Шпаргалка по "Эргономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:01, шпаргалка

Описание работы

1.Основные понятия эргономики.
2. Видиоэкология,Типы визуальной среды
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СИТУАЦИЙ В СРЕДОВОЙ СИСТЕМЕ С ПОЗИЦИЙ эргономики
....
29. Задачи эргономики как науки о взаимодействии человека и окружающих его бытовых, технических и управленческих предметно – пространственных систем.
31. Предметный комплекс в жилище.Основные функции.

Работа содержит 1 файл

ERGONOMIKA_GOTOVAYa_33_est.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

11. Визуальные коммуникации в городской среде для пожилых и инвалидов.

 

Визуальныекоммуникациивгородскойсредедляпожилыхиинвалидов

Знакивизуальнойкоммуникациидолжныпозволятьлюдямлегкоориентироватьсявпространстве, определятьместонахождениеучрежденийобслуживания, обозначатьвходывздание, его функциональноеназначение, информироватьобуслугахиспособствоватьвыборукратчайшихпутей дляпередвижения.

Общиетребованиякзнакамкоммуникации:

  • знакидолжныбытьразборчивымиилегковоспринимаемыми;
  • знакидолжныпредставлятьсистемусобщимхарактеромрисункаисоблюдением 
    иерархии;
  • длялицсплохимзрениеммогутбытьиспользованызнакисвыпуклымибуквами, 
    размещаемыенавысоте 1,5 мнадуровнемзамощения, чтобыихможнобылопотрогать 
    рукой(рис. 93).
  • висящиезнакидолжнынаходитсянавысоте 2—2,1 мотповерхностиземлидля 
    обеспечениябезопасности;
  • буквыдолжныбытьпростымипоначертанию, безусложняющихэлементов; расстановка 
    буквдолжнабытьблизкойкрасположениюихвпечатныхматериалах;
  • лучшевсегочитаютсябелыебуквыизнакинатемно-синемиличерномфоне, недающем 
    блеска;
  • знакидлятого, чтобыбытьлегкоразличимымивечером, должныбытьоборудованы 
    светильниками.

Спортивныеплощадки также должны предусматривать необходимое для этой возрастной группы оборудование—такиепростейшие снарядыкак«шведские»стенки, брусья, поручни, перекладины, лестницы.

Ворганизацииместотдыханеобходимоиспользоватьландшафтныеэлементы (деревья, вьющиеся растения, водныеустройства, приемыгеопластики).

Винтерьерах, предусмотренныхдляиспользованияинвалидами, должнысоблюдатьсявсе строительныенормыдляфизическиослабленныхлюдей. ВШвециииНорвегии, например,.подобные строительныенормыбылипринятыещев 1976 году.

Подъемникидляинвалидов(особенносповреждениемопорно-двигательногоаппарата) требуютсяв техслучаях, когдаприходитсяпреодолеватьразностьвысотныхотметоккаквнутриздания, так, частично, ивнеего. Подъемникидляинвалидовпредназначеныисключительнодляперемещения инвалидовмеждудвумястоянками. Грузоподъемностьтакихподъемниковнедолжнапревышать 300 кг.

Кабинаподъемникаимеетследующиеразмеры (всвету): ширина— 110 см, глубина— 140 см, ширинадвери— 90 см. Кабинунужнооборудоватьпоручнями. Передвходомвподъемникнужна площадкаразмеромнеменее 140 х 140 см. Кнопкидолжныбытьрасположенынавысоте 105 смнад уровнемпола. Кнопкавызоваидвериподъемникадолжныбытьдоступныпользователюинвалидной коляскибезизмененияегоположения.

Наклонныеподъемникидляинвалидов (такназываемыелестничныеподъемники) —этоустройства, которыепредназначеныисключительнодлятого, чтобыподнятьинвалиданаплатформевстоячем положении, вколяскеилинастулесоднойплощадкинадругую. Направляющиеподъемники проходятпрямолинейноиликриволинейнонадпандусом(максимальныйнаклон 18°), ступенями, площадкойиликрыльцом. Скоростьперемещениянедолжнапревышать 0,15 м/с(рис. 94, 95, 96).

 

 

  1. Профессиографирование  описательное   и  инструментальное.

 

Эргономическое проектирование предполагает выявление условий, в  которых протекает трудовая деятельность человека, и аналитическое описание присущих ей психических и психофизиологических функций. Такое описание называют профессиографией. Для каждого случая состав этих функций и их взаимосвязь в общей структуре трудового процесса различны. Существуют два метода получения исходной информации, необходимой для составления профессиограм- мы: описательное и инструментальное профессиографирование.

Описательное профессиографирование  включает: анализ технической и эксплуатационной документации, эргономическое обследование оборудования, сопоставление его  результатов с руководящими и нормативными документами по эргономике, наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением человека, беседу с работающим человеком, его самоотчет в процессе деятельности, анкетирование и экспертную оценку, хронометраж различных составляющих рабочего процесса, количественную оценку эффективности деятельности.

Инструментальное профессиографирование  предполагает измерение показателей  факторов среды, регистрацию и последующий  анализ ошибок оператора, объективные  регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма работающего человека, регистрацию и измерение трудно различимых в обычных условиях составляющих рабочего процесса (направление и переключение внимания, оперирование органами управления и т. д.), показателей физиологических функциональных систем, обеспечивающих процессы обнаружения сигналов, выделения информативных признаков, информационного поиска, оперирования исходными данными для принятия решений, а также исполнительные (двигательные или речевые) действия.

  1. ВОСПРИЯТИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Отправным пунктом и  необходимым моментом познания окружающей среды, взаимодействия с ней и  ее предметным наполнением служит восприятие — психофизиологический процесс  отражения действительности в форме  чувственных образов средовых объектов. Физические, химические и прочие параметры компонентов окружающей среды воздействуют на органы чувств человека, стимулируя в нервной системе сложные физиологические процессы, которые отражаются в его сознании в форме ощущений — зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, кинестетических (мышечных) и других. На основе ощущений, отражающих отдельные свойства вещей, формируется комплексное восприятие, дающее информацию об объекте в его целостности. При этом новые впечатления вовлекаются в систему уже имеющихся знаний, накопленного опыта, взглядов и понятий субъекта.

Существуют две принципиальные стратегии понимания механизма  восприятия. Первая стратегия —  когда образование потока информации прослеживается «снизу—вверх»: кодировка  сигналов рецепторами (концевыми образованиями нервных волокон), преобразование их соответствующими нейронными механизмами и передача в высшие отделы мозга. Согласно ассоцианизму (направлению в психологии, начало которому было положено еще в XVIII веке), возникающие ассоциации (связи между психическими образованиями) становятся главным объяснительным принципом всей психической жизни. Со значительной долей условности суть ассоциативной психологии можно свести к тому, что ощущения составляют «кирпичики» восприятия, которые «цементируются» ассоциациями в воспринимаемые образы Такой подход дает понимание основы стратегии восприятия, но явно недостаточен для толкования процесса восприятия во всей полноте, особенно его конечного результата.В последней трети XX века, когда сформировалось отношение к восприятию как к «процессу переработки информации», особое внимание стали уделять второй «стратегической» схеме «сверху— вниз». В этой схеме подчеркивается активная роль, которую играет в переработке информации сам наблюдатель, его психологические, интеллектуальные и другие персональные особенности.

 

14. Зрительные  искажения. 

 

Средифакторов, влияющихнавосприятиеобъективнойструктурыплоскихизображенийиобъемных форм, особоеместозанимаютпсихофизиологическиеособенностизрения, вчастности физиологическаяоптика. Человекусвойственноподдаватьсяоптическимобманам—зрительным иллюзиям. Сутьихзаключаетсявнесовпаденииподлинногогеометрическогоизрительногоравенства линий, фигур, пробеловмеждуними, элементов (фигур), заполненныхграфическимматериаломи оставленныхчистыми (иррадиациясвета). Зрительныеискажениявесьманагляднопроявляютсятам, гдегеометрическиправильныефигурыпересекаютсяпараллельнымилиниями, образующимисо сторонамифигурыострыеуглы, ит.д.

Многиеизиллюзийбылиотмеченыиописаныболеестаслишнимлетназад. Однакополногои общепринятогопониманиятого, почемуподобныерисункинарушаютвосприятиезрительнойсистемы, нетдонастоящеговремени. Всеоптическиеиллюзииможноусловноподелитьнадвегруппы:

  • искажениясобственнофигурыбезфона;
  • искаженияфигуры, вызываемыефономопределенногорода.

НачалоизучениюзрительныхиллюзийположилообнаружениеФ. Целльнеромврисункекупленной тканиэффектавизуальногосхожденияирасхождениявертикальныхпараллельныхлинийпри пересеченииихкосымилиниями (1860). Этаиллюзиянаиболеесильнопроявляется, когда пересекающиесялинииобразуютугол, равный 45°.

Вариантамиэтойиллюзии, основаннойназаконеоптическогопреувеличенияразмераострыхуглов, являютсяэффектвогнутостидвухпрямыхлиний (В. Вундт) иэффектвыпуклостиэтихпрямых (Э. Геринг).

Некоторыепростыерисункиоцениваютсясдовольнобольшимиискажениями (некоторыевыглядятдо 20% длиннееиликороче, прямаялиниявесьмаявноискривляетсяит.д.). Этиискажениявидят практическивселюди. Примечательно, чтоэтожеявлениенаблюдаетсяиуживотных (довольно сложнаяметодикаподтвердилаэтирезультатысдостаточновысокойстепеньюточностинарыбахи голубях). НаиболееизвестнымизрисунковтакогородаявляютсястрелыМюллера—Лайера («иллюзиястрелы», описаннаяв 1889 году). Этопростопарастрел, древкикоторыходинаковой длины, ноуоднойстрелырасходящиесянаконечники, аудругой—сходящиеся. Стрелас расходящимисянаконечникамикажетсядлиннее, хотяфактическиобестрИллюзиясохраняетсявслучаеотсутствиядревков, хотястановитсяболеелабильной (менееявной). Двечастифигуры («стрелы») могутинтерпретироватьсякактрехмерныеобъекты. Например, границы(линии) междупотолкомистенами, поломистенамикомнатыхарактеризуюткак«внутренний»угол.Приэтомстенакакбыудаляетсяотнаблюдателяивеличинацентральнойвертикали (линия схождениябоковыхстен) переоценивается. Второйслучай—«внешний»угол; линиикрышиифундаментаздания; наиболееблизкаякнаблюдателючастьвоспринимаемогообъекта (илиегоизображения), напротив, недооцениваетсяповысоте.елыодинаковойдлины.

Ещеодинпример—фигураПонцо (иллюзияжелезнодорожныхпутей). Верхняягоризонтальная линиякажетсядлиннеенижней, причемэтопроисходит, вкакомбыположениимынирассматривали рисунок (втомчислеповернувверхнююлиниювниз).

Некоторыеиллюзиилегливосновугештальт-принципов, чтоподтверждаетперцептивную обоснованностьиуниверсальностьпоследних. Впервуюочередьможноотметитьискажениеформы иразмеровзасчетпреувеличенияпротяженностивертикальныхлиний, чтонагляднопроявляется уженауровнеотдельныхпростыхлиний (перпендикуляркгоризонтали). Эффектусиливаетсяпри объединениилинийвгруппыивесьманагляднопроявляетсявфигурах, построенныхизэтихлиний.

Кхарактернымиллюзиям (кромерассмотренныхвыше) относятсятакжеследующие(рис. 115):

  • квадраткажетсявышекруга, хотявысотапервогоравнадиаметрувторого;
  • зрительныеошибкивоценкеразмеровравныхподлинелинийсторонтреугольника, 
    квадратаипятиугольника (впечатлениенарастанияразмерастороныотфигурыкфигуре), 
    атакжеотрезковАВиАСвпараллелограммеивсоседней, болеесложнойфигуре;
  • предметиегочастивоспринимаютсяпо-разномувзависимостиотокружающихэлементов 
    (законконтраста), вчастности, кажущеесяизменениеплощадиодинаковыхкругов, 
    помещенныхсредикруговразличнойвеличины;
  • зрительноенеравенствосмежныхпрямыхуглов, расчлененныхинерасчлененныхпучком 
    линий;
  • кажущеесярасхождениекверхувертикальныхпараллельныхлинийзначительной 
    протяженности, чтоусиливаетсявведениелинийподугломкним («здание-высотка»);

•визуальнаядеформациясторонквадрата, формыкругаприпересеченииштрихами, образующимитупыеуглы (законоптическогопреувеличенияразмераострыхуглов).

Особуюгруппусоставляютиллюзии, связанныесявлениемиррадиации. Иррадиация (отлат. irradio—сияю, испускаюлучи) —кажущеесяувеличениеразмеровсветлыхфигурнатемном (черном) фонепосравнениюстемнымифигурамиравнойвеличинынабеломфоне.

Знаниеосновныхперцептивныхиллюзийивладениеарсеналомкорректировкивизуальных искаженийпомогаютсоздаватьсредовыеобъекты (отпростейшихплоскостныхдомногоплановых объемно-пространственных), адекватныефункции (веесовокупностиутилитарных, биологических, психологическихисоциальныхпараметров), гдекрасотаигармонияявляютсянеобходимым моментомдляобеспечениядуховно-психологическогокомфорта.

Информация о работе Шпаргалка по "Эргономике"