Создание условий в ДОУ для экологического образования дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Существует масса глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения.

Содержание

Значение и задачи экологического образования дошкольников
Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада
Организация «экологических пространств» в помещении детского сада
Практическая часть

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и наук Республики Татарста3.docx

— 47.74 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и наук  Республики Татарстан

     ГАОУ  СПО «Нижнекамский педагогический колледж»

     Группа 501

     Вариант 1 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по методике экологического образования

     Тема: «Создание условий в ДОУ для  экологического образования дошкольников» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  

                                              Студент: Степанова Марина 
 
 
 
 

     ПЛАН 

  1. Значение  и задачи экологического образования  дошкольников
  2. Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада
  3. Организация «экологических пространств» в помещении детского сада
  4. Практическая часть
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Существует масса  глобальных проблем, порождённых новыми изобретениями человечества. Несомненно, новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться в  мире науки. Этими технологиями мы пользуемся каждый день – бензин для автомобиля, выделяющий вредные для окружающей среды выхлопные газы; полиэтиленовые мешки для покупок, не перерабатываемые и не способные разлагаться в  земле, и масса других вещей. Безусловно, это не самые важные и решающие изобретения. Кроме загрязнения  почвы нарушается дизбаланс воздуха, также загрязняется Мировой океан; воды, пригодной для питья, становится меньше. Чаще происходят войны, основанные на конфликтах по поводу принадлежности тех или иных видов ископаемых на территориях какой-либо страны. Люди уже не могут обойтись без использования нефти и других нефтепродуктов, что существенно портит экологию.

Человек, делая  различные открытия, всё больше вмешивается  в хозяйство биосферы, в которой  существует наша жизнь. Подвергая эту  часть планеты загрязнениям, мы рискуем  собственной жизнью, будущим наших  потомков, которых есть больше вероятность, что раз не мы, так они застанут последствия химического загрязнения  окружающей среды. Среди этих загрязнений  – газообразные и аэрозольные  вещества, существенно портящие экологию.

Кроме того, увеличивается  массовая доля углекислого газа в  воздухе. Из-за этого есть вероятность  наступления глобального потепления, о чём давно уже информируют  наши экологи. Неблагоприятное воздействие  оказывает и выброс нефти в  океан. Это нарушает естественный обмен  между гидросферой и атмосферой.

На загрязнение  окружающей среды влияет и присутствие  ТЭЦ, выбрасывающие кроме дыма сернистый  газ. Загрязняется атмосфера не только промышленностью, но и транспортом. Транспорт – необходимая часть  жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом  месте. Это существенно облегчило  жизнь горожанам, особенно учитывая, что место жительства и работа находятся в разных городах.

В современном  мире, в рамках стремлений к устойчивому  развитию, самый важный аспект полноценности  развития личности – это экологическое  воспитание.

Человек живет  не просто в тесном контакте с живой  природой, он является неотъемлемой ее частью. Следовательно, природа одна из составных частей человека.

Для традиционной модели образования изучение природы  – это бездушный процесс расчленения  ее таинств на составляющие и компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из которых  для вас мы делаем школьные тетради. Как это всепоглощающее лицемерие  способно помочь ребенку понять общую  картину мироздания? Эта ложь не оставляет альтернативы пониманию  молодой личностью принципов  взаимодействия человеческого и  природного. Этот метод давно изжил  себя.

Основная задача экологического воспитания и образования  – помочь ребенку увидеть красоту  мира целиком, помочь ему осознать глубинные  взаимосвязи в природе: где белочка  очень красивая, и она еще красивее, если живет в чистом лесу… Понимание  принципа «Все связано со всем» поможет  ребенку усвоить главный девиз экологии – «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!». Именно этот метод экологического воспитания способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные  формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание  начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного  уровня осознанного отношения, выраженного  в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения  к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его  творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Дошкольные  учреждения в последнее время  широко занимаются тем, чтобы сделать  эколого-развивающей среду или  экологические пространства для  своих воспитанников

«Экологические  пространства» - это условное понятие, которым  обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы отдельным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Благодаря творческому поиску практиков дошкольного воспитания, углубленно занимающихся данным вопросом, в последнее время появилось большое многообразие форм организации зеленой зоны в ДОУ. Важное значение имеет также серьезное внимание ученых и практиков к проблеме влияния на формирование личности ребенка. «Экологические пространства» - это развивающаяся предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» - групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: зимний сад (солон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.

Рассмотрим  некоторые из них.

При наличии  хорошего участка детский сад  может организовать «экологические пространства» на его территории (внешняя природная зона).

Традиционный  огород и фруктовый сад в настоящее  время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных — обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес). Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовая база. При этом к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор — заготовка кормов для обитателей уголка природы.

Мини-ферма

Мини-ферма  — другой возможный объект на участке  детского сада. Опыт пензенских педагогов показывает, что мини-ферма может быть устроена не только в сельском дошкольном учреждении — городскому она еще больше нужна, так как помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду.

Чаще  всего мини-ферма — это небольшой  сарай, в котором круглый год или только в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть молодняк и более крупных животных: поросенок, козленок, ягненок, которых дети помогают растить в летний период. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду, пасти животных, ворошить и собирать сено и др.

Мини-ферма  может включать небольшое поле для  выращивания овса — продукта питания для любых животных в течение всего года.

Вариантом мини-фермы может быть теплица, в  которой дети вместе с взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду.

«Уголок нетронутой природы»

«Уголок нетронутой природы» — это еще  одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны чело века: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка само собой будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам), которые преобладают в каждом детском саду. Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов.

Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической  тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы  разнообразно: проведение воспитательно-образовательной  работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

 Экологическую  тропу можно организовать за  пределами детского сада.

 При этом  следует иметь в виду, что создание  тропы и поддержание ее в  нормальном состоянии требует  значительных материальных затрат  и организационных усилий. Проще  создать тропу на территории  детского сада, если его участок  достаточно большой и на нем  имеются природное разнообразие  и интересные объекты. Специфика  такой тропы в том, что общая  протяженность ее небольшая, и  основная часть объектов создается  специально, что позволяет учесть  возрастные возможности детей  дошкольного возраста.

 Природные объекты, это могут быть небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Таким образом создается картосхема экологической тропы, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

 Вдоль тропы  или вблизи от нее можно:

1. Посадить типичные  для данной местности деревья  и кусты. Это поможет показать  детям многообразие растительного  мира.

2. Возле хвойных  деревьев, если такие имеются  на участке, посадить новые  виды – в комплексе дети  смогут увидеть и сравнить  обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту. Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными и с хвойными деревьями. Можно посадить 2-3 дерева.

3. Посадить экзотическое (не характерное для данной  местности)древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т.д.)

4. При необходимости  спилить старый тополь нужно  оставить пень высотой 40-50 си, а рядом на земле положить  часть ствола (1-1,5 м), тогда может  появиться молодая поросль. Если  же остатки дерева будут разрушаться,  то они станут местом обитания  новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) – оба явления  интересны детям для наблюдения.

5. Устроить фитоогород – посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.)

 Хорошо, когда  на экологической тропе наряду  с растениями есть еще и  объекты животного мира. Необходимо  выявлять и учитывать, кто,  где и когда появляется на  участке детского сада. Это могут  быть различные объекты, например:

1. Под березой  или сосной в земле может  быть муравейник. Отсутствие наземной  части муравейника делает его  незаметным. Необходимо оградить  это место и пометить его  на картосхеме.

2. На лужайке  или клумбе в теплое время  года будут разнообразные насекомые  (пчелы, осы, бабочки, шмели  и др.) – это тоже объекты  для наблюдения детей. Один-два  больших камня станут прибежищем  для жуков. Отвернув камень, можно  увидеть большую черную жужелицу  или другого жука.

Информация о работе Создание условий в ДОУ для экологического образования дошкольников