11. Визуальные коммуникации
в городской среде для пожилых и инвалидов.
Визуальныекоммуникациивгородскойсредедляпожилыхиинвалидов
Знакивизуальнойкоммуникациидолжныпозволятьлюдямлегкоориентироватьсявпространстве, определятьместонахождениеучрежденийобслуживания,
обозначатьвходывздание, его функциональноеназначение,
информироватьобуслугахиспособствоватьвыборукратчайшихпутей
дляпередвижения.
Общиетребованиякзнакамкоммуникации:
- знакидолжныбытьразборчивымиилегковоспринимаемыми;
- знакидолжныпредставлятьсистемусобщимхарактеромрисункаисоблюдением
иерархии;
- длялицсплохимзрениеммогутбытьиспользованызнакисвыпуклымибуквами,
размещаемыенавысоте 1,5 мнадуровнемзамощения, чтобыихможнобылопотрогать
рукой(рис. 93).
- висящиезнакидолжнынаходитсянавысоте 2—2,1 мотповерхностиземлидля
обеспечениябезопасности;
- буквыдолжныбытьпростымипоначертанию, безусложняющихэлементов; расстановка
буквдолжнабытьблизкойкрасположениюихвпечатныхматериалах;
- лучшевсегочитаютсябелыебуквыизнакинатемно-синемиличерномфоне, недающем
блеска;
- знакидлятого, чтобыбытьлегкоразличимымивечером, должныбытьоборудованы
светильниками.
Спортивныеплощадки также должны предусматривать
необходимое для этой возрастной группы
оборудование—такиепростейшие снарядыкак«шведские»стенки,
брусья, поручни, перекладины, лестницы.
Ворганизацииместотдыханеобходимоиспользоватьландшафтныеэлементы
(деревья, вьющиеся растения, водныеустройства,
приемыгеопластики).
Винтерьерах, предусмотренныхдляиспользованияинвалидами,
должнысоблюдатьсявсе строительныенормыдляфизическиослабленныхлюдей.
ВШвециииНорвегии, например,.подобные строительныенормыбылипринятыещев 1976
году.
Подъемникидляинвалидов(особенносповреждениемопорно-двигательногоаппарата)
требуютсяв техслучаях, когдаприходитсяпреодолеватьразностьвысотныхотметоккаквнутриздания,
так, частично, ивнеего. Подъемникидляинвалидовпредназначеныисключительнодляперемещения
инвалидовмеждудвумястоянками. Грузоподъемностьтакихподъемниковнедолжнапревышать
300 кг.
Кабинаподъемникаимеетследующиеразмеры
(всвету): ширина— 110 см, глубина— 140 см,
ширинадвери— 90 см. Кабинунужнооборудоватьпоручнями.
Передвходомвподъемникнужна площадкаразмеромнеменее 140 х 140 см. Кнопкидолжныбытьрасположенынавысоте
105 смнад уровнемпола. Кнопкавызоваидвериподъемникадолжныбытьдоступныпользователюинвалидной коляскибезизмененияегоположения.
Наклонныеподъемникидляинвалидов (такназываемыелестничныеподъемники)
—этоустройства, которыепредназначеныисключительнодлятого,
чтобыподнятьинвалиданаплатформевстоячем положении, вколяскеилинастулесоднойплощадкинадругую.
Направляющиеподъемники проходятпрямолинейноиликриволинейнонадпандусом(максимальныйнаклон
18°), ступенями, площадкойиликрыльцом. Скоростьперемещениянедолжнапревышать
0,15 м/с(рис. 94, 95, 96).
- Профессиографирование описательное и инструментальное.
Эргономическое проектирование
предполагает выявление условий, в
которых протекает трудовая деятельность
человека, и аналитическое описание
присущих ей психических и психофизиологических
функций. Такое описание называют профессиографией.
Для каждого случая состав этих функций
и их взаимосвязь в общей структуре трудового
процесса различны. Существуют два метода
получения исходной информации, необходимой
для составления профессиограм- мы: описательное
и инструментальное профессиографирование.
Описательное профессиографирование
включает: анализ технической и эксплуатационной
документации, эргономическое обследование
оборудования, сопоставление его
результатов с руководящими и нормативными документами
по эргономике, наблюдение за ходом рабочего
процесса и поведением человека, беседу
с работающим человеком, его самоотчет
в процессе деятельности, анкетирование
и экспертную оценку, хронометраж различных
составляющих рабочего процесса, количественную
оценку эффективности деятельности.
Инструментальное профессиографирование
предполагает измерение показателей
факторов среды, регистрацию и последующий
анализ ошибок оператора, объективные
регистрацию энергетических затрат и функционального состояния организма
работающего человека, регистрацию и измерение
трудно различимых в обычных условиях
составляющих рабочего процесса (направление
и переключение внимания, оперирование
органами управления и т. д.), показателей
физиологических функциональных систем,
обеспечивающих процессы обнаружения
сигналов, выделения информативных признаков,
информационного поиска, оперирования
исходными данными для принятия решений,
а также исполнительные (двигательные
или речевые) действия.
- ВОСПРИЯТИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Отправным пунктом и
необходимым моментом познания окружающей
среды, взаимодействия с ней и
ее предметным наполнением служит восприятие
— психофизиологический процесс
отражения действительности в форме
чувственных образов средовых объектов. Физические,
химические и прочие параметры компонентов
окружающей среды воздействуют на органы
чувств человека, стимулируя в нервной
системе сложные физиологические процессы,
которые отражаются в его сознании в форме
ощущений — зрительных, слуховых, осязательных,
обонятельных, кинестетических (мышечных)
и других. На основе ощущений, отражающих
отдельные свойства вещей, формируется
комплексное восприятие, дающее информацию
об объекте в его целостности. При этом
новые впечатления вовлекаются в систему
уже имеющихся знаний, накопленного опыта,
взглядов и понятий субъекта.
Существуют две принципиальные
стратегии понимания механизма
восприятия. Первая стратегия —
когда образование потока информации
прослеживается «снизу—вверх»: кодировка
сигналов рецепторами (концевыми образованиями
нервных волокон), преобразование их соответствующими
нейронными механизмами и передача в высшие
отделы мозга. Согласно ассоцианизму (направлению
в психологии, начало которому было положено
еще в XVIII веке), возникающие ассоциации
(связи между психическими образованиями)
становятся главным объяснительным принципом
всей психической жизни. Со значительной
долей условности суть ассоциативной
психологии можно свести к тому, что ощущения
составляют «кирпичики» восприятия, которые
«цементируются» ассоциациями в воспринимаемые
образы Такой подход дает понимание основы
стратегии восприятия, но явно недостаточен
для толкования процесса восприятия во
всей полноте, особенно его конечного
результата.В последней трети XX века, когда
сформировалось отношение к восприятию
как к «процессу переработки информации»,
особое внимание стали уделять второй
«стратегической» схеме «сверху— вниз».
В этой схеме подчеркивается активная
роль, которую играет в переработке информации
сам наблюдатель, его психологические,
интеллектуальные и другие персональные
особенности.
14. Зрительные
искажения.
Средифакторов, влияющихнавосприятиеобъективнойструктурыплоскихизображенийиобъемных форм, особоеместозанимаютпсихофизиологическиеособенностизрения,
вчастности физиологическаяоптика.
Человекусвойственноподдаватьсяоптическимобманам—зрительным иллюзиям. Сутьихзаключаетсявнесовпаденииподлинногогеометрическогоизрительногоравенства
линий, фигур, пробеловмеждуними, элементов
(фигур), заполненныхграфическимматериаломи оставленныхчистыми (иррадиациясвета).
Зрительныеискажениявесьманагляднопроявляютсятам,
гдегеометрическиправильныефигурыпересекаютсяпараллельнымилиниями,
образующимисо сторонамифигурыострыеуглы,
ит.д.
Многиеизиллюзийбылиотмеченыиописаныболеестаслишнимлетназад. Однакополногои общепринятогопониманиятого,
почемуподобныерисункинарушаютвосприятиезрительнойсистемы, нетдонастоящеговремени.
Всеоптическиеиллюзииможноусловноподелитьнадвегруппы:
- искажениясобственнофигурыбезфона;
- искаженияфигуры, вызываемыефономопределенногорода.
НачалоизучениюзрительныхиллюзийположилообнаружениеФ. Целльнеромврисункекупленной тканиэффектавизуальногосхожденияирасхождениявертикальныхпараллельныхлинийпри
пересеченииихкосымилиниями (1860). Этаиллюзиянаиболеесильнопроявляется,
когда пересекающиесялинииобразуютугол,
равный 45°.
Вариантамиэтойиллюзии, основаннойназаконеоптическогопреувеличенияразмераострыхуглов, являютсяэффектвогнутостидвухпрямыхлиний
(В. Вундт) иэффектвыпуклостиэтихпрямых (Э. Геринг).
Некоторыепростыерисункиоцениваютсясдовольнобольшимиискажениями (некоторыевыглядятдо 20% длиннееиликороче, прямаялиниявесьмаявноискривляетсяит.д.).
Этиискажениявидят практическивселюди. Примечательно,
чтоэтожеявлениенаблюдаетсяиуживотных
(довольно сложнаяметодикаподтвердилаэтирезультатысдостаточновысокойстепеньюточностинарыбахи
голубях). НаиболееизвестнымизрисунковтакогородаявляютсястрелыМюллера—Лайера («иллюзиястрелы», описаннаяв
1889 году). Этопростопарастрел, древкикоторыходинаковой
длины, ноуоднойстрелырасходящиесянаконечники,
аудругой—сходящиеся. Стрелас расходящимисянаконечникамикажетсядлиннее,
хотяфактическиобестрИллюзиясохраняетсявслучаеотсутствиядревков,
хотястановитсяболеелабильной (менееявной). Двечастифигуры («стрелы»)
могутинтерпретироватьсякактрехмерныеобъекты.
Например, границы(линии) междупотолкомистенами,
поломистенамикомнатыхарактеризуюткак«внутренний»угол.Приэтомстенакакбыудаляетсяотнаблюдателяивеличинацентральнойвертикали
(линия схождениябоковыхстен) переоценивается.
Второйслучай—«внешний»угол; линиикрышиифундаментаздания;
наиболееблизкаякнаблюдателючастьвоспринимаемогообъекта
(илиегоизображения), напротив, недооцениваетсяповысоте.елыодинаковойдлины.
Ещеодинпример—фигураПонцо (иллюзияжелезнодорожныхпутей).
Верхняягоризонтальная линиякажетсядлиннеенижней, причемэтопроисходит,
вкакомбыположениимынирассматривали рисунок (втомчислеповернувверхнююлиниювниз).
Некоторыеиллюзиилегливосновугештальт-принципов, чтоподтверждаетперцептивную
обоснованностьиуниверсальностьпоследних.
Впервуюочередьможноотметитьискажениеформы иразмеровзасчетпреувеличенияпротяженностивертикальныхлиний,
чтонагляднопроявляется уженауровнеотдельныхпростыхлиний
(перпендикуляркгоризонтали). Эффектусиливаетсяпри
объединениилинийвгруппыивесьманагляднопроявляетсявфигурах,
построенныхизэтихлиний.
Кхарактернымиллюзиям (кромерассмотренныхвыше) относятсятакжеследующие(рис. 115):
- квадраткажетсявышекруга, хотявысотапервогоравнадиаметрувторого;
- зрительныеошибкивоценкеразмеровравныхподлинелинийсторонтреугольника,
квадратаипятиугольника (впечатлениенарастанияразмерастороныотфигурыкфигуре),
атакжеотрезковАВиАСвпараллелограммеивсоседней, болеесложнойфигуре;
- предметиегочастивоспринимаютсяпо-разномувзависимостиотокружающихэлементов
(законконтраста), вчастности, кажущеесяизменениеплощадиодинаковыхкругов,
помещенныхсредикруговразличнойвеличины;
- зрительноенеравенствосмежныхпрямыхуглов, расчлененныхинерасчлененныхпучком
линий;
- кажущеесярасхождениекверхувертикальныхпараллельныхлинийзначительной
протяженности, чтоусиливаетсявведениелинийподугломкним («здание-высотка»);
•визуальнаядеформациясторонквадрата,
формыкругаприпересеченииштрихами, образующимитупыеуглы
(законоптическогопреувеличенияразмераострыхуглов).
Особуюгруппусоставляютиллюзии, связанныесявлениемиррадиации.
Иррадиация (отлат. irradio—сияю, испускаюлучи) —кажущеесяувеличениеразмеровсветлыхфигурнатемном (черном) фонепосравнениюстемнымифигурамиравнойвеличинынабеломфоне.
Знаниеосновныхперцептивныхиллюзийивладениеарсеналомкорректировкивизуальных искаженийпомогаютсоздаватьсредовыеобъекты
(отпростейшихплоскостныхдомногоплановых
объемно-пространственных), адекватныефункции
(веесовокупностиутилитарных, биологических,
психологическихисоциальныхпараметров),
гдекрасотаигармонияявляютсянеобходимым моментомдляобеспечениядуховно-психологическогокомфорта.