Шпаргалка по "Эргономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.

Работа содержит 1 файл

ERGONOMIKA_GOTOVAYa_33_est.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

На аллеях предлагались навесы от дождя и ветра, музыкальные  павильоны, места для общения, отдыха и развлечений со специально разработанным оборудованием: сблокированные группы сидений, оснащенные дополнительными подставками для книг и ног, подлокотниками, мобильные столы со столешницами для игр, приподнятые цветочницы как дополнительные опоры, дифференцированный свет (общий, локальный, а также нижняя подсветка дорожек, ступенек и перепадов).

7. Средства эргономики в артикуляции средового восприятия.

 

Эргодизайн среды тесным образом переплетается с традиционным архитектурным анализом масштабных соотношений человека и средового наполнения.

Анализируя схему коммуникаций на значительной территории, например района, сообразно степени приближения  человека к намеченному объекту, выделяются последовательные уровни соотношения  человека и ориентира. В различных  ситуациях доминирующими становятся объекты разной удаленности и масштаба. Первым уровнем в последовательном раскрытии видовых картин оказывается силуэт застройки с архитектурно-пространственной доминантой либо рельеф, озеленение и т.п., задающие точку для соотнесения наблюдателя, ориентира и желаемой точки приближения. От силуэтных доминант человек последовательно минует промежуточные масштабы к уровню отдельной детали, на котором становятся значимыми уличная реклама и указатели — вплоть до ступеней, ручек и кнопок в лифтовом холле. Архитектурный анализ визуальных картин на каждом уровне предопределяет размещение визуальных акцентов в среде.

 

8. Что составляет методологическую основу  эргономики?

методологическую  основу составляет системный подход, позволяющий получить всестороннее представление о трудовом процессе и путях его совершенствования. 

9. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Впроцессепроизводственнойдеятельностивсистеме«человек—машина—окружающаясреда»самым  уязвимымэлементомявляетсяименночеловек. Искусственнаясреда, химическийсоставвоздуха, ускорения, шумивибрации—всеэтонегативновлияетнасамочувствиечеловека, вызываяунегокак скрытоеутомление, такипереутомление. Поводомдляособогобеспокойстваявляетсятравматизмна предприятиях. Травмывозникаютврезультатемногократноповторяющихсядвижений, перенапряжения, вызываяпрофессиональныезатылочно-шейныеискелетно-мышечныерасстройства. Травматизмнередко принимаетхарактерэпидемии, подвергаярискудо 15—20 % рабочих. Национальныйинститут профессиональнойбезопасностииздоровьяСШАвключаетпроизводственныетравмывчисло 10 основныхопасностей, которыеподстерегаютлюдейнаработе. Неудобныерабочиеместаи инструменты—основныевиновникипроизводственныхтравмипрофессиональныхзаболеваний.

Нафизическоеипсихическиесостояниелюдейнапроизводствевлияютистрессовыеситуации, которыевозникаютприсочетаниирядасоставляющих.

Перечислимфакторы, влияющиенасозданиестрессовойситуации:

  • среда (социальноеифизическоеокружениенаработеивсвободноевремя);
  • стоящаязадача (нагрузка, темпработы);
  • организационныефакторы (стильруководства);
  • индивидуальныефакторы (личностныекачества).

Передэргономикойвстаетпроблемапроектированиясистем, ориентированныхнапользователя, его опыт, знания, квалификацию. Вчислеосновныхдолжныбытьучтенывопросыорганизацииусловий трудавзависимостиотполовогопризнака («эргономикаженскойработы»), выделены эргономическоепроектированиедляпожилыхлюдейиинвалидов (нарабочемместеив окружающейсреде).

Вэргономикеработоспособностьрассматриваетсякакпотенциальнаявозможностьчеловека выполнятьтрудовуюдеятельностьвтечениизаданноговремениисзаданнойэффективностью.

Понятиеработоспособности—психофизиологическое, оноотличаетсяотпонятиятрудоспособности, котороеотражаетфизическоесостояниездоровья.Еслитрудоспособностьужеограничена, тонеобходимоустанавитьстепеньутратытрудовыхвозможностей (20 %, 50 % ит.п.). Составгруппылюдейсограниченнойтрудоспособностьюоченьнеоднороденповозрастнымпоказателям, видуистепениповреждений, социальномустатусуит.п.Так, снижениетрудоспособностина 50—100 % происходиту 18,8 % группы, на 30—50 % —у 3,2 %,втовремякакработоспособностьнеснижаетсяу 37 %. Этовыражаетсявуровняхсоциальнойактивности—отнулевойдоотносительнойактивности, когдачеловекстремитсяпродолжитьдоступнуютрудовуюилиобщественнуюформудеятельности, ведетактивныйобразжизни. 

Впроявленияхработоспособностивыделяют: §

  • общийуровень: потенциальныевозможностичеловека; ™
  • текущеесостояние: реальныйуровеньработоспособности, изменяющийсявзависимостиот

фазеединамики, атакжеразличныхвнешнихивнутреннихфакторов. 5

Прихарактеристикеобщегоуровняработоспособностизаэталонобычнопринимают |

среднестатистическиеданныевзрослыхздоровыхмужчинпринормальныхздоровьеисамочувствиив благоприятнойфазединамикиработоспособности—через 2—3 чпосленачаласмены, во 2—3 день недельногоцикла.

Различаютпятьгруппфакторов, влияющихнаработоспособность: *

1-аягруппа—обусловленаособенностямирастущегоорганизма, проблемамиакселерации; 

функциональныересурсыотстаютотморфологических, поэтомууровеньработоспособности д

подростковиюношейнижепоказателейвзрослыхлюдей;  g

2-аягруппа—обусловленавозрастнымиособенностямипожилыхлюдей; возрастноеснижение функциональныхспособностейорганизманачинаетсяпосле 45 лет;

3-ягруппа—связанасанатомо-физиологическимиособенностямиженскогоорганизма, вызывающимиснижениеуровняработоспособностиженщинпосравнениюсэталоном (особеннопри физическомтруде);

4-аягруппа—связанасиндивидуальнымиособенностямиорганизма (конституционныечерты, тренированность). Онаотноситсяксостояниюфизиологическойнормыипоэтомуснижениетрудовых возможностейвэтомслучаеявляетсяумеренныминеведеткутратеработоспособности;

5-аягруппа—патологическиеизмененияворганизме—какхронические (постоянноеснижение работоспособности), такиострые (временноенарушениеработоспособности).

Приразработкеэргономическихпринциповорганизациитрудаинвалидовнеобходимоопиратьсяна квалификациюдефектаисвязанныеснимпсихофизиологическиеособенностиэтойкатегориилиц. Дефектологическиеизмененияцелесообразнорассматриватьнанесколькихвзаимосвязанных уровнях:

  • общесоматический (антропометрический) уровень—дефектысопровождаются 
    изменениямидлинытелаиегочастей (какпропорции, такидиспропорции, 
    диспластичность);
  • физиологическийуровень—сила, тонус, координациямышечныхнапряжений;
  • кинетический, илимоторный, уровень—снижение (общееиличастичное) подвижности 
    органов (изменениемимики, позы, характераиамплитудыдвижений);
  • анализнервно-психическогостатусаинвалидов (уровеньразвитияисохранности 
    интеллектуальнойиэмоционально-волевойсферы), состояниезрительного, слуховогои 
    двигательногоанализаторовит.п.

Вэргономикеприклассификациидефектовважноопределитьхарактервозможныхкомпенсаций нарушенийзасчетсохранныхоргановсенсорикиимоторики. Возможностикомпенсации рассматриваютсянетольковфункциональном, ноивпсихологическомотношениистем, чтобы нивелироватьотличияинвалидовотздоровыхлюдей. Принимаютсявовнимание:

  • мироощущение;
  • социальнаяадаптация;
  • эмоциональныйстатусинвалидовипрестарелых.

Вэргономическомпроектированиидляэтойгруппынаселенияособоезначениеприобретаютне толькотехническиесвойстваконструкций, ноиихэстетическиекачества.Кстаростинаблюдаетсяснижениефункциональныхвозможностей: зрительногоанализатора,легочнойвентиляции, сердечно-сосудистойсистемы, опорно-двигательногоаппарата, нарушение обменавеществ.

Ворганизациитрудапожилыхлюдейсуществуютдвевзаимосвязанныепроблемы: выявлениеи

оценкаизмененийворганизме, сказывающихсянаработоспособности, иэргономическое проектированиерабочихместиусловийтрудадлялицспониженнойработоспособностью.Различаютфункциональныйипаспортныйвозраст. Темпыстаренияоцениваютпокомплексуфункциональныхпоказателей. Функциональныйвозрастопределяют, пользуясьсемью количественнымипоказателями: среднеедавлениекрови, рост, масса, площадьтела, жизненнаяемкостьлегкихидр. Существуетпрофилактикапреждевременногостаренияорганизма, нормированиережимовтрудаиотдыха, возможностьфункциональногоизмененияусловийтруда (регуляцияуровня освещения, оптимальныеусилиянаорганахуправленияит.п.)

 

 

10.Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов.

 

Длясозданиякомфортнойсреды, позволяющейинвалидамипрестарелымчувствоватьсебя комфортноибезопасно, необходимознаниестроительныхнорм. Внихзаложенытребованияк параметрамвнешнейивнутреннейсреды, удовлетворяющейусловиямрассматриваемойсоциальной группы.

Припроектированиисредыдлялицпожилоговозрастанеобходимоучитыватькакфункциональные особенностиорганизма, такиценностныеориентацииличностей (социально-психологический аспект).

Людистаршейвозрастнойгруппыобладаютразличнойстепеньюактивности, котораянаходитсяв широкомдиапазоне: отнулевойдоотносительносохранной.

Характеристикистепениактивности:

  • нулевая—сохраненытолькобиологическиепотребности;
  • слабовыраженная—осуществлениедоступногосамообслуживания;
  • низкаяактивность—жизньвмирепрошлыхпереживаний, чтение, просмотртелепередач, 
    случайныеобщественныеконтакты;
  • средняяактивность—досуговаядеятельностьбезучастиявтрудовойиобщественной 
    деятельности;
  • относительносохраннаяактивность—стремлениекактивномуобразужизни, ксохранениютрудовойактивности.
  • Плита, рабочийстолимойкадолжныдопускатьподъездподнихинвалиднойколяски. Сэтойцелью высотавсветуподнимидолжнабытьнеменее 69 см.
  • Дляактивизацииобщениялицпожилоговозрастаиинвалидовнеобходимопредусматривать соответствующееоборудованиезонотдыха.
  • Зоныотдыхаиразвлечениймогутслужитьдлявозникновениясоциальныхконтактов, развлечений, укрепленияздоровья, наблюдениязаокружающейжизнью.
  • Вэтомслучаенеобходимоприниматьвовниманиекомфортиудобствооборудованияместотдыха (комфортабельныесиденья, удобстводляразговоров, защитаотатмосферныхосадковилисолнца— навесы, перголы, портикиит.п.), атакжеорганизацияподводящихкнимпутей, пешеходныхдорожек (замощениенескользкоеинеблестящее, егоразмеры, уголуклона).
  • Длядлинныхикороткихпешеходныхпрогулокустраиваютсяпетлеобразныедорожкисразличной топографией. Визуальноеразнообразиетакжеимеетзначениедлядлительногоиполноценногоотдыха. Системапешеходныхдорожекможетбытьоборудованаутилитарнымиэлементами, притягательнымидля совершенияпрогулок. Этимиэлементамимогутслужитьпочтовыеящики, местадляотдыха, акцентное озеленение. Рекомендуемоерасстояниемеждуплощадкамидляотдыхавзонахотдыхапожилыхлюдей примерно 61 м, нонаэторасстояниемогутвлиятьклиматическиеилитопографическиеособенности. Фрагментыпешеходныхпутей (аможетбытьивесьпуть) могутиметьнавесыилидругойтипзащитыот неблагоприятныхклиматическихвоздействий. Особоезначениеприобретаетхарактерзамощенияв зонахотдыха, обеспечивающийчувствобезопасности (отсутствиеперепадов, неровностей, текстура замощения, наличиещелейит.п.). Поверхностьдолжнабытьвыполненаизматериалов, исключающих скольжениеинедающихблеска (напримернезаглаженныйбетон, кирпич).

Информация о работе Шпаргалка по "Эргономике"