Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка
1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.
си
1.Основные понятия эргономики.
Эргономика —
научная дисциплина, комплексно изучающая
функциональные возможности человека
в трудовых и бытовых процессах,
выявляющая закономерности создания оптимальных
условий высокоэффективной
Эргономика возникла
в связи с усложнением
Предметом эргономики как науки является изучение системных* закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой и досуговой сферах.
Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда» (сокращенно «человек—машина—среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.
Объектом исследования в эргономике является система «человек — машина — среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
Видеоэкология - область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Термин "видеоэкология" введен Филиным В.А. в 1989 году. Он состоит из двух слов: "видео" - все то, что человек видит с помощью органа зрения и "экология" - наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад. Это важное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников. Проблема видеоэкологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Такому отторжению в значительной мере способствовало применение новых индустриальных конструкций и изделий в градостроительной практике. Во многих городах резко изменена визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, городские строения в основном статичны и имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку "гомогенные" и "агрессивные" поля. В первом случае - это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, а во втором - преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды окон на плоских стенах протяженных и высоких домов
Гомогенные визуальные поля - это видимые поля в окружающем пространстве, на которых либо отсутствуют зрительные детали вообще, либо количество их резко снижено («голые» поверхности)
В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика.
В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться после очередной саккады (быстрые движения глаз) В этом случае саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза работают не в экономном режиме, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.
Агрессивное видимое поле - это поле, на котором рассредоточено большое число одинаковых элементов (поверхности, содержащие множество одинаковых, равномерно распределённых видимых элементов)
Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной "ириской", стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, двери, обитые "вагонкой", а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий, шифер и т.п. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру стена дома с навесными рустами за металлической решеткой.( Гостиница «Россия, Новый Арбат улица)
Визуальная среда - это все то, что окружает человека в его повседневной жизни, или все то, на что он смотрит глазами. Видимую среду делят на 2 части:
Это естественная среда - леса, поля, горы, водоемы, облака и искусственная среда - производственные и жилые помещения: офисы, магазины, транспорт - автобусы, автомобили, поезда, самолеты, подводные лодки и космические корабли.
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдельного человека — многосторонняя сложная проблема.
Многообразие средовых ситуаций возникает не только в связи с конкретными особенностями места и характером его функционального освоения, но и с интенсивностью использования и разнообразием средовых ожиданий различных возрастных и социальных групп. Универсальные эргономические методы позволяют более детально соотносить потребности населения с элементами городского пространства. Очевидна связь проблемы мобильности в архитектуре со средствами эргодизайна, которые могут способствовать развитию современных пространственных условий.
Наиболее очевидно проявляют себя элементы когнитивной эргономики и законы формообразования знаковых систем с использованием различных типов и длин алфавитов для кодирования средовой информации. Прежде всего они задействованы при создании различных навигационных систем города.
Обширное информационное пространство включает в себя среду объектов культуры, тематических парков, транспортно-коммуникационных узлов, зоопарков, спортивных сооружений, объектов с интерактивной системой общения с потребителем, пространств фестивалей и приключений, научно-познавательных центров и т.д. Оперативная информация зачастую представляется в виде карт, схем и указателей. Форма ее представления обычно базируется на стереотипах восприятия и пространственного поведения, которые сложились в ходе практической деятельности. Контакты человека со средой зависят от степени погружения в среду, от возможности удовлетворения как самых общих потребностей, так и индивидуальных.
4.Системы и средства, используемые для визуализации информации.
Визуализация техпроцесса — способ отображения информации о состоянии технологического оборудования и параметрах технологического процесса на мониторе компьютера или операторской панели в системе автоматического управления в промышленности, предусматривающий также графические способы управления техпроцессом. Система визуализации должна учитывать требования, предъявляемые к человеко-машинному интерфейсу. Визуализация техпроцесса реализуется в ряде экранов или окон, которые могут представлять собой иерархическую систему. В основе системы отображения лежит мнемосхема техпроцесса, статическое изображение в визуально простой и интуитивно понятной форме показывающей элементы оборудования, возможно, обрабатываемые материалы и продукцию, и их взаимодействие, порядок обработки
Изменение цвета объекта в зависимости от его состояния. Например, в соответствии с требованиями эргономики, опасные или аварийные объекты окрашиваются в красный цвет. Можно также использовать мигающую (вспыхивающую) окраску.
Изменение графического образа в зависимости от состояния объекта. Например, полный или пустой контейнер, положение ручки рубильника.
Использование мультипликации, то есть последовательности быстро сменяющихся кадров
Перемещение объектов по экрану
Изменение размера объекта
Современные средства вычислительной техники и мониторы обладают богатыми графическими возможностями, широкое использование которых может войти в противоречие с требованиями эргономики. Так, для отображения состояния системы нельзя использовать богатой цветовой палитры. Представление информации должно ограничиваться простыми и однозначно воспринимаемыми цветами (красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, серый). Нельзя использовать и слишком мелкий шрифт в надписях. Чрезмерное увлечение динамическими картинами, например, мультипликацией отвлекает и утомляет оператора. Ухудшает восприятие и использование фотореалистичных изображений объектов. Для управления техпроцессом на мнемосхеме располагаются элементы графического интерфейса, чаще всего типовые для современного программного обеспечения: окна ввода-вывода, кнопки, ползунки (слайдеры). Кроме этого могут использоваться события, например, щелчки кнопками мыши, на элементах изображения.
5. ЗНАЧЕНИЕ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В КОМПОЗИЦИИ СРЕДОВОГО ОБЪЕКТА
Учебное эргодизайнерское проектирование позволило проследить значение средств эргодизайна в разрешении средовых конфликтов. Конкретные эргономические приемы, используемые для решения проблем освоения городских пространств разного уровня сложности, ориентированы на пользователей среды. Они могут быть объединены в комплекс эргодизайнерских решений, когда традиционные средства проектирования изменяются или дополняются элементами, необходимыми сточки зрения эргономики.
Проблема безопасности в архитектурной среде может эффективно решаться средствами эргодизайна. Элементы коммуникаций, акценты, специально размещенные препятствия и барьеры, освещение, замощение и т.д. используются для создания условий комфортного пребывания в среде. Традиционные элементы благоустройства, различные виды ограждения, способы освещения, ландшафтные средства, скульптура и цвет могут выступать с дополнительной функцией — предупреждающей, информирующей, преграждающей и т.д.
Эргодизайнерский проект, выполненный по теме проекта жилого района и дома, позволяет максимально сблизить учебные задачи. Будь то реконструкция района и совершенствование конкретной средовой ситуации или проект нового района — студенты рассматривают эргономические аспекты параллельно с архитектурным проектированием.
Так, при анализе средовой системы в районе станции метро «Щукинская» были использованы два встречных направления анализа: первый рассматривал среду как сумму инвариантов среды (т.е. ее неизменных составляющих), имеющих устойчивые характеристики: парк, узел метро, жилой массив и т.д., последовательно продвигаясь от целого к составляющим. Второй способ опирался на детальное оснащение средствами дизайна этих составляющих в рамках темы проекта.
Архитектурно-пространственные
прототипы среды фиксируют
6. Контакт
человека с эргономическими
Классификация дорог по характеру, значимости и интенсивности использования: автомобильные, велосипедные, пешеходные, главные, районного или местного значения, а также нормирование на основе пешеходной доступности, позволяет определить степень насыщения их элементами благоустройства. Эргономические требования повышают качество освоения среды пешеходами разных возрастных групп и заостряют внимание на удобстве организации автостоянок, их освещении, организации мест хранения велосипедов и т.п.
В одном из учебных
проектов функционально насыщенный
узел у наземного павильона метро
был рассмотрен как накопительно-
Особое значение приобретают нормируемые параметры высоты бортового камня, уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, толщины швов плит перекрытия, направления решеток на пути движения инвалидов, правил установки рельефных направляющих полос в местах пересечения дорог и т.д. При устройстве ступеней, лестниц и пандусов жесткие требования предъявляются к используемым материалам поверхностей, их ограждениям (для детей и взрослых), сечениям поручней и т.д. Во всех зданиях и сооружениях, предназначенных для передвижения с помощью дополнительных средств и приспособлений, должны соблюдаться общие требования к обустройству входа в здание, дверям, путям движения, поверхностям покрытий, величинам перепадов уровней лифтового холла и полом кабины лифта и т.д.
Вместе с потребителем среды эргономические вопросы последовательно переносятся из открытого пространства в подъезды, лифты и лестничные холлы — вплоть до микросреды индивидуальной квартиры.
Одной из интересных тем
эргодизайнерского
Так, исследование особенностей
организации благоустроенных