Знакомство дошкольников с миром животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Работа содержит 1 файл

эмпатия.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

«Кто  здесь живет?»

Цель: развитие умения определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии.

Материал: раздаточный набор карточек-моделей «Человечки настроения».

Ход. Педагог  читает стихи А. Барто «Игрушки».

Вопросы к детям: «Какой человечек поселился в  стихотворении?» (Дети сопровождают свой ответ демонстрацией карточек.)

«Ворона»

Цель: стимуляция активности, развитие внимания, быстроты реакции.

Ход. Педагог  предлагает детям представить, что  они вороны. Ворона сидит на крыше, ощипывает свои крылышки, ходит. Ворона расправила свои крылышки и полетела. (Педагог рассказывает про ворону, дети изображают ее. В ходе рассказа (в любой его части) педагог быстро и неожиданно говорит: «Кто быстрее сядет?» (встанет, хлопнет в ладоши, подпрыгнет и т. п.)).

«Ты олень»

Цель: развитие адекватной самооценки, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход. Педагог  предлагает детям закрыть глаза и представить оленя. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Олень красив и вьщержан, горд и свободен. Этого оленя зовут как тебя. У него твои глаза, твои руки, ноги, тело, олень — это ты!  
 

5. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сравнительный опыт-наблюдение за полосовым и подковообразным  магнитами

Цель: познакомить  детей с магнитами, их формой, цветом размерами, весом.

Материалы: полосовой  и подковообразный магниты.

Ход. «Ребята, посмотрите, что у вас лежит на столах. Вы знаете, как называются эти предметы?» (Дать детям возможность самостоятельно ознакомиться с магнитами.) — Дети высказываю предположения о названиях предметов.

«Многие из вас, ребята, ответили правильно. Вещи, которые  лежат у вас на столах, — это магниты. Скажите, а чем различаются эти магниты? Посмотрите на них внимательно!» — Дети определяют, в чем различие магнитов — в форме.

«А какой формы  эти магниты?» — Дети называют форму магнита — один как подкова, а другой как полоса.

«Из-за их формы магниты имеют различное название — то что похож на полосу, называется полосовой. А тот, что напоминает подкову, — подковообразный. А чем еще они различаются? А чем они похожи?» — Дети определяют общее — синекрасную окраску.

«А попробуйте взять и взвесить магниты на руке. Что вы может сказать об их весе?»

В конце занятия-наблюдения взрослый еще раз подводит к  тому, что дети узнали нового (о каких предметах шла речь на занятии, чем они различаются и чем похожи друг на друга).

Опыт-наблюдение за притяжением к магниту

различных мелких предметов  и за притяжением  магнита

к тяжелым железным предметам

Цель: познакомить  детей со свойством магнита притягивать  железные предметы, если он находится  на незначительном расстоянии, и со свойством магнита притягиваться к тяжелым железным предметам.

Материал и  оборудование: на двоих детей —  один полосовой и один подковообразный магнит, мелкие железные предметы, кубики, кусок стекла, носовой платок.

Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить название предметов, находящихся у них на столах. Дети отвечают, что это магниты. Взрослый предоставляет детям время для самостоятельных действий с магнитами (несколько минут).

«Ребята, мы с  вами сейчас будем открывать секреты  магнита. И одним из его секретов является способность притягивать различные предметы. Но он может притягивать не все предметы, а лишь некоторые. Посмотрите, что лежит у вас на столе. (Дети перечисляют предметы.) Я попробую притянуть их все магнитом. Я подношу магнит к скрепкам, гвоздям, стеклу, платку. (Взрослый действует медленно, чтобы все дети могли увидеть происходящее.) Что вы заметили? Все ли предметы притянулись?

А как вы думаете, почему притянулись гвозди и скрепки. Что у них общего? Из какого материала  они сделаны?

Правильно, молодцы, все они железные. Так какой же мы можем сделать вывод о том, какие предметы может притягивать магнит?» (Дети еще раз формулируют вывод о том, что магнит притягивает только железные предметы.)

«А теперь давайте  попробуем отодвинуть гвоздь немного  подальше от магнита и посмотрим, что будет. Гвоздь притягивается? Нет. А как вы думаете — почему? (Потому, что он отодвинут слишком далеко от магнита.) Какой же мы можем сделать еще один вывод? — Магнит притягивает железные предметы, если они находятся недалеко от него.

А теперь, ребята, посмотрите, что у меня в руках? (железная трубка). Попробуйте взвесить ее на ладони — она легкая или  тяжелая? (тяжелая). А что будет, если мы к магниту поднесем эту тяжелую железную трубку? (Взрослый дает детям время на обдумывание вопроса и на высказывание версий и предположений.) Проводится эксперимент — тяжелая железная трубка подносится к магниту. — Что мы видим, ребята? Магнит сам подтягивается к трубке. А почему это происходит, как вы думаете?» (Дети выдвигают предположения, что магнит легче трубки, поэтому он сам к ней и тянется.)

В конце занятия-опыта  детям предлагается самостоятельно подвести итог тому, что же нового они узнали (магнит притягивает легкие железные предметы, находящиеся недалеко от него. Если предметы тяжелые металлические — к ним магнит тянется сам).

Опыт-наблюдение за притяжением к  полюсам магнита

Цель: дать детям  представление о полюсах магнита.

Материал и  оборудование: на двоих детей —  один полосовой и два подковообразных магнита, железные стружки.

Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить, какими интересными свойствами обладает магнит (свойством притягивать железные предметы).

«Посмотрите, что  лежит на этой тарелочке? (железные стружки). А как вы думаете, они  будут притягиваться к магниту? А они будут притягиваться ко всему магниту? (проводится эксперимент — стружки притягиваются к концам магнита). Концы магнита — это его полюса. На полюсах магнита как раз и сосредоточена его основная сила. Раз стружки притянулись к концам и мы говорим, что сила магнита в основном содержится на его концах, что мы можем сказать о середине магнита? (середина магнита не обладает такой силой притяжения)».

В конце занятия-опыта  детям предлагается еще раз самостоятельно подвести итог тому, что нового они узнали (вся сила магнита сосредоточена на его концах — на полюсах).

Опыт-наблюдение: «Что увидим через  воду»

Цель: закрепить  знания детей о свойстве воды —  прозрачность.

Материал и  оборудование: таз с водой, мелкие предметы.

Ход. «Ребята, что  у нас находится в тазу? Правильно  — это вода. А что вы мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.)

Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается  кубик.) Что стало с кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета? (Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.)

Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?». Делается общий  вывод — вода прозрачная.

Опыт-наблюдение: «Какую форму может принять вода»

Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.

Материал и  оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.

Ход. «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с вами сегодня нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.) Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма. Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре?

А теперь я дам  каждому формочку и предлагаю  вам в свои формочки из нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в ваших формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.)

Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»

Опыт-наблюдение за «плачущими сосульками»

Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.

Ход. На прогулке отметить, что на солнце сосульки плачут, а в тени нет.

«Ребята, а как  вы думаете, что такое сосульки, как  они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыши?» (Обращается внимание детей на солнечную сторону крыши.)

В конце наблюдения детей подводят к выводу о том, что снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.

Фокус-игра «Волшебная цепочка»

Цель: познакомить  детей со свойствами магнитной силы.

Ход. «Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких  фокусников. А что делают фокусники? Вот и мы с вами будем показывать фокус. Посмотрите, что у меня в руках? (Магнит.) Машенька, возьми, пожалуйста, у меня на столе скрепку и поднеси к магниту. Что стало со скрепкой? Правильно, она притянулась. А как вы думаете, если взять еще одну скрепку и поднести к той, что уже присоединилась к магниту, что с ней будет?» (Дети высказывают версии. Взрослый предлагает еще одному ребенку взять скрепку и попробовать поднести к первой.)

«Посмотрите-ка, ребята, что у нас получается? Скрепка поднесена не к магниту, но все равно держится. А если попробовать еще? А еще? Что у нас получается?» (Цепочка.)

«А теперь посмотрите, что можно сделать». (Взрослый убирает магнит и остается только цепочка.) «Посмотрите, что у меня осталось? Цепочка не распадается». (Дает время на то, чтобы дети высказались по поводу увиденного.)

«Мы с вами стали  немного волшебниками. Но на самом-то деле все заключается в волшебстве магнита. Дело в том, что магнит обладает такой силой, которая способна передаваться другим предметам при соприкосновении с ним. Магнит свою силу передал скрепке, скрепка — другой скрепке, и так по цепочке. От магнита каждая скрепка стала обладать чудесной силой притягивать предметы из металла. Правда, эти предметы должны быть не очень большими».  
 

ВЫВОДЫ:

Таким образом, сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает  к переоценке и новому осознанию  всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, — с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека — интеллектуального, физического, духовного.

Таким образом, выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Представляется, что основным принципом нового отношения человека и природы должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнерства, основу которых будут составлять такие качества, как гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм.

Результативность  экологического образования дошкольников во многом обусловливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок.

По мнению многих исследователей, эти условия можно  обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Педагогам необходимо помнить, что скромные «ландшафты» нашего детства являются колыбелью эстетических чувств, источником познавательного, эмоционального и духовного развития личности. Поэтому экологический ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего, комплексного развития ребенка.

Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного  возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Исходя из этого, необходимо использовать те методы, которые это общение обеспечат (методически грамотно организованные наблюдения в природе, труд; по уходу за ее объектами, элементарное экспериментирование и т.д.).

Информация о работе Знакомство дошкольников с миром животных