Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 18:43, контрольная работа
Существует масса глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения.
Значение и задачи экологического образования дошкольников
Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада
Организация «экологических пространств» в помещении детского сада
Практическая часть
3. В почве
живут дождевые черви. Их
4. Хорошим объектом
экологической тропы являются
места, посещаемые птицами:
Иногда участок
посещают животные, на огороде
живет жаба, встречаются следы
мышей – все эти явления,
если они постоянны, могут
Не лишним
будет и проведение
Каждый поход
должен стать эмоционально
В городских
условиях сделать это непросто,
однако при желании вполне
возможно. В каждом городе есть
скверы, парки, тенистые аллеи,
небольшая речка или пруд, различные
зоны отдыха, тихие улочки на
окраинах с садами частных
домов, лесопарки. Они
Групповые уголки природы
Веретенникова С.А., Марковская М.М., Саморукова П.Г., Николаева С.Н. считают, что главная особенность уголка природы – непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: животные, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, и т. д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение
Если позволяет помещение, животный мир уголка природы средней — подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Между тем воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место — это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки и пр. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.
Расположить уголок природы можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок — не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует.
Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий — то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Нечасто встречаются группы, в которых ребята могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы — интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которыми они ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуществляется, главным образом, через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.
Общение с природой — это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего сам, демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: животные — не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Комната природы
Комната природы — это специально выделенное помещение для объектов живой природы. Ее целесообразно иметь в том случае, если групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.
В комнате природы хорошо иметь черепах: водную и сухопутную. Наблюдение за ними, анализ сходства и различия их облика и поведения, обусловленных жизнью в разной среде, дает детям большую пищу для размышления, для формирования у них экологически правильных представлений. Помещение для черепах следует оформить под естественную природную среду. Террариумами могут служить два больших аквариума.
Чрезвычайно симпатичны детям такие животные, как кролик, морская свинка. Они достаточно крупные, пушистые, с ними можно общаться — кормить с руки, гладить, брать в руки. Эти животные могут жить в специальной вольере, боковые и верхняя стенки которой открываются (что удобно для уборки), а передняя стенка — стеклянная — позволяет вести наблюдения.
В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для нервно-психической разгрузки. Оснащение комнаты природы должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего, должно быть рабочее место для труда, шкафы и полки для хранения оборудования и кормов, вешалки для фартуков и полотенец.
В комнате должны быть невысокие табуреты или переносные скамеечки, сидя на которых дети смогут наблюдать животных, общаться с ними.
Комната природы должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, ставить безделушки. Все внимание находящихся в комнате должно быть сосредоточено на животных.
Во всех случаях в уходе за животными комнаты природы должны принимать участие дети детского сада, главным образом старших и подготовительных групп.
Итак, организация
в ДОУ различных «экологических
пространств» — это второе важное условие
успешной работы по экологическому образованию
дошкольников. Детский сад может выбрать
любое из «пространств», чтобы наилучшим
образом организовать и использовать
в деятельности с детьми свою зеленую
зону.
Список
литературы
Практическая часть
Эколого-развивающая среда МБДОУ включает в себя следующие компоненты
Уголки в группах:
Комнатные растения и картотека к ним;
Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
Живые объекты (рыбки в аквариуме);
Макет "Скотный двор";
Природный материал;
Оборудование для ухода за живыми объектами.
Библиотека
Территория детского сада:
Экологический театр
Растения
и животные, находящиеся в детском
саду, расположены и сгруппированы
в интересные "экологические пространства"
для проведения разнообразной педагогической
работы в групповых помещениях. Главная
особенность и преимущество уголка
природы - непосредственная близость его
обитателей к детям. Это позволяет
воспитателю на протяжении всего
учебного года использовать его для
проведения различных эколого-
Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.
В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.
Информация о работе Создание условий в ДОУ для экологического образования дошкольников