Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).
В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.

Содержание

Введение 3
Возникновение и развитие экологического аудита 4
Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды 6
Характеристика экологического аудита 8
Организация и проведение экологического аудита 13
Регулирование деятельности в области экологического аудита 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

экологич.аудит.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
fy">     На  практике работа по организации и  проведению ЭА состоит их нескольких последовательных этапов.

     Этап 1. Подготовка аудита (этап обеспечивает заказчик). На этом этапе выполняется следующая работа:

  • Составляется план и график ЭА. Аудит проводится в рабочие дни и часы. Обеспечивается контакт с необходимыми специалистами на объекте обеспечение аудиторов на время работы средствами индивидуальной защиты, оборудованием, инструктаж по технике безопасности (обеспечивает представитель аудируемого объекта);
  • Определяются цели, уточняются критерии ЭА;
  • Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма;
  • Подготовка с аудиторами протокола экологического аудита.

     Этап 2. проведение экологического аудита аудиторами (аудиторской фирмой) непосредственно на объекте.

     На  этом этапе производится обзор и  анализ информации по объекту. При проведении инспекции по объекту собирается информация, которая дает максимально полное представление об уровне экологической опасности объекта. Для оценки фактического воздействия на окружающую среду аудируемого объекта аудиторами могут быть использованы методы материальных балансов и технологических расчетов, фотосъемка и видеосъемка.

     Настоящий этап завершается обобщением и оценкой результатов аудита, составлением проекта отчета с выводами и рекомендациями и информированием о них заказчиков.

     При выполнении 1 и 2 этапов, может быть выявлено, что имеющихся данных и информации по аудируемому объекту недостаточно для достижения целей, которые поставлены заказчиком аудита, что может служить основанием для прерывания аудирования и продолжения его после получения достаточно необходимой информации.

     Этап 3. Разработка и согласование выходных документов по результатам аудита.

     На  этом этапе подготавливается проект отчета по ЭА и по результатам его  обслуживания с учетом уточнений и замечаний.

     Окончательный вариант отчета с выводами и рекомендациями предоставляется заказчику. Единых требований к содержанию отчета по ЭА нет. Для обязательного аудита целесообразно сформулировать единые требования к выводам и рекомендациям по результатам аудита, так как они являются основанием для принятия мер и заключения формулировки заключения специально уполномоченными государственными органами.

     Этап 4. Использование результатов аудита заказчиком.

     Все материалы, полученные в результате ЭА, и сам окончательный отчет  являются конфиденциальной информацией, которая принадлежит, т.е. является собственностью заказчика ЭА. При  реализации программы добровольного ЭА заказчик разрабатывает план действий по реализации рекомендаций с целью обеспечения соблюдения требований технических и правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды, создания системы управления окружающей средой , охраны здоровья людей.

     Опыт  ЭА свидетельствует о том, что  существует множество возможностей эффективного использования его  результатов. Это:

  • Идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;
  • Оптимизация потребления ресурсов;
  • Обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
  • Обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий;
  • Оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости;
  • Определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);
  • Возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновение дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущерба);
  • Определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;
  • Уменьшение производственных затрат и возможная прибыль, связанная с появлением дополнительной продукции.

     При обязательном ЭА использование его  результатов в компетенции заказчика  аудита. Форма, содержание и порядок  представления аудиторского заключения по результатам обязательного ЭА определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разрабатываемыми специально уполномоченным государственным органом в области ЭА.  

     Регулирование деятельности в области экологического аудита 

     Деятельность  в области ЭА подлежит государственному регулированию. В Республике Беларусь функции специально уполномоченного  органа регулирования деятельности в области ЭА выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основными его функциями в области являются:

  • Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области ЭА;
  • Организация разработки и представление на утверждение Совету Министров Республики Беларусь республиканских правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в области экологии, лицензирование аудиторской деятельности в области экологии;
  • Организация системы надзора за соблюдением аудиторами организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правил аудиторской деятельности;
  • Определение объема и разработка порядка представления уполномоченному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;
  • Ведение государственных реестров аттестованных аудиторов в области экологии, аудиторских организаций и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах всем заинтересованным лицам.
 

 

      Заключение  

     Введение  в постоянную практику природоохранной  деятельности экологического аудита будет  способствовать решению комплекса  проблем, связанных с охраной  окружающей среды хозяйствующими субъектами. Расширение области использования экологического аудита будет стимулировать природоохранную деятельность на уровне хозяйствующих субъектов, способствовать созданию методологической базы для оценки степени экологической опасности предприятий и производств, величины возможных ущербов и т.д. без надлежащей постановке деятельности в области экологического аудита будет сдерживаться работа по экологической сертификации, создания экономико-правового механизма экологического страхования.

     Внедрение в практику деятельности хозяйствующих субъектов принципов и методов экологического аудита обеспечит эффективное функционирование систем управления окружающей средой. Экологический аудит должен быть включен в процесс принятия управленческих решений, в разрабатываемые документы и использоваться при экологическом страховании, экологической сертификации субъектов хозяйствования и природных объектов. 

 

      Список литературы 

  1. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. (с изм. и доп. от 29 октября 2004г.) (ред. от 20 июля 2006 г.) // Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. №1. Ст.1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №85. 2/875; 2004. №174, 2/1068. 2006 № 6-2/11, 2007. « 147, 2008, № 1, 2/1395
 
  1. Кабушко, А.М. Экономика природопользования: Учебное пособие. – Минск : Академия при Президенте Республики Беларусь, 2000. - 121с.
 
  1. Марцуль, В.Н. Экологический аудит / Информационный бюллетень №2 (40). – Минск : Белниц Экология, 2003. - 25с.
 
  1. Шимова  О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. – Минск : БГЭУ, 2001. - 368 с.

Информация о работе Экологический аудит