Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа
На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании.
Введение…………………………………………………………….…………3
РАЗДЕЛ 1
Понятие и признаки норм права…………………………………………...4
РАЗДЕЛ 2
Структура норм права………………………………….………………..….10
РАЗДЕЛ 3
Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18
РАЗДЕЛ 4
Логическая структура правовых норм……………………….………......29
РАЗДЕЛ 5
Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34
РАЗДЕЛ 6
Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40
Заключение……………………………………………...………………….....42
Список используемой литературы……………………………..…..……....44
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие и признаки норм права…………………………………………...4
Структура
норм права………………………………….………………..….
Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18
Логическая структура правовых норм……………………….………......29
Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34
Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40
Введение
В настоящей работе рассмотрена тема: «Правовые нормы. Понятие, структура, виды». Необходимость рассмотрения данной темы заключается в том, что роль норм права в юриспруденции очень велика. Правовые нормы являются основной составляющей, входящей в систему правовых средств, без которой дальнейшее развитие права не возможно.
Основной целью работы является раскрытие проблемы понимания норм права. В рамках этой темы рассмотрены следующие вопросы: основные признаки и понятие правовых норм, анализ элементов, входящих в структуру норм права. Важной задачей является определение различия в деонтологии собственно содержания правовых норм и источников, которыми нормы установлены и охраняются от нарушений. Также в работе поставлена такая задача, как охарактеризовать нормы права, выявляя различия регулятивных свойств, определяя место правовых норм в механизме правового регулирования, устанавливая системные свойства норм права и их взаимосвязи.
На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании. Отсюда вытекает ещё одна наиболее важная задача курсовой работы - представить многообразие высказываний по поводу понимания правовых норм и попробовать проанализировать традиционную трактовку норм права.
Правовая норма – одна из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Ей присущи качества, характерные любой социальной норме как регулятору общественных отношений. Каждая разновидность социальных норм наряду с общими свойствами обладает своими собственными признаками, отличительными особенностями.
Норма
права – это правило поведения,
установленное или
Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые, она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов.
Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков, (свойств).
Будучи первичным элементом права, юридические нормы содержат в себе признаки, характеризующие право в целом. Но при этом они представляют собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее такими чертами, которые не присущи праву в целом.
Главное отличие норм права от других социальных норм заключается в их связи с государством. Это такие правила поведения, которые исходят от государства или им санкционируются. Другими словами, любые нормы, стандарты поведения, регулирующие социальные отношения, могут рассматриваться в качестве правовых лишь в том случае, если они установлении или признаны компетентными государственными органами и взяты ими под свою защиту.
Это означает, что правовые нормы выступают в виде властных предписаний, велений, обязательных суждений государства, регулирующих поведение людей. Они определяют пределы возможного и должного поведения субъектов права. Правовые предписания, веления, суждения – результат относительно длительного процесса формирования потребностей людей в определённой сфере общественной жизни. Облекая в юридическую форму социальные связи по удовлетворению этих потребностей и используя различные средства их защиты, государство придаёт им устойчивость, стабильность, независимость от простого случая или произвола. Поэтому ещё одним важным признаком правовой нормы является то, что за ней стоит авторитет государства и её реализация гарантируется государством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские органы, органы внутренних дел) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, дифференцированные меры принудительного воздействия.
Следует учитывать, что связь нормы права с государством не означает её подчинённый характер по отношению к государству. Государство, хотя и формулирует правовые нормы, в демократическом обществе само им подчиняется, само связано этими нормами. В свою очередь и государство, и право взаимодействуют с институтами гражданского общества и служат ему.
Правовые нормы направлены на регулирование отношений между людьми, имеющих государственное значение. Причём регулирование не конкретных отношений между известными субъектами, а определённых разновидностей общественных отношений. В связи с этим необходимо отметить и такой существенный признак правовых норм, как общий и общеобязательный характер. Это значит, что правовые нормы распространяют своё действие на персонально неопределённый круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений определённого вида (на депутатов, военнослужащих, пенсионеров, министерства и т.п.). В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Таким образом, общий характер предписаний, содержащихся в нормах права, означает, что они обращены ко всем тем субъектам, которые могут быть или уже являются участниками определённого вида общественных отношений.
Общеобязательность правовой нормы проявляется в том, что она распространяется на участников соответствующих отношений независимо от того, каково их субъективное, личное отношение к этой норме, согласны ли они с ней или нет, относятся к ней с одобрением или не одобряют. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие.
Абстрактность
нормы права вовсе не означает
неопределенности ее содержания. Как
раз наоборот, норма права потому
и является таковой, что содержит
вполне конкретное правило поведения.
Например, Ст. 15 ГК Республики Беларусь
определяет, что убытки, причиненные гражданину
или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных
органов или должностных лиц этих органов,
органов местного управления и самоуправления,
в том числе издания не соответствующего
законодательству акта государственного
органа или органа местного самоуправления,
подлежат возмещению Республикой Беларусь,
или соответствующей административно-
Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. Несоблюдение требований правовой нормы влечёт принудительное воздействие со стороны государства вплоть до юридической ответственности. Эта особенность правовых норм связана с необходимостью обеспечения стабильности, устойчивости важных социальных связей и сохранения стабильного функционирования и развития общества в целом.
Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.
Норма права рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой, т.е. на неограниченное количество случаев данного рода. Так, всякий раз, когда осуществляется акт купли-продажи, применяются юридические нормы, регулирующие именно это типичное отношение. В соответствии с ними покупатель и продавец приобретают взаимные субъективные юридические права и обязанности.
Большинство правовых норм действуют длительный период времени, до их отмены в установленном порядке.
Важная особенность правовой нормы – её формальная определённость. Она выступает в виде чётко сформулированного правила, фиксируется как строго выраженное требование должного или возможного поведения, закреплённое в юридических документах, среди которых наиболее распространёнными являются нормативные правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и др.). В силу этого юридическая норма и обладает свойствами государственного регулятора общественных отношений. Чётко определяя права и обязанности участников общественных отношений, она вносит необходимую определённость в само правомерное поведение. Это качество правовых норм помогает субъектам правильно уяснить свои права и обязанности и обеспечивает их регулятивное воздействие на общественные отношения.
Таким образом, норма права – это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее определённую разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами2. Существуют и несколько иная трактовка нормы права, которую высказали С.А. Комаров и А.В. Малько. Они считают, что норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить3. Иными словами, это выражающее государственную волю, обусловленную потребностями развития гражданского общества, общеобязательное правило поведения, устанавливающее права и обязанности персонально неопределённого круга лиц, обладающих известными признаками, осуществление которого гарантируется мерами государственного воздействия.
В научной юридической литературе выделяются и некоторые другие черты правовых норм, так или иначе конкретизирующие отмеченные выше, и предполагается более детализированное определение правовой нормы4.
Следует сказать и о том, что в современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.
Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.
В процессе дискуссии о понимании права5 взгляд на правовые нормы как на основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права»6. Нормативное понимание критиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от практики реализации законов, за умаление значения (или недостаточное признание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами»7.
Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды