Понятие и виды экологической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших средств обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды принадлежит юридическая ответственность за нарушение норм экологического законодательства. Как и всякая юридическая ответственность, она представляет собой форму государственного принуждения к соблюдению норм права, которая выражается в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия своего неправомерного поведения, связанные с применением санкций. В данном случае речь идет о принуждении к соблюдению норм экологического права, нарушение которых влечет указанные неблагоприятные последствия в виде мер ответственности, установленных законом.
Цель моей работы - рассмотреть виды экологической ответственности, понятие и состав административного экологического правонарушения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды экологической ответственности………………………………4
2. Понятие и состав административного экологического правонарушения……..7
3. Штраф как мера административной ответственности за
административное экологическое правонарушение……………………………..11
4. Административная ответственность юридических лиц за
экологические правонарушения. Вина юридических лиц……………………….13
5. Особенности юридической ответственности глав администраций,
депутатов……………………………………………………………………………15
6.Особенности юридической ответственности должностных
лиц, предпринимателей…………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 28.30 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и виды экологической  ответственности………………………………4 

2. Понятие и состав  административного экологического  правонарушения……..7

3. Штраф как мера административной  ответственности за 

 административное экологическое  правонарушение……………………………..11

4. Административная ответственность  юридических лиц за 

 экологические правонарушения. Вина юридических лиц……………………….13

5. Особенности юридической  ответственности глав администраций, 

 депутатов……………………………………………………………………………15

6.Особенности юридической  ответственности должностных 

 лиц, предпринимателей…………………………………………………………….17

 Заключение………………………………………………………………………….18

 Список использованных  источников……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ 

 Человек - часть природы.  Вне природы, не пользуясь её  ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой  и источником жизни человека.

 Вопрос о функциях  природы по отношению к человеку  является юридически значимым. Он  положен в основу правового  регулирования природопользования  и охраны окружающей среды  от вредных воздействий человеческой  деятельности.

Cохранение благоприятного  состояния природы, ее качественных  и количественных характеристик  может быть обеспечено посредством  регулирования отношения человека  к природе в процессе удовлетворения  его потребностей за счет ресурсов  природы. 

 К числу важнейших  средств обеспечения рационального  использования природных ресурсов  и охраны окружающей природной  среды принадлежит юридическая  ответственность за нарушение  норм экологического законодательства. Как и всякая юридическая ответственность,  она представляет собой форму  государственного принуждения к  соблюдению норм права, которая  выражается в обязанности лица  претерпевать неблагоприятные последствия  своего неправомерного поведения,  связанные с применением санкций.  В данном случае речь идет  о принуждении к соблюдению  норм экологического права, нарушение  которых влечет указанные неблагоприятные  последствия в виде мер ответственности,  установленных законом. 

 Цель моей работы - рассмотреть  виды экологической ответственности,  понятие и состав административного  экологического правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды экологической  ответственности 

 

 Основанием возникновения  эколого-правовой ответственности  является совершение экологического  правонарушения. Удовлетворяя свои  экономические потребности общество  воздействует на окружающую среду  и посягает на целостность  экологии. Результатом такого несогласованного  поведения является причинение  вреда природной среде и нарушение  гармонии в природе. 

 Экологическая ответственность  является важным социальным и  правовым институтом:

1) Экологическая ответственность  - это обязанность соблюдать нормы  взаимодействия общества и природы  с целью сохранения научно  обоснованного сочетания экологических  и экономических интересов общества.

2) Экологическая ответственность  – это обязанность претерпевать  неблагоприятные последствия, вызванные  нарушением норм взаимодействия  общества и природы. 

 Можно выделить несколько  функций экологической ответственности: 

1 - Стимулирующая, направленная  на соблюдение норм экологического  права и выполнении экологический  предписаний. 

2 - Компенсационная, направленная  на возмещение потерь в природной  среде и сохранение здоровья  человека.

3 - Превентивная, обеспечивающая  предупреждение новых правонарушений  путем применения мер взыскания  и наложения наказания. 

 Согласно статье 99 Закона  «Об охране окружающей среды», нарушение законодательства Республики  Беларусь об охране окружающей  среды влечет дисциплинарную, административную  и уголовную ответственность  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

 

 Так, по общему правилу  ответственность наступает при  наличии противоправного, виновного  поведения, вреда и причинной  связи между ними.

 Административная ответственность  означает применение компетентными  органами и должностными лицами  в установленном порядке административных  взысканий к нарушителям в  сфере использования природных  ресурсов и охраны окружающей  среды. Виды экологических правонарушений, за совершение которых лицо  подлежит административной ответственности,  предусмотрены главой 15 КоАП –  Административные правонарушения  против экологической безопасности, окружающей среды и порядка  природопользования.

 Если говорить об  уголовной ответственности, то  согласно Уголовному кодексу,  преступлениями против экологической  безопасности и природной среды  признаются совершенные умышленно  или по неосторожности общественно  опасные деяния, причинившие или  могущие причинить вред земле,  водам, недрам, лесам, животному  и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности. Преступления против экологической безопасности и природной среды – это раздел IX УК.

 По общему правилу  привлечение лиц к ответственности  за нарушение законодательства  Республики Беларусь об охране  окружающей среды не освобождает  их от возмещения вреда, причиненного  окружающей среде, и выполнения  мероприятий по ее охране.

 Правила возмещения  ущерба определены статьями 14 и  15 Гражданского кодекса Республики  Беларусь, где отмечается, что вред, причиненный личности или имуществу  гражданина, а также вред причиненный  организации, подлежит возмещению  лицом, причинившим вред, в полном  объеме. Вред, подлежащий возмещению, включает в себя ущерб и  убытки. Ущерб – реальные потери, уменьшения в природной среде.  Убытки – неполученные доходы  от использования природного  объекта, расходы на восстановление  нарушенного состояния природного  объекта. Причинивший вред освобождается  от его возмещения, если докажет,  что вред причинен не по  его вине. Вред, причиненный правомерными  действиями, подлежит возмещению  лишь в случаях, предусмотренных  законом. 

 При взыскании ущерба, причиненного лесонарушениями, незаконной  охотой, незаконным ловом рыбы, применяется  таксовый метод исчисления ущерба. Такса – денежная сумма, устанавливаемая  за уничтожение или повреждение  единицы природного вещества (дерева, кустарника, животного, рыбы).

 Дисциплинарная ответственность  – это одна из правовых форм  воздействия на нарушителя трудовой  дисциплины. Дисциплинарная ответственность  – это применение нанимателем  к работнику мер воздействия  за неисполнение последним трудовых  обязанностей. В экологических отношениях  дисциплинарная ответственность  может применяться в том случае, когда соблюдение природоохранных  норм входит в трудовые обязанности  работника. За нарушение трудовой  дисциплины наниматель может  применять к нарушителю следующие  дисциплинарные взыскания: замечание,  выговор, увольнение, а также иные  формы правового воздействия  (лишение премий и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и состав  административного экологического  правонарушения 

 Согласно статье 2.1 Кодекса  Республики Беларусь об административных  правонарушениях, административным  правонарушением признается противоправное  виновное, а также характеризующееся  иными признаками, предусмотренными  кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная  ответственность. 

 Основанием административной  ответственности является наличие  в деянии признаков состава  экологического проступка, а также  умышленная или неосторожная  вина субъекта ответственности  (физического или юридического  лица), наличие правовой нормы,  установившей запрет и содержащей  санкцию за его нарушение. 

 В кодексе Республики  Беларусь об административных  правонарушениях выделяется целая  глава, посвященная экологическим  правонарушениям, содержащая 64 статьи.

 Правонарушениями в  области охраны окружающей среды  являются:

1) Нарушение нормативных  правовых актов в области охраны  окружающей среды (статья 15.1). Согласно  указанной статье, ответственности  подлежит лицо за нарушение  обязательных для соблюдения  требований технических нормативных  правовых актов и нормативов  в области охраны окружающей  среды. 

2) Нарушение требований  экологической безопасности (статья 15.2). К ответственности привлекается  нарушитель требований экологической  безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе  в эксплуатацию или в процессе  эксплуатации, консервации, ликвидации  промышленных, научных или иных  объектов.

3) Нарушение порядка реализации  проектных решений планируемой  хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической  экспертизе (статья 15.3). Согласно КоАП, реализация проектных решений  планируемой хозяйственной и  иной деятельности, подлежащих государственной  экологической экспертизе, без положительного  заключения государственной экологической  экспертизы либо невыполнение  требований заключения государственной  экологической экспертизы влечет  административную ответственность. 

4) Нарушение правил безопасности  при обращении с генно-инженерными  организмами, экологически опасными  веществами и отходами (статья 15.4). Так, нарушение правил безопасности  производства, хранения, использования,  транспортировки, захоронения или  иного обращения с генно-инженерными  организмами, радиоактивными, бактериологическими,  химическими веществами или отходами  производства и потребления, равно  как и нарушение правил обращения  с биологическими и иными экологически  опасными средствами и веществами, влечет наложение административной  ответственности. 

5) Нарушение порядка захоронения  радиоактивных отходов (статья 15.5). К ответственности привлекается  лицо за самовольное захоронение  радиоактивных отходов, продуктов,  материалов или других предметов,  загрязненных радионуклидами.

6) Нарушение порядка использования  земель, подвергшихся радиоактивному  загрязнению (статья 15.6).

7) Нарушение правил, установленных  для борьбы с сорной растительностью,  болезнями и вредителями растений (статья 15.7). Согласно указанной статье, нарушение правил, установленных  для борьбы с сорной растительностью,  болезнями и вредителями растений, в том числе и карантинными, а также нарушение правил транспортировки,  хранения или применения минеральных  удобрений, средств защиты растений, стимуляторов их роста или  других препаратов влечет административную  ответственность. 

8) Нарушение требований  по охране редких и находящихся  под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания  и произрастания (статья 15.8). Так,  нарушение требований по охране  диких животных и дикорастущих  растений, относящихся к видам,  включенным в Красную книгу  Республики Беларусь, или мест  их обитания и произрастания  либо нецелевое их использование  является административным правонарушением. 

9) Нарушение режима охраны  и использования особо охраняемых  природных территорий (статья 15.9).

10) Нарушение порядка использования  земли и требований по ее  охране (статья 15.10). Лицо может быть  привлечено к ответственности  за неиспользование в течение  одного года земельного участка,  предоставленного для сельскохозяйственного  производства, и двух лет –  для несельскохозяйственных целей.  Также ответственности подлежит  и нарушение порядка снятия, использования  и сохранения плодородного слоя  почвы при проведении работ,  связанных с нарушением земель, либо нарушение порядка консервации  деградированных сельскохозяйственных  земель, либо невыполнение обязательных  мероприятий по защите земельного  участка от водной, ветровой эрозии  или других процессов разрушения, либо невыполнение иных требований  по охране земель, равно как  и нецелевое использование предоставленного  земельного участка. 

11) Порча земель (статья 15.11). Уничтожение плодородного слоя  почвы, либо невыполнение правил  рекультивации земель, либо загрязнение  их химическими или радиоактивными  веществами, отходами производства  и потребления, сточными водами, бактериально- паразитическими вредными  организмами, либо иное незаконное  повреждение является административным  правонарушением. 

12) Самовольное отступление  от схем или проектов землеустройства  (статья 15.12).

Информация о работе Понятие и виды экологической ответственности