее число объектов, изображённых на картине.

Правила: дети должны называть отдельные объекты, как бы рассматривая каждый из них в фокусе личного восприятия. Когда большинство объектов перечислено, можно предложить назвать все части одного из выбранных объектов.

Значение: формируется умение анализировать содержание целого, определять его структуру или строение.

"Друзья  и недруги". (Поиск  и формулировка причинно-следственных связей)

Цель: упражнять детей в классификации объектов, изображённых на картине, по заданному признаку, в установлении причинно-следственных связей физического и эмоционально-духовного плана.

Правила: выбираются два объекта, между которыми ребёнок обязательно должен обнаружить и сформулировать связь по заданному или произвольно выбранному признаку (например: найди всех друзей ёлочки, она дружит с деревьями; объясни, почему ёлочка дружит с зайчиком?)

Значение: формируются навыки логического мышления, осознаётся закон всеобщей связи и взаимозависимости.

"Наши  маленькие помощники" (Подключение  к процессу восприятия  картины всех каналов  ощущений на уровне  воображения).

Цель: углубление восприятия картины за счёт подключения анализаторов.

Правила: дети рассказывают о результатах восприятия картины с позиции заданного анализатора (Если картинку услышать, то... Если картинку понюхать...) и т.д.

Значение: повышение образности речи за счёт использования пассивного словарного запаса, который активизируется через подключение всех каналов восприятия.

"Мы - писатели" (Повышение  образности речи  при передаче впечатлений).

Цель: повышение образности речи за счёт построения сравнений и загадок.

Правила: педагог задаёт характеристику, а дети выстраивают сравнение или загадку по готовой опоре:13

    А)

Объект Какой? Что такое же?
 

    Б)

Объект Что делает? Что делает так  же?
 

Значение: смысловая окраска детской речи за счёт осмысленного выстраивания сравнений.

"Ожившая  картинка" (Моделирование  содержания картинки).

Цель: развивать умение детей ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве, формирование умения принимать на себя образ объектов живой и неживой природы и рукотворного мира.

Правила: каждый ребёнок выбирает себе один объект на картине, подробно объясняет, где его объект и в какой положении находится относительно других. Затем дети моделируют в пластике и движении содержание картины на обозначенном пространстве.

Значение: формируются навыки связной речи, логика устного доказательства или объяснения, умение ориентироваться в пространстве.

"Раньше - позже". (Отслеживание  временных изменений  на картине).

Цель: упражнять детей в прогнозировании изменений состояния объектов, изображённых на картине, во времени (по сезонам, с течением времени).

Правила: задаются критерии, по которым дети предполагают, как изменится содержание картины. Например: если сейчас день, как изменится то, что здесь нарисовано, ночью? Что будет, когда наступит зима? и т.д.

Значение: осознание закона отрицания отрицаний на примере изменений объектов во времени.

"Я  - образ" (Рассказывание  по содержанию  картины от первого  лица).

Цель: развитие навыков монологической речи.

Правила: каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине, и рассказывает о содержании картины с позиции этого объекта. Выбор объекта ребёнком свободный. Можно выбирать не только одушевлённый, но и неодушевлённый образ. Для усложнения педагог может сразу задать ребёнку характер героя, от имени которого будет строиться рассказ. Например: задумчивая берёза, жизнерадостный снеговик, ленивые санки и т.д.

Значение: развитие способности к перевоплощению в рамках заданного образа.

Итоговое  занятие (проводится вместе с родителями)

Вспомнить все  игры, которые проводились с картиной и предложить детям рассказать о  картине своим родителям.14

 

3.7. Анализ смысла  сказок о животных  в работе с детьми  дошкольного возраста (на основе методики И.Н.Мурашковской "Сказка, отворись")

Корзун  А.В.

Анализ смысла литературных произведений - одно из самых  сложных направлений работы с  детьми дошкольного возраста в традиционной методике.

Как обычно организуется подготовка к пересказу? В большинстве случаев несколько раз читается текст, перечисляются основные герои, при помощи вопросов уточняется последовательность событий и дается элементарная характеристика образов. При этом ребенок должен запомнить как можно больше речевых оборотов, заложенных в тексте, так как собственный словарный запас у него еще недостаточен, а потому пересказ может получиться бедным и примитивным. Но такая методика вызывает у детей определенные сложности, когда еще не сформирован навык самостоятельного осмысления чтения.

Поэтому наиболее интересной и инструментированной  представляется методика И.Н.Мурашковской "Сказка, отворись", которая предлагает следующую систему работы.

1. Чтение текста  с последующей  схематизацией основных  событий сюжета. Приём  "Раскадровка".

Детям читается или рассказывается новая сказка. Затем предлагается нарисовать "мультик" - схематично изобразить в квадратиках - "кадрах" сюжетные события.

Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть  и понять логику сюжета на основе обобщённого  восприятия. "Мультик" рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.

Первые раскадровки  делает сам воспитатель.

2. Констатация событий  по схеме.

Перечисляя события, изображённые в каждом кадре, дети усваивают  план пересказа. Так происходит обобщение сюжетных событий.

3. Называние каждого  кадра предложением.

В отличие от констатации событий по схеме, здесь  нужно логично, чётко, внятно обозначить главное событие. Это уже план в чистом виде.

Для закрепления  знания последовательности сюжетных событий можно разрезать раскадровку на отдельные кадры и предложить детям разложить их в правильной последовательности.

4. Описание каждого  кадра с достаточной  степенью подробности.

Автор методики делает обычно это сразу после  чтения сказки, но нам кажется, что с дошкольниками это лучше делать после раскадровки, учитывая наглядный характер детского мышления. Каждый кадрик рассматривается достаточно детально: дети рассказывают, как выглядит герой, что можно увидеть или услышать в лесу, где происходят события и т.д. это освобождает детское воображение, помогает "домыслить" то, о чём в тексте не сказано.

5. Анализ поступков,  целей и характеров  героев.

Любое событие  в жизни или сказке имеет свои последствия и результаты. Это  то, что мы называем причинно-следственными связями. На примере раскадровки сюжета эти связи становятся очевидными.

Причиной того или иного действия героя является цель. А цель - показатель характера. Таким образом, анализируя причинно-следственные связи между событиями в сказке, мы неизбежно выходим на анализ характеров героев. Рекомендуется делать это в следующей последовательности:

    А) Выявление  действий героя (что он сделал?).  
    Б) Выявление целей героя (зачем он это сделал?)  
    В) Определение черт характера героя, исходя из этих целей.

Пример: в сказке В.Бианки "Первая охота" Щенок  отправляется охотиться на диких  птиц и зверей. Действие - Щенок пошёл  на охоту. Цели - просто для развлечения, без особой надобности, от скуки. Характер - глупый, несмышлёный, легкомысленный.

Раскадровка позволяет  последовательно проанализировать все действия и цели героев сказки в их логичной последовательности. И выяснить, что у одного и того же героя проявляются порой не только различные, но и прямо противоположные  черты характера. И судить о нём можно только после того, как проанализируешь действия и поступки до конца. И результатом такого анализа может стать вывод, что счастливый конец в сказках иногда бывает не потому, что герой умный, сильный и у него есть какие-либо преимущества. А просто оттого, что он симпатичен автору или читателю Примером тому служит Красная Шапочка и некоторые другие герои.

6. Составление пословиц  на основе причинно-следственных  связей, в которых  заключается мораль  сказки.

Пословицы составляются по трём основным опорам:

  1. Действие - результат.
  2. Цель - результат.
  3. Характер - результат.

Примеры пословиц, заключающих в себе мораль русской  народной сказки "Волк и семеро козлят":

  • Кто маленьких обижает, за то потом отвечает.
  • Кто детей одних оставляет, их потеряет.
  • Кто находчивость проявляет, своего добивается.
  • Кто послушным бывает, не пострадает.

Важно не знать  одну, изначально заложенную мораль, а  уметь самостоятельно её формулировать  из каждой отдельно взятой ситуации. И  в результате дети увидят, что не каждый положительный герой до конца безупречен, а в ситуации, когда кто-то проиграл, кто-то обязательно выигрывает. (См. также работу И.Н.Мурашковской "Сказка, отворись" в Интернете на сайте Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ технологий: http://www.trizminsk.org)

Рекомендуемый для чтения и рассказывания  список литературных произведений:
  1. Х.К.Андерсен "Гадкий утёнок".
  2. В.Бианки. Сказки (на выбор).
  3. В.Вiтка "Вавёрчына гора".
  4. Братья Гримм "Заяц и ёж".
  5. Б.Житков "Что я видел".
  6. "Заяц - хвастун" (русская народная сказка).
  7. "Зайкава хатка" (белорусская народная сказка).
  8. "Зимовье зверей" (русская народная сказка).
  9. В.Даль "Старик - Годовик".
  10. Р.Киплинг "Слонёнок".
  11. "Кукушка" (ненецкая народная сказка).
  12. "Лиса и журавль" (русская народная сказка).
  13. "Лисичка - сестричка и серый волк" (русская народная сказка).
  14. Д.Мамин - Сибиряк "Медведко", "Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост".
  15. С.Маршак "Двенадцать месяцев", "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке".
  16. Н.Носов "Живая шляпа".
  17. К.Паустовский "Кот - ворюга".
  18. М.Пришвин "Ребята и утята".
  19. Г.Снегирёв "Пингвиний пляж".
  20. В.Сутеев "Кто сказал "мяу"?
  21. Д.Харрис "Сказки Дядюшки Римуса".

 

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных