Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу-словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства.
В процессе экологического
аудита оценивается система
Опыт развития экологического аудита в РФ
Решение таких
проблем экологического аудита, как
создание необходимой нормативно-
Экологический
аудит в России является новым
направлением в практике природопользования,
соответствующим переходному
В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться. В настоящее время в нашей стране существует несколько документов, где упоминается экологический аудит. В частности:
— Постановление
Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 168 "Об
утверждении Положения о
— Приказ Минприроды
России "О порядке проведения работ
по лицензированию отдельных видов деятельности
в области охраны окружающей среды"
от 18.06.1996 г. № 282 Временный порядок
организации и проведения лицензирования
отдельных видов деятельности в области
охраны окружающей среды (Приложение №
3 к Приказу Минприроды России от 18.06.1996
г. № 282): для проведения работ по экологическому
аудиту необходимо получить лицензию
на вид деятельности — "проведение
экологического аудирования производств,
предприятий-
Документы, обосновывающие экоаудит как вид деятельности и регламентирующие его проведение, пока существуют в виде проектов.
Упоминание об экологическом аудировании имеется также в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.
Приказом Минприроды
от 23.01.1995 г. № 18 определена организация
системы экологической
В число принятых нормативных правовых актов входят:
— Временные правила выполнения работ и услуг экологического назначения в транспортно-дорожном комплексе России (утверждены Минприроды и Минтрансом 15.04.1993 г.);
— Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе (утверждено Минприроды и Минтрансом 06.07.1993 г.).
В настоящее
время деятельность по проведению экологического
аудита, ее цели, задачи, объекты и
само понятие экологического аудита
не определены на уровне федеральных
законов, указов Президента РФ, постановлений
Правительства РФ. Вследствие этого
в действующих подзаконных
Следует рассмотреть все возможные воздействия на окружающую среду. Приведу перечень областей, на которые аудитор должен обратить внимание при исследовании этих воздействий:
— загрязнение почв и грунтовых вод;
— выбросы в атмосферу;
— водопользование и очистка сточных вод;
— утилизация (захоронение) отходов;
— строительные материалы;
— здоровье и безопасность;
— опасные сырье и материалы;
— экологический менеджмент.
Практика эколого-аудиторских исследований особенно важна для нефте-газодобывающей промышленности, так как инвестиции должны непременно сопровождаться анализом состояния охраны окружающей среды на месторождениях. В этом случае необходима независимая аудиторская проверка состояния окружающей среды осуществляемая либо аудитором, работающим самостоятельно, либо аудиторской фирмой. Помимо оценки состояния окружающей среды, целью аудитора является помощь заказчику в улучшении экологической ситуации.
До сих пор экологический аудит являлся добровольным или почти добровольным мероприятием (обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным; государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности). Экологическое законодательство в Европе не требует проведения экологического аудита, но ситуация в этой области быстро меняется. В частности, добровольное проведение аудита, например, в управленческих системах становится все более важным для компаний, особенно когда этого требуют их клиенты. Как и в случае с системой стандартов экологического менеджмента ISO 9000, многие компании будут развивать системы экологических стандартов ISO 14000, чтобы подтвердить свою добросовестность в деле охраны окружающей среды.
Заключения российских
экологов-аудиторов в
Отсутствие государственного
регулирования экологического аудита
в России не позволяет государству
применять возможности
По мнению специалистов,
развитие экологического аудита в России
позволит решить многие не только экологические,
но и социально-экономические
— разработки необходимых
основ для повышения
— обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;
— предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;
— инициирования
создания необходимой информационной
основы для развития и повышения
эффективности других видов экологической
деятельности: мониторинга источников
вредного воздействия на природу, экологического
контроля, экологической экспертизы
и т. п.
Список использованной литературы