Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка
1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.
Существует тонкий баланс между отбором соответствующей информации для дальнейшей обработки и отклонением несущественной. Временное хранение сенсорной информации, живое и точное, такое как в эхоической и иконической памяти, дает нам механизм, при помощи которого можно отбирать для дальнейшей обработки только существенную информацию. В этом случае информация кодируется, преобразуется и хранится в количестве не большем и не меньшем, чем необходимо для нормального существования человека. Это позволяет «воспринимать все» и при этом обращать внимание только на существенные компоненты перцептов, образуя тем самым экономичную систему.
22. Что относится к области комфорта и дискомфорта?
Одно из положений эргономики указывает, что при создании СЧМ человек выступает как системообразующий фактор в этой сложной системе (Зинченко, Мунипов, 1980). Однако это положение имеет лишь общетеоретическое значение и нуждается в конкретизации. Во-первых, кто выступает в качестве системообразующего фактора, пользователь (оператор) или разработчик? Или последовательно и тот и другой? Что формирует оператор, машину или свои функциональные системы и свое функциональное состояние? Мы не ставим перед собой задачу решить эти вопросы. Выскажем лишь некоторые предположения.
Эргатическую системы следует рассматриваем как искусственно созданную сложную систему, состоящую в свою очередь из двух неравнозначных подсистем. Первая - работающий человек с присущими ему физиологи-ческими и психическими функциями, находящимися в постоянном динамическом взаимодействии и меняющимися под влиянием нагрузки и условий труда, что в целом определяет его функциональное состояние. Вторая система - предметно-пространственная среда, например, рабочее место, искусственно созданная разработчиком, которая имеет гораздо меньше переменных по сравнению с первой. Связь между обозначенными выше системами осуществляется в основном через алгоритм деятельности, а эффективность работы всей системы определяется конечным продуктом труда и психофизиологической ценой достижения этого продукта, которую можно определить, измеряя параметры функционального состояния работника.
П.К.Анохин (1971) ввел
понятие «функциональная
СЧМ достаточно адаптивна (за счет присутствующего в ней человека) и относительно стабильна благодаря наличию обратных связей, которые осуществляются посредством реакций работающего и через посредство тех-нических решений
Невозможно создать
систему (СЧМ), лишенную всех недостатков.
Можно лишь создать условия для
поддержания функционального
1. Проектирование СЧМ на основе относительно корректного использования требований эргономики к организации рабочего места и разработки соответствующего алгоритма деятельности. При этом работающий человек в процессе обучения и освоения оформляет свои внутренние функции в те функциональные системы, которые в определенной степени соответствуют машинной системе, рассчитанной на определенный уровень его функционального состояния. Приспособительные реакции человека в СЧМ всегда имеют место. Желательно, чтобы они не выходили за оптимальные рамки его гомеостаза, сохраняли определенный уровень положительной напряженности.
2. Организация
различных оздоровительных
Машина и среда как внешние компоненты системы по отношению к человеку не должны нарушать деятельность человека-работника и, в первую очередь, границы его физиологической нормы, определяемые как «оптимальное постоянство» внутренней среды, которое соответствует «динамическому уравновешиванию» поступления и расходования материи и энергии в процессе матаболизма (Меделяновский, 1982). Понятие оптимальности относится не только к состоянию внутренней среды, но и к регулирующим механизмам, которые обеспечивают постоянство структуры и функции живого организма. В сущности, такие свойства системы как самоорганиазция, управление, регулирование, самооценка направлены на сохранение ее целостности.
Принцип системности, как и всякий другой метод, отражает определенный подход к объекту исследования. Системный анализ предполагает последовательное применение аналитических и модельных методов изучения сложных систем с большим числом переменных. В зависимости от имеющихся данных и целей анализа можно использовать любое количество методов из широкого диапазона специальных приемов исследования (Уотермен, 1971). В настоящей работе психо-соматический статус работающего человека и его роль организации рабочего места, в обеспечении соматического комфорта и его оценке изучался поэтапно. Так, эмпирические исследования конкретных рабочих мест позволили решить вопрос о наборе тех размеров тела, которые необходимы для расчетов эргономических параметров рабочих мест. С этих позиций сома выступает как самостоятельный объект исследования. Ее особенности выражаются посредством совокупности размеров тела, на основе которых можно рассчитать материальные и пространственные параметры рабочего места. Это первый этап исследований, результаты которых представлены в Главе 2. С другой стороны сому можно изучать как состояние, состояние в процессе деятельности, при принятии определенной позы. В отличие от предыдущего этапа исследований изучение функционального состояния сомы более сложно, так как требует комплексного подхода, использования субъективных и объективных методов исследования. Это этап поиска адекватных методов оценки, соотнесения данных, полученных различными методами. В результате может быть построена соматическая модель ра-циональной рабочей позы, которая при ее реализации отражает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата человека в процессе познавательной и исполнительной деятельности. Далее может быть создана адекватная модели структура рабочего места и оценена соответствующая ей степень соматического комфорта. Признаки соматического комфорта определяются в данной работе субъективными и объективными методами через проявления рабочей позы. Рабочая поза в таком случае выступает как функциональная система, формирующаяся в процессе выполнения трудовых действий и операций. Она устанавливает и поддерживает специфические зависимости и связи между сомой и психикой в СЧМ. Исследования по этому вопросу представлены в главе 3. Третий этап нашей работы строился на практических разработках, основанных на результатах двух предыдущих этапов. При этом наши практические рекомендации носят обобщающий характер и не относятся к какому-либо конкретному рабочему месту, а выбраны такие моменты в его организации, которые присущи любому рабочему месту (глава 4). Так, представлена классификация эргономических парамет-ров рабочего места и метод их расчетов на основе размерных характеристик сомы; разработаны пути повышения степени удовлетворенности пользователей результатами организации рабочего места; представлена методика оценки пространственной организации рабочего места на основе антропометрических данных и соматической модели рациональной рабочей позы.
23. Проблема образного восприятия в архитектуре.
Тема мысленных образов
в последнее время вызывает большой
интерес у многих исследователей
в области когнитивной
24.Виды
офисов.Комплекс факторов в
О́фис (англ. office) или контора (нем. Kontor) — помещение, здание, комплекс зданий, в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы и т. п..
Главный офис —
офис, в котором находится
Под офисом иногда также подразумевается рабочий кабинет руководителя или сотрудника какой-либо общественной организации, государственного органа, фирмы, корпорации и т. д.
Для удобства делового оборота офисы принято относить к той или иной категории. Наиболее распространённой является буквенная классификация, в соответствии с которой выделяются основные категории офисных помещений A, B, C, D, (A — наиболее высокий, D — наиболее низкий класс) которые дополнительно уточняются путём дополнения символами «+» и «-» (A+, A, A- и т. д.), либо цифровыми индексами (A1, A2 и т. д.). Присвоение класса в определенной степени субъективно и производится с учётом следующих характеристик помещений:
Офисы класса А
Один из видов
помещений, предназначенных для
работы служащих, ведения коммерческой
деятельности, приема клиентов. Такие
офисы располагаются в
Арендаторы офисов класса А — крупные компании, филиалы зарубежных фирм.
Для офисов класса А характерны: руководство международной управляющей компании, индивидуальная отделка помещений или авторский дизайн, новейшее оборудование, наличие зала для общения с VIP-клиентами, ресепшена, высота этажа не менее 3, 6 м, оптико-волоконные телекоммуникации.
Особенности зданий,
в которых расположены офисы
класса А: наличие системы
Выделяют офиса класса A+, A, A- или А1, А2 и А3.
Офисы класса В
Офисы класса В — один из типов помещений, предназначенных для работы служащих, осуществления коммерческой деятельности. Несколько уступают по уровню офисам класса А, относятся к офисам эконом-класса, характеризуются более низкой арендной ставкой. Предназначены для размещения основного персонала компании. Офисы класса B относят к категории рабочих, а не представительских помещений. Обычно их выбирают солидные банки, представительства зарубежных компаний, СМИ.
Офисы класса В
располагаются в
Для зданий класса B характерны те же параметры, что и для объектов класса А, однако спектр услуг может быть более узким. Так, для офисов класса B характерно наличие наземной парковки, часто отсутствует автоматизированная система управления зданием. К зданиям с офисами класса B предъявляются менее строгие требования к качеству отделки помещений, уровню инженерных, вентиляционных систем.
В категории B различают офисы класса B+, B1, а также B2.
Офисы класса С
Вид помещений, которые арендуются у предприятий, административных зданий или НИИ для офисной деятельности, но изначально не предназначенных для нее. В такого типа помещениях часто отсутствует современная система кондиционирования, а также ряд других составляющих инфраструктуры. Многие из них являются морально устаревшими и требуют ремонта, однако они имеют основные коммуникации, так как здания, перепрофилированные под офисные, в течение длительного периода уже находятся в эксплуатации.
Арендаторами офисов являются небольшие компании и организации. Здания располагаются в спальных или не слишком престижных районах. Часто это здания с устаревшим фасадом и интерьером, поэтому арендаторы производят косметический или полный ремонт. Характерен неудобный подъезд, отсутствует централизованная парковка.К ограниченному набору услуг офисов класса С относятся: центральное отопление, связь, в том числе интернет, туалет на этаже или в коридоре, обычная система вентиляции, охрана, наличие столовой и в редких случаях небольшого кафе.