Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:49, контрольная работа
Предметом экологического права выступают экологические отношения, т.е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.
Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями.
1. Понятия, структура и виды экологических правоотношений……………………………………………………….стр 3
2. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов……………………………………………………………стр
3. Состав государственного водного фонда РФ.
Порядок
использования, т.е. правовой режим
земель водного фонда, определяется
Земельным кодексом РФ и Водным кодексом
РФ, подписанным Президентом РФ 16 ноября
1995 г.*
*СЗ
РФ 1995. № 47.Ст.4471.
На
федеральном уровне действует также
Федеральный закон от 6 мая 1998 г. «О
плате за пользование водными
объектами» с изменениями от 30 мая
1998 г.*
*СЗ
РФ 1998. №19. Ст. 2067.
Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие по площади и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящиеся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.
Необходимо, чтобы эти водоемы не имели гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 46 ВК РФ).
Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном водным законодательством.
В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов, урегулированный водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.
Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную тем, что их основным хозяйственным назначением является обслуживание деятельности вод.
Помимо
водопокрытых, в категорию земель водного
фонда входят приводоемные земельные
участки: береговые полосы вдоль внутренних
водных путей: полосы отвода каналов и
водоемов; прилегающие к водоемам земельные
участки, занятые гидротехническими и
другими водохо-зяйственными сооружениями
и устройствами и т. п.*
*См.: Положение
о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных
Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении «главная вещь — принадлежность», принадлежность следует судьбе главной вещи.
В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбо-хозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т. п.
В
силу этого на землях водного фонда
может действовать сводный
Анализируя
этот конгломерат нормативно-
1)
целевым назначением водоемов. Так,
если водоем используется для
получения вод питьевого
2)
экологической обстановкой,
3) правовым статусом субъектов землепользования. Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водопользование.
Перечисленное присуще общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема.
Например,
предоставление водоема для нужд
сельского хозяйства порождает
обязанности предотвратить
Кроме того, специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель.
Так, естественная подпитка и охрана водоемов осуществляется через водоохранные леса, а поэтому режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон направлен на сохранение природных свойств водных объектов. Иначе говоря, использование земель водного фонда осуществляется в комплексе через водопользование и лесопользование.
В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов Федерации. Однако реки, по общему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями
Министерства природных ресурсов РФ являются бассейновые водохозяй-ственные управления и территориальные органы управления водным хозяйством.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Пользователи земельными участками, примыкающими к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 12 ВК РФ).
На
подзаконном уровне принят ряд нормативных
актов, которые также определяют
порядок использования земель водного
фонда. К ним можно отнести Постановление
Правительства РФ «О порядке разработки,
согласования, государственной экспертизы,
утверждения и реализации схем комплексного
использования и охраны водных ресурсов»
от 13 сентября 1996 г.* «О ведении государственного
водного кадастра РФ» от 29 ноября 1996 г.,**
а также утвержденные постановлениями
Правительства «Положение о водоохранных
зонах водных объектов и их прибрежных
защитных Полосах» от 23 ноября 1996 г.;***
Положение о ведении государственного
мониторинга водных объектов» от 14 марта
1997 г.**** и ряд других.
*СЗ РФ 1996. № 39. Ст. 4564.
**СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5566.
***СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5567
****СЗРФ.
1997. № 12. Ст. 1443.
Поскольку
земли водного фонда
Согласно Водному кодексу, все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. В федеральной собственности находятся:
поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух иди более субъектов РФ;
подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;
водные объекты, располагающиеся на территориях нескольких субъектов либо,одного, но этот объект необходим для обеспечения реализации государственных потребностей, отнесенных к полномочиям Российской Федерации;
водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
трансграничные водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море РФ;
иные водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и другие.
Для
признания конкретного водного
объекта федеральной
*Вылегжанин
А.Н. К характеристике правового
режима морских природных ресурсов России
// Государство и право. 1997. № 7. С. 54.
К собственности субъектов РФ Водный кодекс относит водные объекты, полностью расположенные на территории этих субъектов и не отнесенные к федеральной собственности. Для признания определенного объекта собственностью субъекта РФ необходимо решение органа исполнительной власти соответствующего субъекта, согласованное с федеральными органами государственной власти. Как видно, ВК достаточно четко отграничил собственность Федерации от собственности субъектов (в отличие от Закона «О недрах»), что относится к числу несомненных достоинств этого документа.
В
муниципальной собственности
В
собственности граждан и
Информация о работе Понятия, структура и виды экологических правоотношений