Шпаргалка по физкультуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 20:23, шпаргалка

Описание работы

Основные причины получения травм во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятия, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.

Работа содержит 1 файл

Физкультура 9 класс.docx

— 84.39 Кб (Скачать)

Основные  причины травматизма  во время занятий  физической культурой.

 
 
    Основные причины получения травм  во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны  с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать  неудовлетворительное состояние места  занятия, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или  одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. 
     
     Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. 
     
     Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по гимнастике, легкой атлетике, подвижным играм, спортивным играм, лыжной подго-тов-ке и т. д.), с ними учащихся знакомит учитель физической культуры перед началом занятий. 
     
     Несколько конкретных примеров. 
     
     Если выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями, то в любой момент можно сорваться и упасть. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов рекомендуется приземляться на гимнастические маты мягко на носки ступней, пружинисто приседая. В результате выполнения приземления в положении «стойка смирно» можно получить травму позвоночника, суставов, сотрясение мозга. 
     
     Наиболее частой причиной травм во время занятий бегом являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины), не подходящая для этого обувь. Если вы хотите освоить новый маршрут, сначала надо прогуляться по нему шагом, чтобы узнать, какие неожиданности могут встретиться на пути. 
     
     Перед началом соревнований необходимо провести разминку, которая подготовит опорно-двигательный аппарат к предстоящей нагрузке. Во время разминки мышцы приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и с большей скоростью, при этом снижается возможность травмы. 
     
     Купаться и плавать можно только в специально отведенных для этого местах. Если вы, обнаружив живописное место с водоемом, решили устроить купание, надо обязательно обследовать выбранный участок. Он должен отвечать следующим требованиям: берег пологий, дно лучше песчаное, а вода чистая. Нельзя купаться в местах, находящихся ниже по течению от мест выхода сточных труб и водопоя скота. 
     
     Необходимо строго придерживаться рекомендаций врача о возобновлении занятий физкультурой после перенесенных заболеваний. Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, легких под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Человек чувствует себя здоровым, а процесс болезни скрыто продолжается, при высокой физической нагрузке (особенно соревновательной) может дать молниеносное обострение с явлением острой сердечно-сосудистой недостаточности.
 

Что такое здоровый образ  жизни и как  вы его реализуете?

 
 
    Здоровый образ жизни следует  рассматривать как активную и  целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и  длительное поддержание психического и физического здоровья. Понятие  «здоровый образ жизни» включает в себя: соблюдение рационального  режима дня, чередование труда и  отдыха; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную  двигательную активность (занятия физическими  упражнениями и спортом). Двигательная активность — это естественная потребность  человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в  течение какого-либо периода времени, составляет объем двигательной активности. Ученые установили: если потребность  в движении не удовлетворяется, то наступает  гиподинамия (недостаточная двигательная активность). Она отрицательно сказывается  на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности. 
     
     Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в отношении ведения здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого в вашей семье нет, то вы сами должны позаботиться о своем здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.
 

Правила выполнения утренней гимнастики (составить  комплекс упражнений утренней гимнастики).

 
 
    Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется  ежедневно в домашних условиях (при  открытой форточке) или на свежем воздухе. Комплексы упражнений, как правило, разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими  упражнениями. Она состоит из обще-развивающих  упражнений, которые можно выполнять  без предметов либо с предметами (резиновыми бинтами, гантелями, эспандерами, скакалками). Примерная продолжительность  занятий: для учащихся 1—4 классов  — 8—10 мин, 5—9 классов — 11 —15 мин. Упражнения утренней гимнастики выполняются в  определенной последовательности. Вначале  потягивание, которое улучшает дыхание  и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются  бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность использования  одного и того же комплекса 12—15 дней.
 

Какие задачи решает режим  дня и что необходимо учитывать при  его планировании?

 
 
    Большое значение для полноценной  жизни человека имеет определенный распорядок, или режим, дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с  играми, при условии регулярного  питания и отдыха. Соблюдение рационального  режима дня способствует повышению  умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при  соблюдении распорядка дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные  виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни  человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать  единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня  должны быть едиными. Они перечислены  вначале. Режим дня для школьников устанавливается с учетом возраста, их индивидуальных особенностей, а  также условий, в которых они  учатся и живут. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое  воспитательное значение. 
    

Значение  правильной осанки в  жизнедеятельности  человека. Ее формирование (выполнить  несколько упражнений на формирование правильной осанки).

 
 
    Неправильная осанка нарушает положение  внутренних органов грудной и  брюшной полости (со снижением их функции) и способствует раннему  появлению остеохондроза. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат  и мышцы, неэластичны связки, снижены  амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень  высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными видами спорта. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник. Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1—3 мин. Детям с нарушением осанки следует спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) необходимо лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине. 
     
    

Требования  безопасности перед  занятиями по гимнастике.

 
 
    Перед началом занятий по гимнастике необходимо: 
     
     — надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой; 
     
     — протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой; 
     
     — проверить надежность крепления перекладины, опор гимнастического козла и коня, закрепление стопорных винтов брусьев; 
     
     — в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. 
     
     Общая физическая подготовка вместе со специальной составляют единый процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки школьников к трудовой деятельности. 
     
    

В чем заключаются  особенности построения и содержания самостоятельных  занятий по общей  физической подготовке?

 
 
    Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию  работы всех органов и систем организма  человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей. Самостоятельные  занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создают  условия для высокопроизводительного  труда. 
     
     Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными ее средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки, метание), а также различные подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах и т. п. 
    

Требования  безопасности во время  занятий по легкой атлетике.

 
 
    В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить  с соблюдением следующих требований:  
     
     — бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки; 
     
     — в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено; 
     
     — при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку; 
     
     — во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега; 
     
     — не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки; 
     
     — перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания; 
     
     — не производить метание без разрешения учителя; 
     
     — не оставлять без присмотра снаряды для метания; 
     
     — не стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева); 
     
     — не находиться в зоне броска; 
     
     — не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя; 
     
     — не подавать друг другу снаряд для метания броском; 
     
     — запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
 

В чем различие между  скоростными и  силовыми качествами человека, с помощью  каких упражнений можно их развить?

 
 
    Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9—10, 12—13, 14— 15 лет, а в быстроте на 9—10, 11—15 лет. 
     
     Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее. 
     
     Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов — динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений. 
     
     Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой. 
     
     Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и 
     
     комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т. д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6—10 с. Отдых после выполнения упражнений 20—25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2—3 мин. 
     
     Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми. 
    
 

Информация о работе Шпаргалка по физкультуре