Шпаргалка по "Эргономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.

Работа содержит 1 файл

ERGONOMIKA_GOTOVAYa_33_est.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Так, всредствахвизуальнойкоммуникациибуква«О», другиебуквы, цифры, знакииграфические элементы, имеющиеокруглуюформу, должнывыступатьснизуисверхузалиниюстроки, чтобы казатьсяравнымиповысотесоседнимпрямоугольнымбуквамиэлементам.

Толщинаштриховсветлыхнадписей, индексов, размерыдругихграфическихэлементовиз-заэффекта иррадиациинатемномфонедолжныбытьменьшими, чемтемных—насветлом (всреднемна 1/3).

Штрихкажетсятемтоньше, чемсильнееконтрастяркостейсветлогоитемногоичемхужеаккомодацияглазнаблюдателей.Дляликвидацииэффектавизуального«провисания»горизонтальнымлиниям, опоясывающим 
криволинейныеповерхностинескольконижеуровняглаз, придаетсянекоторыйподъем. Эффект«провисания»активизируетсоседствонаклонныхповерхностей.Поэтойпричинепридаютподъем«талиевой»линииавтомашин, вкоторыхотрицательныйэффект усиливаетсянаклонамилобовогостекла, заднейипереднейстеноккузова.

Аналогичнаякорректировкаформыможетиспользоватьсяприформообразованиихолодильников, стиральныхишвейныхмашин, другогобытовогоипроизводственногооборудования, атакже относительнонебольшихсредовыхобъектов (киосков, телефонныхбудокипр.). Некоторая выпуклостьвертикальныхповерхностейустраняетвпечатлениевогнутости, придаетформебольшую пластичность. Этожецелесообразноистехнологическойточкизрениядляштампованныхэлементов, т.к. предохраняетотпрогибанияпринагрузке.

Учетособенностейоптическихиллюзий, возникающихподвоздействиемпсихофизическихявлений иррадиации, контраста, зрительнойпамятиидр., позволяетвлиятьназрительноевосприятие размеровпомещения. Наиболеехарактерныеприемыдостиженияопределенногоэффектазасчет графики (узора) следующие(рис. 116):

  • светлаягладкоокрашеннаякомнатакажетсябольшойипросторной;
  • вертикальныеполосыделаютпомещениевыше;
  • горизонтальныеполосысоздаютвпечатлениеболеенизкогопомещения;
  • пестротавотделкестениполавызываетощущениебеспокойства, беспорядка, уменьшения 
    объемакомнаты;
  • клетчатыйпотолокделаетпомещениениже, давитпсихологически;
  • клетчатыйузорполапридаетемустатичность, чтовесьмалогично;
  • клетчатыйилилинейныйузорнавсехповерхностяхпомещенияоказываетпостоянное 
    раздражающеевоздействиеназрение;
  • горизонтальныеповторяющиесялиниинастенахсоздаютвпечатлениедвижения, 
    динамичностипространства;
  • повторяющиесявертикальныелиниинастенахсоздаютвпечатлениепокоя, статичности 
    пространства.

 

 

 

 

 

  1. Графический фирменный стиль—

 

 термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникативных средств, спроектированную в целях создания определенного постоянного зрительного образа. Она включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации: от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. (рис. 122, Б; табл. 36).

 

  1. Факторы  окружающей  среды.

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды. Воздействие факторов окружающей среды, конечно, явление комплексное, представляющее собой интегральное (неразрывно связанное) целое. Факторы могут либо нивелироваться, взаимно компенсироваться с точки зрения физиологии и психологии, либо накладываться один на другой, взаимно усиливая друг друга. Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Дополнительные трудности  при оценке среды создают значительные различия и индивидуальные особенности  человеческого организма. Разные люди весьма различно реагируют на влияние  одних и тех же раздражителей, действующих с одинаковой интенсивностью. Индивидуальная восприимчивость и зависящий от нее уровень сопротивляемости организма по отношению к физическим и химическим воздействиям изменяются под влиянием внешних условий и внутренних факторов.В этом процесс весьма важная роль принадлежит адаптации, т.е. прислособляемости организма к окружающим условиям, а также тренировкам и выработке трудовых навыков.

Реальные технические  возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации  физиологического состояния организма  диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

Элементы гигиенических  факторов можно сгруппировать в  функциональные блоки. Основные из них  следующие: микроклимат (состояние  воздушной среды); освещенность (естественная и искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); механические колебания (шум, ультразвук, вибрация); излучения (электромагнитные, инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, радиационные); биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы) и др.

Элементы гигиенических  факторов (слагаемые параметры среды  обитания) можно сгруппировать в  функциональные блоки. Основные из них  приведены в таблице. Большинство  факторов оценивается количественно  и нормируется, а отрицательное  влияние может корректироваться при помощи различных мер и средств защиты.

Показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и  мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых  происходят существенные физиологические изменения организма.

 

 

  1. Товарный знак.

 

Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленное  порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических  или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Синонимами термина товарный знак являются — фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом.

Товарный знак не следует смешивать с довольно близким к нему смежным объектом — фирменным | наименованием. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует организацию, носит бессрочный, неотчужденный характер, особо не регистрируется (металлургический завод, ткацкая фабрика, банно-прачечный комбинат и пр.).

Словесный товарный знак (логотип), являясь одним из видов  товарных знаков, получает все более  широкое применение, что объясняется  значительными преимуществами обозначений  этого рода. Он хорошо запоминается, легко различим, более удобен для рекламы. Слова, послужившие основой для знака, могут как существовать в языке, так и быть вымышленными. В качестве словесных товарных знаков широко применяются так называемые искусственные слова и сочетание букв, которые в ряде случаев не имеют семантической основы в языке («Kodak», «Sony» и т.д.).

 

18. Особенности работы  органов зрения.

 

Передача количественной информации. Для передачи количественнойинформации используются зрительный, слуховой и  кожный каналы восприятия. Выборканала обусловливается числом градаций признака.З р и т л ь н ы й    к а н а л обеспечивает наибольшую точность определениевеличины признака, особенно при использовании цифровых кодов, шкал, измененийположений указателей приборов. Он позволяет сравнивать и измерять информациюодновременно по нескольким признакам. Наименьшая точность наблюдается прикодировании величины яркостью.

 

19 . Способы кодирования  информации.Определения основного  кода.

Информацияможетбытьпредставленазнаками, буквами, цифрами, цветом, яркостьюКаждыйспособкодированияназываетсяалфавитом, иликатегориейкодирования. Привыборевида алфавитанужноопиратьсяназнания, сложившиесяизакрепленныеопытом. Эффективнымспособом кодированияявляетсяиспользованиецветаиформы. Наименьшеевремяпоискаобъекта затрачиваетсяприкодированииегоцветом, наибольшее—прикодированииразмеромияркостью.

Объединениевалфавите 2-хеговидов—знаковогоицифрового—ведетксущественному возрастаниюскоростипрочтенияинформации.

Экспериментальнымпутемдлякаждоговидаалфавитаопределяетсядопустимаяегодлина. Используютдваосновныхтипакода, определяемыхмеройегоабстрактности.

Абстрактныйкод—несвязанссодержаниемсообщения. Всоответствиисмеройабстракции выделяют: абстрактные, схематические, иконическиеипиктографическиетипызнаков.

Конкретныйкод—связанссодержаниемсообщения, формасигналасвязанасозначением, смыслом кодируемогообъекта, этизнакилучшезапоминаютсяидолгохранятсявпамяти.

Привыбореалфавитанеобходимоопиратьсянасистемуимеющихсяуоператора (наблюдателяит.п.) знаний, закрепленныхопытом, чтовлияетнаскоростьиточностьдекодирования.

Буквы—используютсядляпередачиинформациионазванииобъекта.

Цифры—используютсядляпередачиинформацииоколичественныххарактеристикахобъекта.

Цвет—используетсядляпередачизначимостихарактеристик.

Геометрическиефигурыиспользуются, когданужнанагляднаякартинадлябыстройпереработки информации. Легкораспознаютсяпростыегеометрическиефигуры, состоящиеизнебольшого количестваэлементов. Фигуры, состоящиеизпрямыхлиний, различаютсялучше, чемфигуры, имеющиекривизнуимногоуглов). Кодированиеформой—универсальноесредство, т.к. существуетбольшойалфавитразличимыхсимволов.

Различиявчастотезвука, например, могутобозначатьнаправлениедвижениясамолетавнизили вверх.

Силуэтныезнакиразличаютсялучше, чемконтурные, однакоприиспользованиисилуэтныхзнаков нужноиметьввиду:

  • невозможностьиспользованиявнутреннихдеталейприкодированиядополнительных 
    характеристикобъекта;
  • недопустимостьсочетанияводномалфавитеконтурныхисилуэтныхзнаков, т.к. вэтом 
    случаев 2—3 разавозрастаетвремявыполненияпоисковыхзадач.

Прииспользованииразмеравкачествекодированияинформацииследуетсоотноситьплощадьзнака скакой-либохарактеристикойобъекта (размером, удаленностьюит.п.).

Приувеличениидлиныалфавитадо 4-хразмеровотмечаютсябольшиетрудностив дифференцированиисреднихразмеровпосравнениюскрайними.

Длякодированияпространственнойориентацииобъектаможетиспользоватьсяпризнакориентации линии.

20 . Что  входит  в  перечень  элементов  среды  обитания? 

Окружающая природная среда - это естественная среда обитания и деятельности человека, других живых организмов, куда входят гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера и околоземное космическое пространство. Иными словами, природа + окружающая человека среда = окружающая природная среда.

 

 

21. Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды.

 

Общие положения об эргономических принципах проектирования носителей информационных сообщений разного рода накладываются на типологию этих носителей, определяемую их связями со средой — часть их фактически не влияет на характеристики среды (книги, отдельные указатели и т.п.) , часть играет роль дополнения к ее визуальным характеристикам, а некоторые доминируют в средовом контексте (крупные рекламные установки, развитые системы указателей и т.д.). Это требует внимательного отношения к выбору типа подачи информации в соответствии с замыслом зрительной организации среды в целом.

В переводе на русский  язык термин «когнитивный» означает познавательный (от лат. Cognitio — знание, познание) и может быть связан с  категориями ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления. Термин «когнитивный» исключает чисто поведенческие и рефлекторные трактовки психической жизни. Этот термин появился в 1967 году вместе с книгой У. Нейссера «Когнитивная психология», давшей название новому направлению психологической мысли. «… Специалистов по когнитивной психологии интересует широкий круг вопросов: каким образом люди воспринимают, представляют, запоминают и используют знания» (Д.А. Норман, Д.Е. Румельхарт). Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания, и как эти знания влияют на наше внимание и поведение, и как мы на них реагируем (рис. 124, 125).

Обнаружение и интерпретация  реальности определяются как энергией стимула, воздействующего на органы чувств, так и знаниями, предшествующими текущему опыту. Во многих когнитивных исследованиях затрагивается вопрос о том, насколько мы искажаем сенсорную информацию. Как нам представляется теперь, хранимое в нашей памяти зачастую есть набор абстрактных представлений о реальности. Возможно ключ к пониманию процессов обработки сенсорной информации и ее когнитивных интерпретаций лежит в абстрагировании информации. На уровне ощущений информация очень конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем (в абстрактном смысле), и тем, что чувствуем (в конкретном смысле). Астрономическое количество сенсорной информации, постоянно возбуждающей нашу нервную систему, и ограниченные возможности когнитивных систем «высшего уровня» по ее обработке ведут к тому, что только небольшая часть сенсорных признаков может быть отобрана для дальнейшей обработки.

Информация о работе Шпаргалка по "Эргономике"