Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 01:52, реферат

Описание работы

Интересы защиты окружающей среды и обеспечение экологической безопасности человека требуют разработки и внедрения системы экологического аудита (ЭА).
В промышленно развитых странах, по свидетельству результатов природоохранной деятельности конца xx-века, ЭА является одним из наиболее эффективных инструментов управления воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов. В настоящее время действующие производственные объекты подвергаются плановому экологическому контролю со стороны специально уполномоченных государственных органов.

Содержание

Введение 3
Возникновение и развитие экологического аудита 4
Место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды 6
Характеристика экологического аудита 8
Организация и проведение экологического аудита 13
Регулирование деятельности в области экологического аудита 19
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

экологич.аудит.doc

— 111.50 Кб (Скачать)
 

 

      Существует много различных определений ЭА, которые приводятся в нормативно - правовых документах и в научной литературе.

     В частности, по определению СТБ ИСО 14010 ЭА - это системный документированный  процесс объективного получения  и оценки, полученных аудитором сведений, определения соответствия установленных направлений деятельности по охране окружающей среды, событий, условий, систем управления или информации о них критериям аудита и предоставления результатов этого процесса.

     Из  определений, встречающихся в научно - технической литературе, наиболее точно отражают отличительные особенности этого вида деятельности такие, в которых ЭА определяется как:

  • исследование экологического состояния и статуса собственности (недвижимости) или деятельности с целью выявления прошлых или существующих проблем и потенциальных экологических рисков и несоответствий деятельности требованиям экологического законодательства, регламентирующий данный вид деятельности.
  • Квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами специалистов в сжатые сроки.

     В законе Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” ЭА определяется как  независимая комплексная документированная  проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативно - технических и нормативно - правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовке рекомендаций по е снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

     Несколько приведенных определений ЭА подчеркивают отличительные особенности, с которыми связана его высокая эффективность, и эти особенности формулируются в следующих принципах ЭА:

  • Поддержка ЭА руководством или собственником объекта (субъекта), использования результатов (выводов) аудита для разработки корректирующих или предупредительных мероприятий;
  • Наличие процедур, обеспечивающих четкое и ясное изложение результатов ЭА в заключении;
  • Определенность целей, сроков, ресурсов и периодичности ЭА;
  • Объективность, компетентность аудиторов в своей сфере деятельности и специфике аудируемого объекта;
  • Независимость функций ЭА от администрации аудируемого субъекта, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших аудитору проведение проверки;
  • Адекватность сбора и анализа информации и документирования результатов целям аудирования;
  • Наличие процедур, гарантирующих качество результатов ЭА и конфиденциальность информации;
  • Ответственность аудиторов за выводы по результатам проверки.

     Независимость и объективность оценок и выводов  ЭА обеспечивается проведением данной процедуры третьей стороной, в  качестве которой выступают специализированные аудиторские организации. Среди  основных принципов следует отметить комплексность аудита (охват всех воздействий на окружающую среду - от воздействия на экосистемы до здоровья и безопасности населения, включая проблемы производственной безопасности), что отличает ЭА от других видов аудита.

     Практика  показала, что при помощи ЭА могут быть решен целый ряд существенных задач. Это:

  • Содействие предприятиям (организациям) в самостоятельном определении, разработке и реализации своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований; формирование приоритетов в осуществлении превентивных мер, направленных на выполнение природоохранных норм и правил;
  • Подготовка предложений на организации природоохранной деятельности на предприятии и снижению финансового риска, связанного с воздействием на окружающую среду;
  • Получение достоверной информации о деятельности хозяйствующего субъекта (состоянии окружающей среды) в области охраны окружающей среды и природопользовании, оценка фактического (в соответствии с декларируемым) воздействия организации на окружающую среду;
  • Создание инструмента реализации основных направлений регулирования природоохранной деятельности и природопользования, обеспечения устойчивого развития;
  • Интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с экономическими, социальными и другими направлениями (сферами) деятельности организации.

     Таким образом, ЭА нацелен на выявление  существующих или потенциальных  проблем, связанных с воздействием на окружающую среду, с которыми могут столкнуться организация и выработку мер по их решению или предупреждению.

     А эффективность ЭА обусловлена в  первую очередь экономией финансовых средств за счет более рационального  ведения природопользования и соблюдения требований природоохранных норм и правил. 

 

      Организация и проведение экологического аудита 

     ЭА  может быть добровольным и обязательным, то есть существуют определенные условия для проведения ЭА.

     Обязательность  ЭА может быть регламентирована нормативными правовыми актами или сложившейся практикой организации и выполнения работ в некоторых областях деятельности. В частности ЭА при изменении собственника с объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога, выделили в отдельный вид аудирования и является обязательным.

     Обязательный  аудит можно определить как ежегодную (или с другой периодичностью) проводимую аудиторскую проверку. Проводится для  организаций и видов деятельности перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по ЭА. Обязательный ЭА может инициироваться (проводиться по требованию) специально уполномоченных государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.

     Добровольный (инициативный) ЭА проводится исключительно по инициативе организации.

     Регулярное  осуществление ЭА должно постепенно становится нормальной практикой хозяйствующих  субъектов, так как получаемые отчеты смогут заменить проведение дорогостоящих  ОВОС в полном объеме.

     В зависимости от того, кто проводит аудирование различают внутреннее (проводят работники предприятия) и внешнее (проводят третьей стороной - независимой командой аудиторов).

     Внутреннее  ЭА является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации  вместе с этим, при проведении внутреннего ЭА обеспечение объективности и независимости результатов очень проблематично. Поэтому понятие “внутренний аудит” редко упоминается в нормативно - правовых актах и публикациях.

     Иногда  ЭА подразделяют в зависимости от объема работы (анализа), срочности его проведения, степени детализации рассмотрения анализируемых аспектов и показателей. Выбор варианта (в соответствии с целями и задачами) ЭА производит заказчик. Каждый вариант (вид) ЭА отличается методической базой, регламентирующий оценку тех или иных экологических аспектов деятельности организации, содержанием выводов и рекомендаций. При экологическом аудировании может использоваться авторская методика, когда аудитор использует собственные подходы к анализу и оценке экологических аспектов. При высокой квалификации аудитора этот вариант эффективен, а с другой стороны затрудняется воспроизведение результатов аудита и отслеживание результатов работы организации, если последующий аудит проводит другой или фирма.

     Анализ  и оценка экологических аспектов может производиться по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций. Но здесь необходимо выбрать аналог, который будет служить эталоном.

     Анализ  и оценка экологических аспектов и формулировка выводов по результатам ЭА может производиться путем сравнения с установленными нормами и стандартами, регламентирующими требования к объекту (производству), организации, системе управления, отдельным производственным процессам (например, с требованиями СТБ ИСО 14001, предъявляемыми к системе управления окружающей средой на предприятии). Такой подход является наиболее плодотворным, обеспечивает сопоставимость результатов ЭА, возможность отслеживания изменений (положительных и отрицательных) в деятельности и состоянии организации.

     Несмотря  на наличие различных подходов к  анализу и оценке экологических  аспектов, организации и процедура  ЭА для всех типов ЭА имеют общие  черты.

     В ЭА существуют три стороны:

  • Инициатор (клиент, заказчик);
  • Аудитор (аудиторская фирма);
  • Проверяемый объект (аудируемый объект или субъект).

     Права и обязанности участников ЭА устанавливаются  соответствующими нормативными правовыми  и нормативными техническими актами. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

     При проведении добровольного аудита заказчиком аудита является аудируемая организация (аудируемый субъект).

     Аудитор в области экологии - физическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающие квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области ЭА к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии. Аудиторская организация, в штате которой должно быть не менее 3 аудиторов, осуществляет ЭА по одному или нескольким направлениям, оказывает сопутствующие ЭА услуги. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведении аудита после получения лицензии.

     Как правило, ЭА осуществляется индивидуальным аудитором или группой аудиторов, представляющих аудиторскую организацию. Работа по ЭА проводится на основании договора, который заключают индивидуальный аудитор (аудиторская организация) с одной стороны, и аудируемый субъект, с другой. Все расходы по финансированию ЭА несет аудируемый субъект.

     Работа  проводится по заранее разработанной  схеме (программе) проведения ЭА, которая  включает исчерпывающий перечень вопросов, параметров, которые подлежат анализу и оценке в ходе ЭА. Этот же документ определяет состав необходимых приложений и структуру отчета по ЭА, требования к аудиторскому заключению.

     Есть  различные варианты перечней вопросов, на которые должны быть получены ответы в ходе ЭА. Часть из них определяется особенностями объектов аудировании. Так, специальные типы протоколов применяются в случаях аудита предприятий нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др. в обычных случаях применяются стандартные формы протоколов. Большинство из крупных аудиторских организаций обычно разрабатывают и используют свои собственные протоколы.

     Проведению  аудита предшествует краткий обзор  объекта с целью выявления  наиболее значимых проблем, требующих  углубленного исследования, в том числе с учетом мнения (или требований) заказчика. Согласно полученным данным об особенностях объекта программа ЭА уточняется.

     Организация и проведение ЭА находится в ведении  заказчика. Он нанимает аудитора (или  аудиторскую организацию), оплачивает расходы по аудировании, определяет цели и критерии аудита, порядок использования материалов аудиторской проверки. Цели и задачи аудита, которые должны быть решены, выбираются в зависимости от того, что является основанием для проведения ЭА. Обычно ЭА проводится в течение нескольких дней (может быть больше) непосредственно при посещении объекта.

     При реализации программы аудита, направленной на оценку экологической безопасности объекта в ходе его посещения  аудиторами должны быть выполнены следующие основные действия:

  • Обход объекта и посещение всех участков намеченных в протоколе (программе) ЭА;
  • Анализ всех документов, фиксирующих выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности и т.п., сбор копий наиболее важных на объекте документов;
  • Налаживание контакта и проведение бесед со специалистами и служащими на объекте )главный инженер, главный технолог, главный энергетик, начальник очистных сооружений);
  • Проведение консультаций с представителями государственных контрольных органов и ознакомление с “делом” объекта в архивах этого учреждения.

Информация о работе Экологический аудит