Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка
1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.
пиктограмм не было и на панели прибора. И правосудие стало на сторону дамы. Точнее, было подтверждено право потребителя на обладание всеобъемлющей информацией относительно возможностей и опасностей, связанных с эксплуатацией бытовой техники, в частности, и предметов массового пользования в целом.А в мирной жизни всемогущая конкуренция стимулировала изыскания в области эргономики – просто технических достоинств бытовых приборов потребителям было уже недостаточно. Ещё в знаменитой школе Баухауз, пропагандирующей функционализм и рациональный стиль в 20-е годы прошлого века, был сформулирован принцип: форма следует за содержанием. Содержание удовлетворяло. Дело было за формой - хотелось её облагородить, сделать оригинальной, привлекательной и безопасной, тем более, что речь шла о предметах ежедневного пользования. Развитие демократических начал привело к принятию законов о защите прав потребителей, и покупатели активно пользовались малейшей возможностью привлечь компании к ответу, получая и материальную, и моральную компенсации не только за реальные просчёты производителей, но и за собственную несообразительность. Широко известен случай, когда американская леди выиграла суд, предъявив компании обвинение в том, что в инструкции для СВЧ не упоминалось о запрете сушить в печи домашних животных. Никаких предупреждающих.
Эргономика на производстве.
Эргономические требования к промышленному изделию — это требования к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конструкции, к их взаимному расположению, которые обусловливаются эргономическими свойствами человека и устанавливаются с целью оптимизации его деятельности. С помощью эргономических требований обеспечивается охрана труда, техника безопасности, а также удобство при эксплуатации и ремонте новых изделий.
На современном этапе внедрение и эксплуатация новой техники и технологии создает проблемы, неразрешимые средствами только технических и медицинский наук. Необходимы рекомендации психологов, физиологов, по соблюдению гигиены труда, дизайна и объединение их в общую систему требований к содержанию и характеру труда человека в системе «человек — техника — среда» (СЧТС). На основе теории и методологии такого объединения и возникла в 20-е гг. XX ст. эргономика (от гр. ergon — работа, nomos — закон, «закон работы»).
Эргономика — наука, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Главными целями эргономики являются:
♦ безопасность труда;
♦ повышение эффективности системы «человек — техника — среда»;
♦ комфортность — удовлетворенность человека результатами своего труда и обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.
Эргономику формируют следующие групповые показатели:
1) антропометрические,
регламентируют соответствие
2) гигиенические,
характеризуют
3) физиологические и психофизиологические, характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным возможностям и особенностям человека;
4) психологические, отражают соответствие машины возможностям и особенностям восприятия памяти, мышления, психомоторики человека.
Пронализировав данные показатели, можно дать дифференциальную и комплексную эргономическую оценку СЧТС.
Эргономические разработки включены в ЕСКД. Они проводятся по всем стадиям — от разработки технического задания на создание СЧТС до изготовления и испытания опытного образца.
На стадии разработки технического задания эргономист-психолог решает вопрос об эргономических требованиях, предъявляемых к будущей СЧТС исходя из анализа данных по эксплуатации прототипов. При обосновании выполнения каждого этапа проектно-конструкторской подготовки проводится эргономическая экспертиза. Это комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектных, предпроектных и рабочих документах и в образцах СЧТС эргономических требований технического задания, нормативно-технических и руководящих документов.
Эргономика в городской среде.
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения города в целом и каждого отдель¬ного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.
Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площадей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели.
Ле Корбюзье
более 60 лет назад в своей работе
«Планировка города» прозорливо
отметил: «Огромные конструкции
будущей планировки раздавят нас: нужно
найти общую меру между нами и
этими гигантскими
Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого масштаба. Понятия «городское оборудование» и «элементы наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков:
• торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.);
• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);
• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры, дорожные знаки);
коммунально-хозяйственные службы (фонари и др. установки освещения, емкости для мусора, туалеты и пр.);
• мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детские, спортивные, для животных и пр.);
• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);
• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло, пиктограммы и пр.).
Перечень можно продолжить, включив элементы декоративного оформления и прочее.
Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраиваются в имеющуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.
В исторических
районах роль элементов предметно-
Застройка же второй половины XX века, монотонная с характерным аскетизмом и лаконичностью объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные и колористические элементы.
Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная измен¬чивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы убираются на конец осени, зиму и начало весны Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.
Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.
В.Т Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, «что в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде»
Он же напоминает, что эргономика, по сути, уже стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» че-ловеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснова¬ния и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектирова¬нию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генериро-вание вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художе-ственными соображениями.
Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оцен¬ки окружающей среды.
Интерпретация
человеком воспринимаемых образов
и возник¬новение в результате этого
эмоционально-эстетического
Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негатив¬ных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.
Первостепенное
значение всегда имели талант, интуиция
и опыт проектировщика. Римский архитектор
второй половины I века до н.э. Витрувий
в трактате о зодчестве писал:
«Когда же будет установлено основание
соразмерности и путем
В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется воз¬можность избегать проектных ошибок за счет применения новых методик с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй.
Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти проблемы еще ждут своего решения.
31)Предметный
комплекс в жилище.Основные
Основными функциями современного жилища являются:
• защита от внешних климатических воздействий, проявлений стихии;
• обеспечение комфортных условий в функционально-утилитарном и санитарно-гигиеническом аспектах;
• создание уюта, лада в духовно-эстетическом, а по возможности — ив художественном плане.
Независимо от вида жилища (городские квартиры различных типов, загородные дома типа коттедж, деревенские дома и т.д.) всю совокупность удовлетворяемых в нем потребностей можно разделить на две группы:
• общие, присущие каждому человеку (сон, еда, личная гигиена, выполнение домашних работ и др.);
• индивидуальные.
В зависимости от потребностей следует выделить три группы функциональных процессов:
• обслуживание биологических потребностей (сон, еда, личная гигиена);
• выполнение необходимых домашних работ (приготовление пищи, уход за квартирой, одеждой и др.);
• удовлетворение личных, в первую очередь духовных интересов.
Создание комфортных,
оптимальных условий
• установление перечня оборудования и предметного наполнения, необходимых для полноценного удовлетворения потребностей человека;