Шпаргалка по "Эргономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.

Работа содержит 1 файл

ERGONOMIKA_GOTOVAYa_33_est.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Существует тонкий баланс между отбором соответствующей  информации для дальнейшей обработки и отклонением несущественной. Временное хранение сенсорной информации, живое и точное, такое как в эхоической и иконической памяти, дает нам механизм, при помощи которого можно отбирать для дальнейшей обработки только существенную информацию. В этом случае информация кодируется, преобразуется и хранится в количестве не большем и не меньшем, чем необходимо для нормального существования человека. Это позволяет «воспринимать все» и при этом обращать внимание только на существенные компоненты перцептов, образуя тем самым экономичную систему.

 

 

22. Что  относится  к  области  комфорта  и  дискомфорта?

 

Одно из положений  эргономики указывает, что при создании СЧМ человек выступает как  системообразующий фактор в этой сложной системе (Зинченко, Мунипов, 1980). Однако это положение имеет лишь общетеоретическое значение и нуждается в конкретизации. Во-первых, кто выступает в качестве системообразующего фактора, пользователь (оператор) или разработчик? Или последовательно и тот и другой? Что формирует оператор, машину или свои функциональные системы и свое функциональное состояние? Мы не ставим перед собой задачу решить эти вопросы. Выскажем лишь некоторые предположения.

Эргатическую  системы следует рассматриваем  как искусственно созданную сложную систему, состоящую в свою очередь из двух неравнозначных подсистем. Первая - работающий человек с присущими ему физиологи-ческими и психическими функциями, находящимися в постоянном динамическом взаимодействии и меняющимися под влиянием нагрузки и условий труда, что в целом определяет его функциональное состояние. Вторая система - предметно-пространственная среда, например, рабочее место, искусственно созданная разработчиком, которая имеет гораздо меньше переменных по сравнению с первой. Связь между обозначенными выше системами осуществляется в основном через алгоритм деятельности, а эффективность работы всей системы определяется конечным продуктом труда и психофизиологической ценой достижения этого продукта, которую можно определить, измеряя параметры функционального состояния работника.

П.К.Анохин (1971) ввел понятие «функциональная система», рассматри- вамое как временное  формирование физиологических динамических систем организма в зависимости  от данной ситуации. Любая приспособительная  реакция человека протекает по принципу образования функциональных систем организма, и именно приспособительные реакции, выступают в роли системообразующего фактора.

СЧМ достаточно адаптивна (за счет присутствующего  в ней человека) и относительно стабильна благодаря наличию обратных связей, которые осуществляются посредством реакций работающего и через посредство тех-нических решений

Невозможно создать  систему (СЧМ), лишенную всех недостатков. Можно лишь создать условия для  поддержания функционального состояния  работающего человека на уровне относительной положительной продуктивной напряженности, обеспечивающей определенную степень функционального комфорта. Практически существует два пути создания относительно оптимальных условий деятельности.

1. Проектирование  СЧМ на основе относительно корректного использования требований эргономики к организации рабочего места и разработки соответствующего алгоритма деятельности. При этом работающий человек в процессе обучения и освоения оформляет свои внутренние функции в те функциональные системы, которые в определенной степени соответствуют машинной системе, рассчитанной на определенный уровень его функционального состояния. Приспособительные реакции человека в СЧМ всегда имеют место. Желательно, чтобы они не выходили за оптимальные рамки его гомеостаза, сохраняли определенный уровень положительной напряженности.

2. Организация  различных оздоровительных мероприятий  на производстве, а именно: соблюдения  режимов труда и отдыха, организации  питьевых режимов и диетического  питания, если это необходимо; проведения производственной гимнастики; внедрения функциональной музыки; организации комнат релаксации; проведения различных видов массажа; создания тренажерных залов и т.п.).

Машина и среда  как внешние компоненты системы  по отношению к человеку не должны нарушать деятельность человека-работника и, в первую очередь, границы его физиологической нормы, определяемые как «оптимальное постоянство» внутренней среды, которое соответствует «динамическому уравновешиванию» поступления и расходования материи и энергии в процессе матаболизма (Меделяновский, 1982). Понятие оптимальности относится не только к состоянию внутренней среды, но и к регулирующим механизмам, которые обеспечивают постоянство структуры и функции живого организма. В сущности, такие свойства системы как самоорганиазция, управление, регулирование, самооценка направлены на сохранение ее целостности.

Принцип системности, как и всякий другой метод, отражает определенный подход к объекту исследования. Системный анализ предполагает последовательное применение аналитических и модельных методов изучения сложных систем с большим числом переменных. В зависимости от имеющихся данных и целей анализа можно использовать любое количество методов из широкого диапазона специальных приемов исследования (Уотермен, 1971). В настоящей работе психо-соматический статус работающего человека и его роль организации рабочего места, в обеспечении соматического комфорта и его оценке изучался поэтапно. Так, эмпирические исследования конкретных рабочих мест позволили решить вопрос о наборе тех размеров тела, которые необходимы для расчетов эргономических параметров рабочих мест. С этих позиций сома выступает как самостоятельный объект исследования. Ее особенности выражаются посредством совокупности размеров тела, на основе которых можно рассчитать материальные и пространственные параметры рабочего места. Это первый этап исследований, результаты которых представлены в Главе 2. С другой стороны сому можно изучать как состояние, состояние в процессе деятельности, при принятии определенной позы. В отличие от предыдущего этапа исследований изучение функционального состояния сомы более сложно, так как требует комплексного подхода, использования субъективных и объективных методов исследования. Это этап поиска адекватных методов оценки, соотнесения данных, полученных различными методами. В результате может быть построена соматическая модель ра-циональной рабочей позы, которая при ее реализации отражает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата человека в процессе познавательной и исполнительной деятельности. Далее может быть создана адекватная модели структура рабочего места и оценена соответствующая ей степень соматического комфорта. Признаки соматического комфорта определяются в данной работе субъективными и объективными методами через проявления рабочей позы. Рабочая поза в таком случае выступает как функциональная система, формирующаяся в процессе выполнения трудовых действий и операций. Она устанавливает и поддерживает специфические зависимости и связи между сомой и психикой в СЧМ. Исследования по этому вопросу представлены в главе 3. Третий этап нашей работы строился на практических разработках, основанных на результатах двух предыдущих этапов. При этом наши практические рекомендации носят обобщающий характер и не относятся к какому-либо конкретному рабочему месту, а выбраны такие моменты в его организации, которые присущи любому рабочему месту (глава 4). Так, представлена классификация эргономических парамет-ров рабочего места и метод их расчетов на основе размерных характеристик сомы; разработаны пути повышения степени удовлетворенности пользователей результатами организации рабочего места; представлена методика оценки пространственной организации рабочего места на основе антропометрических данных и соматической модели рациональной рабочей позы.

 

23. Проблема образного восприятия в архитектуре.

 

Тема мысленных образов  в последнее время вызывает большой  интерес у многих исследователей в области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной  психологии — как информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных образов — это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утверждают, что вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мысленный образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого образа, а затем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация хранится в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что такое образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить образ, сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? Понятие «образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее. Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного.

 

24.Виды  офисов.Комплекс факторов в эргономичности  офиса.

О́фис (англ. office) или контора (нем. Kontor) — помещение, здание, комплекс зданий, в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и т. п..

Главный офис —  офис, в котором находится руководство  фирмы, место пребывания центрального аппарата компании или предприятия, где размещается топ-менеджмент компании или предприятия, дирекция, секретариат и другие важные административные подразделения. Место расположения фирмы указывается при регистрации фирмы. Некоторые для придания важности (значимости) свой главный офис (контору) называют штаб-квартирой, что является неправильным применением термина.

Под офисом иногда также подразумевается рабочий  кабинет руководителя или сотрудника какой-либо общественной организации, государственного органа, фирмы, корпорации и т. д.

Для удобства делового оборота офисы принято относить к той или иной категории. Наиболее распространённой является буквенная  классификация, в соответствии с  которой выделяются основные категории  офисных помещений A, B, C, D, (A — наиболее высокий, D — наиболее низкий класс) которые дополнительно уточняются путём дополнения символами «+» и «-» (A+, A, A- и т. д.), либо цифровыми индексами (A1, A2 и т. д.). Присвоение класса в определенной степени субъективно и производится с учётом следующих характеристик помещений:

  • Расположение
  • Тип здания
  • Год постройки
  • Права
  • Управление зданием
  • Конструктивные решения
  • Межэтажные перекрытия
  • Окна
  • Планировка и отделка
  • Инженерные системы
  • Системы кондиционирования и вентиляции
  • Телекоммуникации
  • Паркова
  • Лифты
  • Охрана
  • Инфраструктура.

 

 

Офисы класса А

 

Один из видов  помещений, предназначенных для  работы служащих, ведения коммерческой деятельности, приема клиентов. Такие  офисы располагаются в центральной  части города, в престижных зданиях  новой постройки[1], бизнес-центрах, что делает офисы класса А самыми дорогими с точки зрения величины арендной платы. Обычно арендуются для размещения высшего руководящего состава, часто выполняют представительские функции.

Арендаторы офисов класса А — крупные компании, филиалы зарубежных фирм.

Для офисов класса А характерны: руководство международной управляющей компании, индивидуальная отделка помещений или авторский дизайн, новейшее оборудование, наличие зала для общения с VIP-клиентами, ресепшена, высота этажа не менее 3, 6 м, оптико-волоконные телекоммуникации.

Особенности зданий, в которых расположены офисы  класса А: наличие системы кондиционирования, собственной службы охраны, высокоскоростных лифтов, конференц-залов, наземных и  подземных парковок, кафе, автоматизированных систем жизнеобеспечения, систем контроля доступа в здание бизнес-центра.

Выделяют офиса  класса A+, A, A- или А1, А2 и А3.

Офисы класса В

Офисы класса В  — один из типов помещений, предназначенных  для работы служащих, осуществления  коммерческой деятельности. Несколько  уступают по уровню офисам класса А, относятся к офисам эконом-класса, характеризуются более низкой арендной ставкой. Предназначены для размещения основного персонала компании. Офисы класса B относят к категории рабочих, а не представительских помещений. Обычно их выбирают солидные банки, представительства зарубежных компаний, СМИ.

Офисы класса В  располагаются в реконструированных особняках, зданиях современной  постройки, модернизированных административных, промышленных зданиях 60 — 80 годов прошлого века. Некоторые офисы класса B находятся в бывших бизнес-центрах категории А, прошедших период 5-летней эксплуатации.

Для зданий класса B характерны те же параметры, что и  для объектов класса А, однако спектр услуг может быть более узким. Так, для офисов класса B характерно наличие наземной парковки, часто отсутствует автоматизированная система управления зданием. К зданиям с офисами класса B предъявляются менее строгие требования к качеству отделки помещений, уровню инженерных, вентиляционных систем.

В категории B различают офисы класса B+, B1, а также B2.

Офисы класса С

Вид помещений, которые арендуются у предприятий, административных зданий или НИИ  для офисной деятельности, но изначально не предназначенных для нее. В  такого типа помещениях часто отсутствует  современная система кондиционирования, а также ряд других составляющих инфраструктуры. Многие из них являются морально устаревшими и требуют ремонта, однако они имеют основные коммуникации, так как здания, перепрофилированные под офисные, в течение длительного периода уже находятся в эксплуатации.

Арендаторами  офисов являются небольшие компании и организации. Здания располагаются  в спальных или не слишком престижных районах. Часто это здания с устаревшим фасадом и интерьером, поэтому  арендаторы производят косметический  или полный ремонт. Характерен неудобный подъезд, отсутствует централизованная парковка.К ограниченному набору услуг офисов класса С относятся: центральное отопление, связь, в том числе интернет, туалет на этаже или в коридоре, обычная система вентиляции, охрана, наличие столовой и в редких случаях небольшого кафе.

Информация о работе Шпаргалка по "Эргономике"