Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
Введение
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки
зрения носителей правосознания, его
субъектного состава выделяют индивидуальное,
групповое правосознание и
Объектом исследования курсовой работы является правосознание, которое содержит оценочные суждения о праве и выражается категориями "правомерное", "неправомерное", "законное", "незаконное".
Предметом исследования является деформация правосознания, которая выражается в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые.
Целью курсовой работы является раскрытие понятий правосознание и деформация правосознания.
Задачами исследования являются:
Теоретической и методической базой исследования в курсовой работе выступили:
Тема курсовой работы в современном обществе актуальна, так как деформация правосознания существует как в личности, так и различных социальных или иных группах, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.
1. Понятие, структура и виды правосознания
1.1 Понятие и сущность
Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву - этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы. Это еще и канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений.
Понятие правосознание трактуется учитывая амплитуду значимости категорий «правосознание» и «правовая культура»:
Правосознание
– это форма общественного
сознания, образуется наряду и во взаимодействии
с политическим, моральным, эстетическим
и другими формами
Правосознание
имеет специфический предмет
отражения – право и
Носителями (субъектами) правосознания являются индивиды, негосударственные организации, органы государства, должностные лица, профессиональные группы, общество в целом.
Правосознание по отношению к объекту отражения имеет оценочный характер.
Правосознание – совокупность представлений, идей, концепций, теорий, а также эмоций, чувств, переживаний, выражающих отношение индивидов, социальных слоев и групп к наличному праву и другим правовым явлениям с позиции оценки и предвидения перспектив развития компонентов правовой системы1.
Особенности правосознания – одной из специфических форм общественного сознания, представлены на рисунке 1.
Рисунок – 1 Особенности правосознания
Формирование правосознания становится в Х1Х-ХХ веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Ибо если вообще эволюция hоmоsapiens (человека разумного) имеет своим предназначением развитие духовного начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания в общественном сознании - один из этапов этого развития.
От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так можно определить основной вектор в продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество человечества (в условиях атомных электростанций, ядерного оружия, химических и иных глобальных угроз, в условиях всепланетарных экономических связей и другое) несоответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества.
Разумеется, правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание во времени. Так, правосознание было отличительной чертой общественного сознания древних римлян, когда торжествовало римское право. Судебные и иные правовые формы жизнедеятельности римского общества находили и адекватное отражение в идеях и эмоциях римских граждан, формировании их поведения. Приметой быта и нравов древних римлян были непрерывные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому спорному вопросу: касалось ли это судеб государства или продажи раба.
Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.
Буржуазные общества Х1Х-ХХ веков, базирующиеся на фундаментальных правовых документах - декларациях, конституциях, конвенциях, на включенных в них основных правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.
Многие условия жизнедеятельности в этих обществах просматриваются их членами исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности.
Только апологеты «отмирания права» в концепции коммунистической утопии обрушиваются на юридическое мировоззрение, пытаются заменить его классовым, революционным сознанием. По существу эти попытки представляют собой не что иное, как воздвижение барьера на пути эволюции коллективного разума, если вообще отсчет вести от тех первых проблесков сознания, которые возникли при появлении на планете человека.
Всплеск
правосознания характеризует и
периоды социальных перемен, революций.
Тоска о прошлой правовой системе
у одних, надежды на формирование
новой у других. Но пока идет ломка
действующего законодательства, вакуум
заполняют представления, идеи, эмоции
о будущем желательном
В этих условиях регулирующая роль правосознания может закрепляться даже законодательно. Так, в условиях Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: «местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию2».
1.2 Структура правосознания
Наряду с общетеоретическими подходами к правовому сознанию как одной из важнейших форм общественного сознания и даже мировоззрения тория права выделяет и изучает структуру правосознания.
Структура правосознания – это строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его деятельность.
Прежде
всего эту структуру
Правовая идеология - это осознанное отношение к праву, выражаемое в обоснованной, аргументированной критике или одобрении всей правовой системы, правовых учреждений, судов, отдельных законов и т. п.
Правовая идеология - это система концентрированных правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных познаниях.
Например, журналист С. Чугаев в статье «Коммунисты превратили Думу в клуб, где обсуждают все, кроме законов» приводит аргументы и цифры, обосновывающие этот заголовок, - это одна из идеологических форм правосознания.
Рисунок – 2 Структура правосознания
В психологической форме этот же вывод выглядел бы как серия раздражительных, эмоциональных высказываний в адрес депутатов типа: не работают, некомпетентны, устраивают шоу и т. п. Но это еще самая малая толика психологического пласта правосознания в данной конкретной ситуации. «Разогнать, распустить» - эти высказывания идут еще дальше.
Таким образом, правовая психология - это также оценка существующего и желательного права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.
Так ключевым
объектом, вокруг которого бушуют в
современной России и идеологические,
и психологические
Например,
в избирательной кампании 1996 года,
в программе одного из кандидатов
на должность Президента, идеологический
пласт правосознания был
Под видом приватизации была развернута беспрецедентная кампания растаскивания общенародной собственности, нарушения прав миллионов граждан, фактически ликвидированы социальные гарантии и разрушены фонды общественного потребления. Утрачены традиции, по которым Россия жила большую часть XX века».
То же негативное, но уже психологическое отношение к приватизации как к процессу восстановления в России на новой правовой основе частной собственности, предпринимательства, других ценностей социальной рыночной экономики выражалось эмоционально в иной форме, в кратком, но емком словечке: «прихватизация». Понятно, что и идеологическое, и психологическое неприятие приватизации частью российского общества шло от стремления вернуться к прежней правовой системе, экономическим отношениям распределительной, социалистической системы с ее уравниловкой, социальным иждивенчеством и иными «благами»3.
Психологическая структура правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо тормоз, сопротивление преобразованиям, реформам. Причем психологическую структуру в решающей степени формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом уровне, диктуют эмоциональное отношение у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям. Прежде всего это касается установившихся форм брачно-семейных, имущественных отношений, положительное отношение к которым сохраняется, как бы те или иные «революционные» правовые решения ни старались их разрушить.
Например, тщетные усилия социалистического права в борьбе с местными обычаями в Средней Азии свидетельствуют об этом. В этом регионе национальная психология формировала негативное отношение к основным сегментам социалистического права, которое пыталось сокрушить привычку «покупать» жену (калым) и другие устоявшиеся обычаи. Впрочем, и попытки сокрушить обычай «покупать» мужа (приданное) в Западной Украине также не имели успеха, хотя такие обычаи не относились формально к противоправным, но осуждались в официальном правосознании как противоречащие равенству полов - важному конституционному принципу социалистической правовой системы.
Идеологическая
структура правосознания
К поведенческим элементам относятся:
1. Правовая установка – это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.