Шпаргалка по "Эргономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.

Работа содержит 1 файл

ERGONOMIKA_GOTOVAYa_33_est.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

пиктограмм  не было и на панели прибора. И правосудие стало на сторону дамы. Точнее, было подтверждено право потребителя на обладание всеобъемлющей информацией относительно возможностей и опасностей, связанных с эксплуатацией бытовой техники, в частности, и предметов массового пользования в целом.А в мирной жизни всемогущая конкуренция стимулировала изыскания в области эргономики – просто технических достоинств бытовых приборов потребителям было уже недостаточно. Ещё в знаменитой школе Баухауз, пропагандирующей функционализм и рациональный стиль в 20-е годы прошлого века, был сформулирован принцип: форма следует за содержанием. Содержание удовлетворяло. Дело было за формой - хотелось её облагородить, сделать оригинальной, привлекательной и безопасной, тем более, что речь шла о предметах ежедневного пользования. Развитие демократических начал привело к принятию законов о защите прав потребителей, и покупатели активно пользовались малейшей возможностью привлечь компании к ответу, получая и материальную, и моральную компенсации не только за реальные просчёты производителей, но и за собственную несообразительность. Широко известен случай, когда американская леди выиграла суд, предъявив компании обвинение в том, что в инструкции для СВЧ не упоминалось о запрете сушить в печи домашних животных. Никаких предупреждающих.

 

Эргономика на производстве.

Эргономические  требования к промышленному изделию  — это требования к размерам, форме, цвету изделия и элементам  его конструкции, к их взаимному  расположению, которые обусловливаются  эргономическими свойствами человека и устанавливаются с целью оптимизации его деятельности. С помощью эргономических требований обеспечивается охрана труда, техника безопасности, а также удобство при эксплуатации и ремонте новых изделий.

На современном  этапе внедрение и эксплуатация новой техники и технологии создает проблемы, неразрешимые средствами только технических и медицинский наук. Необходимы рекомендации психологов, физиологов, по соблюдению гигиены труда, дизайна и объединение их в общую систему требований к содержанию и характеру труда человека в системе «человек — техника — среда» (СЧТС). На основе теории и методологии такого объединения и возникла в 20-е гг. XX ст. эргономика (от гр. ergon — работа, nomos — закон, «закон работы»).

Эргономика  — наука, изучающая человека и  его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Главными целями эргономики являются:

♦ безопасность труда;

♦ повышение эффективности системы «человек — техника — среда»;

♦ комфортность — удовлетворенность человека результатами своего труда и обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.

Эргономику  формируют следующие групповые  показатели:

1) антропометрические, регламентируют соответствие машины  размерам и форме тела работающего  человека, подвижности частей тела и другим параметрам;

2) гигиенические,  характеризуют метеорологические  условия микроклимата и ограничение  воздействия вредных факторов  внешней среды;

3) физиологические  и психофизиологические, характеризуют  те эргономические требования, которые определяют соответствие СЧТС силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным возможностям и особенностям человека;

4) психологические,  отражают соответствие машины  возможностям и особенностям  восприятия памяти, мышления, психомоторики человека.

Пронализировав  данные показатели, можно дать дифференциальную и комплексную эргономическую оценку СЧТС.

Эргономические  разработки включены в ЕСКД. Они  проводятся по всем стадиям — от разработки технического задания на создание СЧТС до изготовления и испытания опытного образца.

На стадии разработки технического задания эргономист-психолог решает вопрос об эргономических требованиях, предъявляемых к будущей СЧТС исходя из анализа данных по эксплуатации прототипов. При обосновании выполнения каждого этапа проектно-конструкторской подготовки проводится эргономическая экспертиза. Это комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектных, предпроектных и рабочих документах и в образцах СЧТС эргономических требований технического задания, нормативно-технических и руководящих документов.

 

Эргономика  в городской среде.

 

Формирование  городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей населения  города в целом и каждого отдель¬ного  человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с тематикой данного пособия.

 

Увеличение  габаритов и массы зданий, протяженности  и площадей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являются объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели.

 

Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка города» прозорливо отметил: «Огромные конструкции  будущей планировки раздавят нас: нужно  найти общую меру между нами и  этими гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет пере¬строена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».

 

Городское оборудование и выполняет роль носителя человеческого  масштаба. Понятия «городское оборудование»  и «элементы наполнения городской  среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков:

• торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.);

• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, информационные установки);

• транспорт (навесы и павильоны у остановок, опоры контактных сетей, светофоры, дорожные знаки);

коммунально-хозяйственные  службы (фонари и др. установки освещения, емкости для мусора, туалеты и  пр.);

• мебель, оборудование площадок во дворах, парках и скверах (детские, спортивные, для животных и пр.);

• устройства разграничения зон улиц и площадей (ограды, барьеры, турникеты);

• визуальная информация (указатели, названия улиц и площадей, номера домов, табло, пиктограммы и пр.).

Перечень можно  продолжить, включив элементы декоративного оформления и прочее.

Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраиваются в имеющуюся градостроительную  ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно  усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.

В исторических районах роль элементов предметно-пространственной среды (оборудования, малых форм) состоит  в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечая сегодняшнему дню, «вписаться» в уже существующий облик архитектуры (в т ч. многовековой), слиться с ней или тактично оттенить ее.

 

Застройка же второй половины XX века, монотонная с  характерным аскетизмом и лаконичностью  объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные и колористические элементы.

 

Для многих элементов  городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая  сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная измен¬чивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы убираются на конец осени, зиму и начало весны Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.

 

Задачи, которые  встают перед проектировщиком при  переходе от формирования «замкнутых»  пространств интерьеров, а тем  более отдельных предметов и  вещей, к комплексному формированию «открытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и усложняются.

 

В.Т Шимко  в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории», говоря о специфике новой проектной  профессии на стыке архитектуры  и дизайна, отмечает, «что в ней  все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде»

 

Он же напоминает, что эргономика, по сути, уже стала  краеугольным камнем методологии средового  проектирования, поскольку именно она  является соединительным звеном между  его базовыми понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» че-ловеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетических переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснова¬ния и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектирова¬нию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генериро-вание вариантов размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художе-ственными соображениями.

Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оцен¬ки окружающей среды.

 

Интерпретация человеком воспринимаемых образов  и возник¬новение в результате этого  эмоционально-эстетического состояния  обусловлены личностными особенностями  человека, в т.ч. внутренними установками, темпераментом и пр. Человек констатирует и оценивает такие качества среды, как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхностей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие иоценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время суток и года, погодные условия), точки наблюдения, которая редко остается статичной.

 

Из-за сложности  учета комплекса факторов восприятия реальной среды на практике нередки  случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моделях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негатив¬ных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.

 

Первостепенное  значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет установлено основание  соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле вне¬шности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. — М., 1936).

 

В последние  годы у архитекторов и дизайнеров появляется воз¬можность избегать проектных  ошибок за счет применения новых методик  с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные варианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося коррективы в их композиционный строй.

 

Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействием среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти проблемы еще ждут своего решения.

 

 

 

 

31)Предметный  комплекс в жилище.Основные функции.

 

Основными функциями  современного жилища являются:

• защита от внешних климатических воздействий, проявлений стихии;

• обеспечение комфортных условий в функционально-утилитарном и санитарно-гигиеническом аспектах;

• создание уюта, лада в духовно-эстетическом, а по возможности — ив художественном плане.

Независимо  от вида жилища (городские квартиры различных типов, загородные дома типа коттедж, деревенские дома и т.д.) всю совокупность удовлетворяемых  в нем потребностей можно разделить  на две группы:

• общие, присущие каждому человеку (сон, еда, личная гигиена, выполнение домашних работ и др.);

• индивидуальные.

В зависимости  от потребностей следует выделить три  группы функциональных процессов:

• обслуживание биологических потребностей (сон, еда, личная гигиена);

• выполнение необходимых домашних работ (приготовление пищи, уход за квартирой, одеждой и др.);

• удовлетворение личных, в первую очередь духовных интересов.

Создание комфортных, оптимальных условий жизнедеятельности  требует решения задач в трех плоскостях:

• установление перечня оборудования и предметного наполнения, необходимых для полноценного удовлетворения потребностей человека;

Информация о работе Шпаргалка по "Эргономике"