Создание условий в ДОУ для экологического образования дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Существует масса глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения.

Содержание

Значение и задачи экологического образования дошкольников
Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада
Организация «экологических пространств» в помещении детского сада
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и наук Республики Татарста3.docx

— 47.74 Кб (Скачать)

Помимо групповых  уголков природы в помещении  детского сада имеется "Зеленая комната". В ней расположен большой аквариум с различными водными обитателями. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях –  растения

С помощью  родителей постоянно пополняется  экологическая библиотека детского сада. Здесь находятся книги о  природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с  записями голосов животных, звуков природы, видеокассеты с фильмами о  природе, карты, глобус. Здесь же находится  библиотека произведений о родном крае. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. Экологическая  библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес  к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Воспитатели проводят там занятия, беседы на экологическую  тематику.

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада. Зеленый щит создает благоприятную  среду, защищает от пыли, уменьшает  попадание на территорию выхлопных  газов, увеличивает процент кислорода  в составе воздуха, делает его  умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике.

Работая в  данном направлении, детский сад  использует метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать  экологическое воспитание дошкольников с различными разделами Программы  воспитания и обучения детей.

В результате работы на участке ДОУ высажено более  двадцати пород деревьев,  оборудован цветник и огород.

На всей территории детского сада расположены  цветники - учреждение для маленьких  детей должно быть действительно  цветущим садом. Цветников много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей  среды в детском саду - это непрерывный  педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых  пространств, ежедневное поддержание  условий, необходимых для полноценной  жизни всех живых существ. Такая  постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о "братьях меньших", находящихся  в одном жизненном пространстве с детьми.

Ведь именно в младшем возрасте дети проявляют  большой интерес к объектам природы  и легко усваивают разнообразную  информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне  развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого  эколого-развивающего пространства. 
 

Конспект  занятия по экологии

для старших  дошкольников

(проводим  в групповом уголке природы) 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель: Вырастить  растение из черенка в подарок  школе. 

Программное содержание:

1. Уточнить знания  о комнатных растениях, различать  и называть 3-4 вида.

2. Правильно  называть и показывать части  растения: корни, стебель, черенок,  лист, бутон, цветок.

3. Уточнить понимание  того, что комнатные растения  выращивают не только из семян,  но и из черенков.

4. Учить правильно сажать в землю черенок, аккуратно поливать.

5. Воспитывать  бережное отношение к комнатным  растениям, интерес и желание  выращивать комнатные растения  из черенков.

6. Обогащение словаря: существительные – черенок, бутон; глаголы – черенковать, выращивать, рыхлить; прилагательные – белые, нежные, влажная, рыхлая. 

Материалы к  занятию: клеенка, фартуки, бумажные стаканчики на каждого ребенка, палочка с  чертой 1-2 см., лейка с водой, коробка  или ведро с землей, совочки, баночки  с черенками в воде на каждого  ребенка, у воспитателя на столе  несколько комнатных растений, от которых бегут черенки. 

Ход занятия:

1. Вводная беседа  с детьми о комнатных растениях.  Какие растения растут в уголке  природы (просто в группе)? Как  называются эти растения? (комнатные). Почему?

2. Рассматривание  комнатных растений. Воспитатель  предлагает выбрать растение. Как  называется растение? Что у растения  находится в земле? Какие еще  части растения вы знаете? Ответы  обобщить. У некоторых растений  нет черенков, у некоторых –  нет стебля.

3. Разговор  о  том, из чего можно вырастить  комнатное растение, кроме как  из семян. Рассказ о том,  как заготовить черенки (лучше  брать с верхушек боковых побегов  без бутонов).

4. Предложить  детям определить, от какого растения  взяты черенки (бегония, фуксия).

5. Вызвать одного  ребенка и предложить срезать  черенок (срез делать под почкой  или под листом острой бритвой,  на черенках должны быть 3-4 листа).

6. Объяснить  и показать, как сажать черенки (сделать ямку до красной черты, палочку воткнуть в землю и прокрутить, чтобы не засыпать, поместить черенок, землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю).

7. Закрепить  правила посадки черенков.

8. Посадка детьми. Дети считают количество листьев  и запоминают. Когда появится  новый лист, черенок прижился, растет.

9. Поливка посадок.

10. сбор стаканчиков.

11. Итог занятия:  поставить ящик со стаканчиками  на окно. Разговор с детьми  об уходе за растениями. Напомнить  о том, что эти растения ребята  принесут с собой в школу. 
 

Конспект занятия "Экскурсия в парк"  

Литвиненко Нина Александровна, воспитатель  

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками  

Цель: Расширение представлений детей о типичных зимних явлениях. 

Задачи:

Актуализировать представления детей о типичных зимних явлениях.

Увлекать детей  красотой зимней природы, воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам  и взрослым.

Развивать речь детей, упражнять в подборе определений  к существительным, активизировать словарь детей.

Активизировать  двигательную активность детей.

Способствовать  сплочению отношений между детьми и родителями через совместные игры и наблюдения. 

Тип занятия: Экскурсия. 

Материалы:

Снежинки из плотной бумаги, разрезанные пополам  на каждого ребёнка и взрослого.

Цветные льдинки.

Санки. 

Ход экскурсии. 

Воспитатель. Сегодня  мы собрались в парке, чтобы полюбоваться зимним пейзажем, поиграть, отдохнуть  и просто побыть всем вместе.  

Посмотрите вокруг. Скажите какой парк зимой? (Спящий, неподвижный, таинственный). 

Чародейкою зимою

 Околдован,  лес стоит-

 И под снежной  бахромою,

 Неподвижною,  немою,

 Чудной жизнью  он блестит. 

Ф.Тютчев 

Даваете все вместе послушаем, что можно услышать зимой в парке? (Тишина. Скрип снега под ногами. Задувание ветра). 

Вспомните, какие  звуки слышали в парке весной и летом? (Щебетание птиц, щелест листвы). А почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С похолоданием стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц уетела, а те какие остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее). 

Дети, назовите птиц, которые у нас зимуют.  

Игра «Загадай загадку о птице». 

(Дети придумывают  загадки, рассказывая о внешнем  виде, повадках зимующих птиц, а  родители отгадывают). 

Подвижная игра «Два Мороза» 

(Дети играют  вместе с родителями) 

Воспитатель. Побегали, разогрелись. Отгадайте загадку: 

Он всё время  занят делом,

 Он не может  зря идти.

 Он идёт  и красит белым

 Всё, что  видит на пути.

(Снег) 

Игра-соревнование «Кто больше назовёт определений  к слову «снег»?» 

(Две команды  «Родители» и «Дети» по очереди  называют определения к слову  «снег». За правильный ответ, команда получает по одной разноцветной льдинке. В конце игры подсчитывается их количество. Выигрывает команда, у которой больше разноцветных ледяных фигурок). 

Воспитатель. А  вот ещё одна загадка: 

Покружилась звёздочка

 В воздухе  немножко,

 Села и  растаяла

 На моей  ладошке.

(Снежинка) 

Игра «Найди вторую половину снежинки». 

(Одна половинка  снежинки, вырезанная из бумаги, раздаётся каждому ребёнку, вторая  такая же часть- родителям. Дети и взрослые находят свои половинки снежинок). 

Воспитатель. Дети, вы знаете пословицы и поговорки  о зиме? (Да). А вы, уважаемые родители? (Да). Тогда давайте посоревнуемся. (Дети и родители по очереди называют по одной пословице или поговорке. За правильный ответ даётся одна цветная льдинка). 

Воспитатель. Дети, назовите первый месяц зимы. (Декабрь). В народе декабрь называют «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц. На смену декабрю приходит? (Январь). Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе янваоь называют «лютень» или «лютовей». И последний месяц зимы, как называется? (Феврвль). Метели и вьги наметают высокие сугробы, а порывистые ветра гонят по земле снежную позёмку, в старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Много весёлых забав у детворы. А вам, какие зимние развлечения нравятся? (Катание на санках, лыжах, коньках, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу). 

Сперва с горы летишь на них,

 А после  в гору тянешь их.

(Санки) 

Игра «Любишь  кататься, люби и саночки возить» 

(Дети и взрослые  делятся на две команды. У каждой команды одни санки. По сигналу, по двое детей садятся в одни санки и взрослый везёт их до отмеченной черты, обратно дети везут взрослого, а он сидя помогает им как может. Победившую команду чествуют феерверком из снега). 

Родители предлагают всем попить чай, приготовленный заранее  в термосах. Во время чаепития обмениваются своими впечатлениями. Все вместе развешивают  цветные льдинки на деревьях, прощаются  с парком и расходятся.

Информация о работе Создание условий в ДОУ для экологического образования дошкольников