Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:40, контрольная работа
Социально-экономическое значение внебюджетных фондов. Виды государственных внебюджетных фондов. Доходы внебюджетных фондов. Особенности внебюджетных фондов.
25. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании.//Под ред. проф. И.В. Полякова и канд. мед. наук В.В. Гришина. - М., 2006 – 190 с.
26. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2004. – 290 с.
Электронные ресурсы
27. www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
28. www.сbr.ru – сайт Центрального банка РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
29. www.rbc,.ru - сайт агентства РосБизнесКонсалтинг;
30. www.akm.ru - сайт агентства АК&М.
12.2. Состав, доходы
и расходы государственных |
Государственными · Пенсионный фонд Российской Федерации; · Фонд социального страхования Российской Федерации; · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; · Государственный фонд занятости населения РФ. Все эти фонды называются
внебюджетными социальными Государственные внебюджетные
социальные фонды имеют целевое
назначение, их формирование, отпуск средств,
определение объемов В России с 1996 г. стали создаваться и целевые бюджетные фонды. Под целевыми бюджетными фондами понимаются денежные фонды, образуемые в составе федерального консолидированного бюджета Российской Федерации за счет целевых источников средств с целью финансирования целевых общегосударственных или территориальных расходов. Так, в РФ были созданы федеральные территориальные и дорожные фонды; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Фонд Федеральной службы налоговой полиции РФ и др. Однако они просуществовали недолго. В 1990 г. часть этих фондов была упразднена и остатки их средств включены в федеральный бюджет РФ. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: · обязательных платежей, установленных законодательством РФ; · добровольных взносов физических и юридических лиц; · других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. |
12.3. Пенсионный
фонд Российской Федерации, |
Пенсионный фонд – это
государственный Трудовая пенсия – это
гарантированная ежемесячная В Советском Союзе с 1928 г. введены трудовые пенсии для рабочих, с 1937 г. – для рабочих и всех служащих, а учителям – пенсии за выслугу лет. С 1956 года пенсии получили все граждане, на которых распространялось социальное страхование. Колхозники и другие кооператоры имели свою пенсионную кассу. С 1964 г, в СССР действовала единая пенсионная система. Она обслуживала 44 млн пенсионеров. Пенсии получали все граждане, достигшие пенсионного возраста. Советская пенсионная система служила для всего мира образцом социальной защищенности трудящихся. Она отличалась достаточно высоким уровнем социальной поддержки, высокой стабильностью, простотой принципов. В 80-х годах минимальная пенсия составляла 70 рублей (на сегодняшний день около 2000 рублей). Максимальная пенсия была в 3,6 раза больше минимальной. При этом образование и медицинское обслуживание были бесплатными, плата за квартиру, транспортные расходы (трамвай, автобус, электричка) были минимальными (исчислялись копейками), инфляции (роста цен) не было. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии. В России установлены следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости (по возрасту); 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части. Право на трудовую пенсию по старости имеют: · мужчины, достигшие возраста 60 лет; · женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Установлены следующие размеры
пенсий федеральным служащим за выслугу
лет при наличии стажа Если размеры пенсий государственным служащим более или менее понятны, то расчеты размеров трудовых пенсий довольно сложны, непонятны народу, запутанны. Надо полагать, ни в одной стране мира нет таких запутанных, не понятных народу расчетов трудовых пенсий, как в России. Эти запутанные расчеты внесло в Федеральное Собрание Правительство М. Касьянова, лоббированием в Федеральном Собрании добилось их утверждения. Разве справедливо, что сейчас профессор получает пенсию на уровне уборщицы, вахтера? Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни. Пенсионный фонд Российской Федерации образован с 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ). Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является
финансово-кредитным Согласно ст. 2 Положения
о Пенсионном фонде денежные средства
этого фонда находятся в Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осуществляет следующие основные функции: · целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей; · организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд; · индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов. Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой. фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе. Основными задачами управления
Пенсионного фонда в · координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; · взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации; · координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; · взаимодействие с органами Федерального казначейства. Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда. Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет: · страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; · страховых взносов иных категорий граждан; · ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет; · добровольных взносов физических и юридических лиц. Кроме страховых взносов,
поступающих от организаций и
физических лиц, в Пенсионный фонд Российской
Федерации перечисляются На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд. Средства Пенсионного фонда РФ используются на: «выплату трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России; · оказание материальной помощи престарелым и не трудоспособным гражданам; · выплаты пособий на погребение получателям пенсий; · финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов; · прочие расходы. Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ. Среди поступлений в доходную
часть бюджета Пенсионного В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий). С 1 января 1997 г. на территории
Российской Федерации вступил в
силу Федеральный закон «Об Целями индивидуального учета являются: · создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; · обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; · создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица. |
12.4. Фонд социального
страхования Российской |
Социальное страхование
– это один из видов государственного
материального обеспечения Социальное обеспечение
народа во всех государствах -одна из важных
задач парламентов и Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования. Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования. Статус внебюджетного
фонда социального страхования
Российской Федерации определяется
Конституцией РФ, Положением о Фонде,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 12 февраля 1994 г. Фонд социального
страхования управляет Управление Фондом государственного
социального страхования Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции: · концентрация денежных средств государства на социальное страхование; · обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет); · оплата путевок на санаторно-курортное лечение детей работников; · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования; · частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей. Фонд государственного социального страхования централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается Фонд страховым
методом с обязательным участием
средств предприятий и Источником образования Фонда являются: 1) страховые взносы 2) страховые взносы граждан,
занимающихся индивидуальной 3) средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады; 4) прочие поступления. Все организации и предприятия независимо от форм собственности с 2001 года вносят взносы в Фонд государственного социального страхования в виде единого социального налога на счета, открытые органами Федерального казначейства, а затем последние перечисляют средства в Фонд социального страхования. Размер взносов, перечисляемых
в Фонд социального страхования,
начисляется по тарифу, размер которого
устанавливается Федеральным Инструкция о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.) введена в действие с 1 января 1997 года. В соответствии с действующим
порядком формирования бюджета Фонда
социального страхования сумма
страховых взносов · 74% страховых взносов остаются на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает не обходимые расчеты по социальному страхованию; · 26% страховых взносов централизуются на региональном и федеральном уровнях. Контроль за полнотой и
своевременностью уплаты взносов на
социальное страхование возложен на
Фонд социального страхования и
Государственную налоговую Средства Фонда социального страхования Российской Федерации используются на следующие цели: 1) на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до Достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%; 2) финансирование санаторно- 3) частичное финансирование
содержания санаториев- 4) выплата пособий сверх
норм на лечение и 5) финансирование исполнительной дирекции Фонда. Бюджет доходов и расходов Фонда социального страхования утверждается законом Российской Федерации. До 1994 г. система социальных пособий и комиссионных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат. Указом Президента РФ от
10 декабря 1993 г. «О совершенствовании
системы государственных 1. Ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. 2. Пособие по беременности и родам. 3. Пособие женщинам, вставшим
на учет в медицинских 4. Единовременное пособие при рождении ребенка. 5. Единое ежемесячное пособие на ребенка. Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (т. е. от полутора до трех лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда. Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ. Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо – в органах социальной защиты населения по месту жительства. Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов. Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением Фонда социального страхования. |
2.5. Фонды обязательного медицинского страхования, их правовой статус, характеристика, состав бюджета |
Медицина – область науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения. Здравоохранение – система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. Здравоохранение в СССР было организовано на высоком уровне, на принципах бесплатной и общедоступной медицинской помощи и профилактическом направлении медицины. За годы Советской власти в России (1918–1990) создана материально-техническая база здравоохранения, развернута сеть больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), создана санитарно-эпидемиологическая служба, сеть учреждений для оказания специализированной медицинской помощи (родильные дома и др.). В России и других республиках СССР ликвидированы особо опасные инфекции (оспа, туберкулез и др.). Значительно снизилась заболеваемость инфекционными болезнями, снизилась общая детская и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни людей. Здравоохранение представляло собой регламентируемые государством мероприятия преимущественно в области противоэпидемиологической работы. На промышленных предприятиях, в совхозах, в сельских населенных пунктах были созданы здравпункты (врачебные, фельдшерские) для оказания первой врачебной помощи при внезапных заболеваниях. В стране бурно развивалась медицинская наука. Для подготовки специалистов по медицине в столице и в ряде городов России были созданы медицинские высшие учебные заведения. Политические и экономические
разрушительные реформы в России
коснулись и здравоохранения, его
материально-технической базы. Бесплатное
медицинское обслуживание пошло
на сокращение, стало увеличиваться
платное медицинское Реформы в России сопровождаются
нарастанием проблем в Средняя продолжительность жизни женщин в 1990 году в России была 74,2 года, в 2000 году – уже 72,4 года. По данным Госкомстата России, численность безработных в 1992 г. была 3,8 млн человек, в 1999 г. – 9,1 млн человек, что составляет 15% экономически активного населения. Возросла заболеваемость населения, появились ранее не известные для населения России болезни (СПИД, новообразования, болезни крови, облучения). Снизилась рождаемость, увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование
в Российской Федерации введено
в соответствии с Законом РФ от
28 июня 1991 г. «О медицинском страховании
граждан РСФСР» (в ред. Закона РФ
от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет
правовые, экономические и Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования. В соответствии с Законом
РФ «О медицинском страховании · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; · территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от Т24 февраля 1993 г. № 4543-1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу. Деятельность Федерального
фонда обязательного 1) финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; 2) обеспечение реализации
Закона «О медицинском 3) обеспечение финансовой
устойчивости системы 4) аккумуляция финансовых средств Федерального фон да медицинского страхования; 5) финансирование целевых программ. Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: 1) части страховых взносов
(отчислений) хозяйствующих субъектов
и иных организаций на 2) ассигнований из федерального
бюджета на выполнение 3) добровольных взносов юридических и физических лиц; 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств; 5) поступлений из иных
источников, не запрещенных Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования создаются
по решению органов Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции: · аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование; · осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования; · осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; · выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; · совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов; · организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд; · осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами. Для выполнения своих функций территориальный фонд может создавать в городах и районах свои филиалы. Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет: · части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ; · страховых взносов предприятий и организаций; · бюджетных ассигнований; · кредитов банков и иных кредиторов; · страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органа ми исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в бюджетах на здравоохранение; · иных поступлений (штрафы, пени, от вкладов на депозит). Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ. Страховые взносы на обязательное
медицинское страхование От уплаты на обязательное
медицинское страхование Страховые взносы в Фонд
обязательного медицинского страхования
перечисляются на собирательные
счета Федерального и территориального
фондов, открытые в расчетно-кассовых
центрах (РКЦ) или учреждениях банков,
обслуживающих налоговую Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ. В структуре поступлений преобладающую долю составляют страховые взносы (более 9/10). В состав расходной части федерального бюджета включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Законом «Об обязательном
медицинском страховании» предусмотрено
образование страховых Средства территориального фонда направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы компания выдает страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет, как минимум, «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Однако введение новой
системы медицинского обслуживания
в ряде регионов население не одобряет.
Медицинские страховые компании
в системе обязательного Следует отметить, что наряду с обязательным медицинским страхованием есть добровольное медицинское страхование, введенное с 1 октября 1992 года. Добровольное медицинское
страхование осуществляется за счет
прибыли (доходов) предприятий и
личных средств граждан путем
заключения договоров. Оно позволяет
гражданам получить дополнительные
медицинские услуги сверх установленных
обязательным медицинским обслуживанием,
может быть коллективным и индивидуальным.
Размер страховых взносов |
http://abc.vvsu.ru/Books/
На заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2008 г. рассматриваются следующие вопросы:
1. О проекте
основных направлений Цели бюджетной политики Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики. Основными целями бюджетной политики в 2009-2011гг. являются:
I. В последние годы наблюдается
все большее отклонение Источниками внутреннего спроса являются: относительно мягкая денежно-кредитная политика, ускорение роста расходов федерального бюджета, масштабное потребительское кредитование, ослабление сберегательной активности населения, рост внешних заимствований частного сектора, опережающий рост заработной платы по сравнению с увеличением производительности труда. Сохранение высоких цен
на нефть и приток капитала способствуют
росту золотовалютных резервов, которые
за прошлый год увеличились на
173 млрд.долл.США, а за пять месяцев
текущего года - еще на 71 млрд.долл.США.
Это приводит к увеличению денежного
предложения в экономике, которое
частично изымается бюджетом и инструментами
Банка России. Изъятие в 2007 г. избыточного
денежного предложения Банком России
составило 314 млрд.руб. В результате
в экономике сохраняются низкие
процентные ставки - они отрицательные
в реальном выражении. Среднегодовая
фактическая ставка по предоставленным
однодневным межбанковским В результате денежное предложение увеличивается темпами, опережающими целевые ориентиры. Прирост денежного предложения (по агрегату М2) по итогам прошлого года составил 47,5%, в то же время, по оценке Минфина России, неинфляционный рост М2 в прошлом году составил 36%. Прирост денежного предложения
в немалой степени связан с
увеличением кредитной Доля задолженности населения по полученным кредитам в общем объеме задолженности экономики по банковским кредитам составила на начало т.г. 25%, в том числе задолженность по ипотечным кредитам 5,1%. По состоянию на конец марта т.г. она практически не изменилась, а задолженность по ипотечным кредитам возросла до 5,5 процента. Среди предприятий наибольшей долей задолженности по кредитам банков характеризуются торговля, обрабатывающая промышленность и строительство. Одним из существенных источников роста кредитов в последние годы являются внешние заимствования предприятий и банков. Внешний долг частного сектора увеличился с 262 млрд.долл.США на начало 2007 г. до 413 млрд.долл.США на начало текущего года. При этом консолидированный внешний долг Российской Федерации на 1 января 2008 г. составил 460 млрд.долл.США, а золотовалютные резервы на ту же дату составили 476 млрд.долл.США. Наряду с мягкой денежно-кредитной политикой ключевым фактором роста совокупного спроса является ослабление бюджетной политики. Средний темп роста расходов федерального бюджета в 200 5-2007гг. в реальном выражении составил 18% с учетом корпораций и 14,2% без учета госкорпораций, в то время как экономика росла по 7,3 процентов в год. В 2008 году к 2007 году без учета госкорпораций расходы увеличатся еще на 16,9% в реальном выражении. А среднегодовой темп роста расходов по бюджету в 2009-2011гг. составит 7,7 процентов или 5,9% по ожидаемому кассовому исполнению, при том, что рост средний темп роста ВВП - 6,4%. Если взять среднее значение прироста расходов за период с 2005 по 2011гг., то оно составит 12%, в то время как рост ВВП - 7%. Следующим немаловажным источником роста совокупного спроса является заработная плата, которая растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда -разрыв примерно в два раза в последнее время. Расходы на оплату труда федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов в 2004-2007гг. увеличивались ежегодно на 29,7 процентов в номинальном выражении. Фонд заработной платы в целом по экономике за эти же годы увеличивался на 35,1 процентов ежегодно. При этом доля фонда заработной платы в экономике в ВВП увеличилась с 23% в 2004 г. до 24% в 2007 г., а в 2011 г. она составит 27%. В марте т.г. заработная плата в среднем по экономике составила 16 тыс. рублей, в том числе в добыче нефти и газа - 46 тыс.рублей, в обрабатывающих производствах- 15 тыс. рублей. Совокупное действие всех
вышеперечисленных факторов приводит
к наращиванию внутреннего Импорт в физическом выражении в 2007 году увеличился на 30%, в то время как экспорт всего лишь на 7 процентов. По состоянию на 16 июня т.г. индекс потребительских цен составил 8,3% против 5,1% за аналогичный период предыдущего года. Наряду с ростом цен на импортируемое продовольствие, усиливается вклад монетарных факторов'. За пять месяцев т.г. их вклад оценивается в размере 2,7 п.п. против 2,3 п.п. за аналогичный период предыдущего года, в 2007г. - 7,5 п.п. против 6,2 п.п. в 2006г. За 5 месяцев инфляция была выше, чем в России (7.7%) в Латвии (8.5%), на Украине (14.6%). Для замедления роста цен Банком России в т.г. были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики. С начала года три раза повышалась ставка рефинансирования (общее повышение составило 0,75%), дважды принималось решение об увеличении нормативов отчислений коммерческих банков в фонд обязательного регулирования, а также коэффициента усреднения величины обязательных резервов. С учетом последнего решения, которое вступит в силу с 1 июля т.г., увеличение нормативов резервирования составит 1-2,5 % по различным позициям. Реализация этих мер, а также высокая база прошлого года приводят к замедлению темпов роста денежного предложения. Кроме того, сказывается менее активный приток частного капитала. Учитывая существование временного лага между влиянием динамики денежного предложения на инфляцию нынешние темпы роста М2 окажут влияние на рост цен ближе к концу года.
Прогноз инфляции на текущий год
составляет 10,5%. С учетом фактической
динамики цен с начала года этот
ориентир представляется труднодостижимым.
В последующие годы для обеспечения
целей по инфляции в размере 7,5% в
2009; 7% в 2010 и 6,8% в 2011г. необходимо ужесточить
денежно-кредитную политику и не
допускать дальнейшего Сохранение сложившейся тенденции может привести к быстро растущему дефициту счета текущих операций, что сделало бы российскую экономику потенциально уязвимой по отношению к внешним факторам. В настоящий момент перед Правительством Российской Федерации и Банком России стоит задача переломить тенденцию ускоряющейся инфляции, привести ситуацию с денежным предложением в соответствие с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики. В этих условиях бюджетная политика должна стать важным инструментом восстановления сбалансированного развития, играя тем самым важную роль в снижении инфляции. II. Для обеспечения долгосрочной
устойчивости бюджета и К 1 августа текущего года Минфином России совместно с субъектами бюджетного планирования будет разработана первая долгосрочная Бюджетная стратегия на период до 2023 года. Целями долгосрочного
бюджетного планирования являются обеспечение
устойчивого роста экономики
благодаря всесторонней оценке альтернативных
вариантов налогово-бюджетной Источники дисбалансов могут
лежать как на стороне доходов, так
и на стороне расходных Долгосрочное бюджетное планирование позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы. Оно должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Необходимо, чтобы уже
в текущем году каждый субъект
бюджетного планирования разработал долгосрочную
программу повышения Одной из наиболее важных проблем
долгосрочной бюджетной политики является
обеспечение сбалансированности пенсионной
системы при реализации стоящей
перед государством задачи обеспечения
достойной и социально Основными факторами, оказывающими
влияние на состояние пенсионной
системы в долгосрочной перспективе,
являются в первую очередь демографические:
рост числа пенсионеров, сокращение
численности трудоспособного
Решение проблемы пенсионной системы
требует комплексного подхода, включая
осуществление мер по снижению уровня
инфляции, развитию финансового рынка,
стимулированию негосударственного пенсионного
обеспечения и повышению роли
финансового образования Наряду с решением задач
возрастающей демографической нагрузки,
повышением качества человеческого
капитала важной задачей в предстоящие
годы будет повышение Однако остаются проблемы,
которые требуют решения. Это, в
первую очередь, низкая степень прозрачности
использования средств Необходимо повысить контроль за эффективным использованием государственных средств, что повысит степень институционального развития и качество роста экономики, улучшит финансовую прозрачность деятельности всего государственного сектора. Субъектам Российской Федерации
рекомендуется также перейти
к новому горизонту бюджетного планирования
на 15 лет. При этом долгосрочные финансовые
планы (бюджеты) должны быть в обязательном
порядке ориентированы на достижение
конечных результатов социально- Условия социально-экономического развития страны для разработки проекта федерального бюджета на 2009-2011 годы Проект федерального бюджета
на 2009-2011 годы рассчитывался на основе
прогноза основных показателей социально- Расчеты бюджетных проектировок
на 2009-2011 годы осуществлены с учетом
ожидаемого снижения цен на нефть
марки "Юралс" с 92 долл.США/бар. в
текущем году до 72 долл.США/бар. в 2011
году. Фактор внешнеэкономической Инвестиции в основной
капитал в среднесрочной Средняя заработная плата по экономике в 2009-2011 годах будет возрастать в среднем за год на 11,2% в реальном выражении, пенсии - на 12,1%. Это будет способствовать
сокращению уровня бедности в стране.
Доля лиц с денежными доходами
ниже прожиточного минимума к общей
численности населения Низкие темпы роста
физических объемов экспорта, а также
прогнозируемое снижение мировых цен
на энергоресурсы приведет к снижению
стоимостных объемов экспорта с
459 млрд. долл. США в 2008 году до 451 млрд.
долл. США в 2011 году. Вместе с тем,
дальнейшее повышение уровня жизни
населения и доходов Обменный курс рубля к доллару США прогнозируется в 2009 году в размере 24,9 руб./долл., в 2010 г. - 26,2 руб./долл., в 2011 - 27,5 руб./долл. Целевые параметры инфляции определены на 2009 год в размере 6-7,5%, 2010 год- 5,0-7,0%, 2011 год- 5,0-6,8%. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (по сценарным условиям 4,1% в 2009 году и 3,9% в 2010-2011 годах) в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка. Увеличение разницы между ростом потребительских цен и уровнем базовой инфляции связано прежде всего со значительным ростом цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ. Так, среднегодовой прирост тарифов для населения на услуги ЖКХ в 2009-2011 годах составит 19,7% в том числе на электроэнергию 25%, на газ природный - 31,7%о, на пассажирские железнодорожные перевозки - 13,3%. На основе этих параметров прогноза социально-экономического развития подготовлены параметры федерального бюджета на 2009-2011гг. Объем доходов федерального
бюджета в 2008 г. составит почти 9 трлн.руб.
(21,2% ВВП), расходов - 7 трлн.руб. (16,6% ВВП),
профицит - 2 трлн.руб. (4,6% ВВП). В соответствии
с ожидаемой оценкой исполнения
федерального бюджета в 2008 году с
учетом переходящих остатков расходы
составят 17,6% ВВП. Кроме того, в текущем
году в банковскую систему поступают
средства корпорации нанотехнологий и
фонда содействия реформированию ЖКХ
в размере 0,8% ВВП. Такое существенное
расхождение планируемых и В последующие годы доходы
в относительном выражении Расходы в 2009 г. составят 18,1% ВВП, далее ожидается их снижение до 17,6% ВВП и 16,9% ВВП в 2010 и 2011 гг. соответственно. Результатом такой динамики доходов и расходов станет снижение профицита федерального бюджета с 4,6% ВВП в 2008 г. до 1,1 % ВВП в 2011 г. На начало июня текущего года совокупный объем средств Резервного фонда составил 3069,94 млрд.руб. Ожидается, что к концу года он составит 3500,0 млрд.руб. (8,3% ВВП). По прогнозам, его объем на конец 2009 г. составит 4499,8 млрд.руб. (9,3% ВВП), на конец 2010 г. - 5569,0 млрд.руб. (10,0% ВВП). Объем средств Фонда национального благосостояния на начало июня текущего года составил 773,93 млрд.руб., к концу года он существенно увеличится и превысит 2 трлн.руб. (5,8% ВВП). На конец 2009 г. объем средств Фонда составит 2466,8 млрд.руб. (5,1% ВВП), на конец 2010 г. -2663,2 млрд.руб. (4,8% ВВП). Бюджетная политика в области доходов Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9518,3 млрд.рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 21,2 % в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0%) в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся с 10,1% ВВП в 2008 году до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году. Сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием трех фундаментальных факторов. 1. Наметилась долгосрочная
тенденция замедления добычи
и экспорта нефти. Так, если
в 2000-2007 годах среднегодовые темпы
прироста добычи нефти Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2009-2011 годах находятся на уровне 12,1% ВВП 2. Происходящее в последние
годы и прогнозируемое 3. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2008 году до 72 долл. США за баррель в 2011 году. Структура доходов
федерального бюджета
В трехлетней политики создание налоговой сохранение уровня перспективе приоритетами в области бюджетной являются эффективной системы и неизменного номинального налогового бремени. Основные изменения налогового законодательства: 1) Налог на прибыль организаций:
2) Акцизы В Налоговый кодекс будут внесены изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на нефтепродукты с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. 3) Налог на добычу полезных ископаемых В целях повышения эффективности
налога на добычу полезных ископаемых,
взимаемого при добыче нефти, с учетом
роста себестоимости тонны 4) Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог В целях реализации демографической
политики с 2009 года необходимо увеличение
размеров налоговых вычетов с 600
до 800 рублей по налогу на доходы физических
лиц, предоставляемых Одновременно планируется отмена действующего ограничения на уровне 40 тысяч рублей дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет. С 2009 года будет увеличен также предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тысяч рублей до 40 тысяч рублей. 5) Налог на добавленную стоимость В составе важных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость представляется необходимым освободить от налогообложения с 2009 года реализацию услуг, имеющих социальный характер. Вносимые изменения будут направлены, прежде всего, на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация. 6) Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов В целях придания специальным
налоговым режимам более
Бюджетная политика в области расходов Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах:
Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан. Реализация этих приоритетов
требует переориентации и повышения
эффективности использования Кроме того, предлагаемые основные
направления расходов федерального
бюджета обеспечивают в соответствии
с базовыми принципами бюджетного законодательства
безусловное выполнение как ранее
принятых, так и предлагаемых новых
решений, определяющих действующие
и принимаемые расходные Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти. В структуре расходов консолидированного
бюджета Российской Федерации преобладают
расходы на финансовое обеспечение
публичных услуг в сфере При этом для оценки общего
объема бюджетных средств по ряду
социально значимых направлений, прежде
всего, здравоохранению и образованию,
необходимо учитывать расходы Доля расходов федерального бюджета (без учета трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в 2008-2011 гг., как и в предыдущие годы, составит около 52%, что соответствует основным принципам, заложенным при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов). По данным отчета об исполнении
консолидированного бюджета Российской
Федерации за 2007 год, доля расходов
федерального бюджета в общем
объеме расходов на национальную безопасность
и правоохранительную деятельность
составляет 77%, социальную политику, включая
трансферты внебюджетным фондам - 66%, общегосударственные
функции - 62%. Только из федерального бюджета
обеспечиваются расходы на национальную
оборону. За последние годы существенно
(с 19 до 44%) возросла доля федерального
бюджета в расходах консолидированного
бюджета на национальную экономику.
Что касается расходов социального
характера, то основные расходы на здравоохранение
(84%), образование (81%), культуры (78%), жилищно-коммунальное
хозяйство (76%) осуществляются из региональных
и местных бюджетов. При этом социальная
направленность федерального бюджета
в основном реализуется путем
финансового обеспечения В соответствии с прогнозной оценкой общий объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,5 раза в номинальном и 1,2 в раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП до уровня 2008 года. Основные параметры расходов
федерального бюджета
Определение общего объема расходов федерального бюджета осуществлялось в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации требованиями в отношении размера:
Согласно нормам Бюджетного
кодекса Российской Федерации и
Положения о составлении В основу расчетов бюджетных
ассигнований на исполнение действующих
расходных обязательств было положено
уточнение бюджетных Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих расходных обязательств на 2009 год определен в размере 7 795,0 млрд.рублей, на 2010 год - 8 329,1 млрд.рублей и на 2011 год -8511,5 млрд.рублей. В их составе предусмотрены
средства на реализацию ранее принятых
и учтенных при формировании федерального
бюджета на 2008-2010 годы решений по
повышению уровня пенсионного обеспечения
и социальной поддержки населения,
устойчивого роста заработной платы
работников федеральных государственных
учреждений и денежного довольствия
военнослужащих, повышения качества
и доступности услуг В соответствии с прогнозом
объема ненефтегазовых доходов федерального
бюджета, установленных Бюджетным
кодексом требований к определению
размера нефтегазового Межбюджетные отношения Созданная система межбюджетных
отношений обеспечила условия для
устойчивого роста доходов Благодаря сформированной структуре
доходов и системе мер, стимулирующих
проведение ответственной финансовой
политики, практически в полном объеме
обеспечивается стабильная и своевременная
реализация расходных обязательств
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. Объем
ранее накопленной В целях стимулирования органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации к наращиванию
доходной базы уточнена методика распределения
основного по объему канала финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации - дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности с тем,
чтобы объем финансовой поддержки
не снижался тем субъектам Российской
Федерации, уровень бюджетной Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за 2001-2008 годы в реальном выражении возрос на 92%. Повышается уровень бюджетной дисциплины, существенно снизилось число нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации, в основном, сбалансированы.
Долг субъектов Российской Федерации как доля ВВП сократился с 2,5% в 2000 году до 1,4% в 2007 году. Рост доходов бюджетов субъектов Российской Федерации позволил обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом решений об ее увеличении. Доля расходов на выплату заработной платы в бюджетах субъектов Российской Федерации в 2001-2007 годах стабильна - не более 22 процентов. В условиях достаточности
финансовых ресурсов региональных бюджетов
на первый план выходит задача повышения
эффективности использования
Установленное бюджетным законодательством закрепление налоговых доходов за бюджетами субъектов Российской Федерации, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов до 6 298,2 млрд. рублей в 2009 году, 7 034,5 млрд. рублей - в 2010 году, 7 881,7 млрд. рублей - в 2011 году, из них налоговые доходы составят соответственно 4 706; 5 382 и 6 208 млрд. рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составят в 2009 году 364 млрд. рублей, в 2010 году -389 и в 2011 году - 416 млрд. рублей. Это позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных. Направлением Задачи стимулирования субъектов
Российской Федерации к осуществлению
приоритетных, с точки зрения Российской
Федерации, расходов, решаются путем
предоставления субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации. Число каналов
такой поддержки возросло в настоящее
время до 90, их объем равен 231 млрд.
рублей в 2009 году, 192 млрд. рублей в 2010 году,
176 млрд. рублей в 2011 году (без расходов
инвестиционного характера). Отдавая
должное эффекту, который достигается
в результате софинансирования важных
направлений социальной политики в
субъектах Российской Федерации, дальнейшая
практика их предоставления требует
совершенствования. Представляется, что
прежде всего необходимо поэтапно сокращать
объемы отдельных предоставляемых
субсидий по мере решения поставленных
задач, а новые должны предоставляться
в пределах общего объема субсидий,
имеющегося у соответствующего главного
распорядителя средств Финансовое обеспечение
полномочий, переданных Российской Федерацией
для исполнения субъектам Российской
Федерации и муниципальным Должны быть сформированы
стимулы к повышению качества
управления региональными и муниципальными
финансами. Условием, обеспечивающим надлежащее
качество финансового менеджмента
может быть расширение бюджетных
возможностей для субъектов Российской
Федерации и муниципальных Необходимо формирование
системы стимулирования органов
местного самоуправления к внедрению
передовых процессов в области
социально-экономического развития и
управления общественными финансами.
Для муниципальных образований
в субъектах Российской Федерации
должны быть установлены стимулы
к повышению эффективности В целях предупреждения возможных негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация предлагаемых
мер по повышению качества управления
государственными и муниципальными
финансами в Российской Федерации
должна обеспечить дальнейшее развитие
системы межбюджетных отношений
и способствовать повышению эффективности
бюджетной системы Российской Федерации
на основе сочетания принципов 2. Об основных
характеристиках бюджетов Пенсионный фонд Российской Федерации За основу для подготовки
прогноза бюджета ПФР на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов
приняты сценарные условия Расходы на выплату страховой и базовой частей трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных денежных выплат, определены с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений по повышению размеров пенсий, пособий и социальных выплат в рамках действующего пенсионного законодательства, а также с учетом выполнения положения Послания Президента Российской Федерации по доведению в 2009 году социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера. В этих целях учтены средства на повышение трудовых пенсий в следующих размерах:
В результате трудовая пенсия по старости (в среднем за год) будет составлять: в 2009 году - 5467 руб., или 137,2% от прогнозной величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП), в 2010 году - 6622 руб., что в 1,5 раза выше ПМП, в 2011 году - 7804 руб., что в 1,6 раза выше ПМП. Исходя из предложенных параметров индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий- соотношение размера трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработной платы по стране постепенно растет и в среднем составит в 2011 году 26,3%) против 25% в 2007 году. Социальная пенсия на конец 2009 года достигнет прогнозной величины ПМП и в дальнейшем поддерживается на том же уровне. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2009-2011 годы определены в соответствии с Методическими рекомендациями по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (письмо Минфина России от 21.04.2008 № 02-02-05/1158). Средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан на 2009 - 2011 годы определены с учетом дополнительной индексации размеров ЕДВ с 1 июля 2008 года на 10,5% (к установленным размерам на 1 января 2008 года) и индексация размеров ЕДВ с 1 апреля каждого года на прогнозный уровень потребительских цен. В объеме межбюджетных трансфертов на ежемесячные денежные выплаты на 2009-2011 годы учтены расходы, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Средства федерального бюджета
на компенсационные выплаты лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами, на 2009 - 2010 годы учтены с
увеличением в связи с В связи с предлагаемым изменением с 1 января 2009 года размера социального пособия на погребение с 1000 до 4000 рублей средства федерального бюджета на выплату пособия на погребение умерших пенсионеров, получавших пенсии по государственному пенсионному обеспечению, учтены с увеличением. Объемы средств на оплату стоимости проезда пенсионерам -"северянам" к месту отдыха и обратно на 2009 - 2010 годы сохранены на уровне утвержденных федеральными законами от 24 июля 2007 г. "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и от 21 июля 2007 г. "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", на 2011 год - учтены в объеме 1,0 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты
из федерального бюджета на предоставление
материнского (семейного) капитала в
соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных
мерах государственной Средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2010 год учтены в сумме 71,28 млрд. рублей (+16,28 млрд. рублей против бюджетных назначений), на 2011 год - в сумме 99,28 млрд. рублей, т. е. около 25% потребности, которая оценивается за 2010 -2011 годы в общей сумме 394,72 млрд. рублей. В объеме межбюджетных трансфертов на 2009 год учтены средства федерального бюджета на возмещение расходов по уплате налога на доходы от временного размещения средств бюджета ПФР в сумме 4,54 млрд. рублей. В прогнозе бюджета ПФР на 2009 - 2011 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование из Фонда национального благосостояния по дополнительному страхованию, а также осуществление расходных обязательств в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Средства федерального бюджета на цели покрытия дефицита бюджета ПФР предусмотрены в объемах, позволяющих обеспечить своевременную доставку и выплату пенсий и других социальных выплат в первые рабочие дни января следующего года. При этом объемы переходящих остатков денежных средств бюджета ПФР на начало каждого года должны поддерживаться в размере не ниже 45% от выплаты пенсий за январь, учитывая, что объемы указанных выплат (без учета ЕДВ) оцениваются в 2010 году - 223,7 млрд. рублей; в 2011 году - 268,7 млрд. рублей; в 2012 году -свыше 317,0 млрд. рублей. Исходя из этого, потребность
в средствах федерального бюджета
на покрытие дефицита бюджета ПФР
на 2009 год составляет 193,94 млрд. рублей
(с увеличением бюджетных Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Проект бюджета Федерального
фонда обязательного Проект бюджета Федерального
фонда обязательного
Доходная часть бюджета
Фонда в части поступления
единого социального налога и
других налоговых поступлений Прогнозируемые в бюджете ФОМС доходы от поступления единого социального налога в 2009 году в сумме 105 603 100,0 тыс. рублей, в 2010 году - 123 233 100,0 тыс. рублей, в 2011 году - 142 994 100,0 тыс. рублей рассчитаны исходя из прогнозируемого фонда оплаты труда на 2009- 2011 годы соответственно 12 444,0 млрд. рублей, 14 683,0 млрд. рублей, 17 227,0 млрд. рублей. При этом увеличение поступлений единого социального налога в сравнении с показателями, утвержденными Федеральным законом от 21.07.2007г. № 184-ФЗ (в ред. от 28.02.2008 № 16-ФЗ) составит соответственно в 2009 году - 6 635 500,0 тыс. рублей, или 6,7% к утвержденному показателю, в 2010 году - 9 311 100,0 тыс. рублей, или 8,2% к утвержденному показателю. Ожидаемые доходы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (налоги на совокупный доход), зачисляемые в бюджет ФОМС в соответствии с налоговым законодательством, рассчитаны исходя из их фактического поступления за 2007 год, индексов роста валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен на 2009-2011 годы, предусмотренных Прогнозом, и согласованы с Федеральной налоговой службой. При этом увеличение поступлений налогов на совокупный доход в сравнении с показателями, утвержденными Федеральным законом от 21.07.2007г. (в ред. от 28.02.2008) составит соответственно в 2009 году - 177 600,0 тыс. рублей, или 17,7% к утвержденному показателю, в 2010 году - 222 500,0 тыс. рублей, или 19,6% к утвержденному показателю. Увеличение доходной части бюджета ФОМС за счет дополнительных налоговых доходов по сравнению с аналогичными показателями, утвержденными Федеральным законом от 21.07.2007г. "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" составит соответственно:
В 2011 году собственные доходы ФОМС прогнозируются в объеме 144 561 416,0 тыс. рублей. Предложения по объемам межбюджетных
трансфертов, передаваемых в 2009 - 2011 годах
из федерального бюджета бюджету
ФОМС, учитывают ожидаемую оценку
исполнения бюджета ФОМС за 2008 год
и предложения Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации по финансовому обеспечению
мероприятий приоритетного Проектом предусмотрено увеличение общего объема межбюджетных трансфертов на 2009 - 2011 годы соответственно на 1 566 593,0 тыс. рублей, на 28 804 737,6 тыс. рублей, на 33 424 641,2 тыс. рублей, в том числе:
Потребность в бюджетных ассигнованиях на последующие годы определена исходя из численности работающих граждан, подлежащих диспансеризации в 2010 г. 4 390 429 человек, в сумме 5 048 993,4 тыс. рублей, в 2011 году 3 908 028 человек, в сумме 4 974 138,0 тыс. рублей;
Потребность в средствах
на осуществление денежных выплат медицинским
работникам первичного звена в 2009 -
2011 годах определена исходя из численности
врачей и медицинских сестер первичного
звена, размеров денежных выплат врачам
и медицинским сестрам При проектировании расходов
на обеспечение целевых Собственные дополнительные средства ФОМС распределены следующим образом:
Объем бюджетных ассигнований на содержание ФОМС рассчитан в соответствии с Методикой планирования изменения объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств Российской Федерации в 2009 и 2010 годах. В соответствии с Уставом работники ФОМС по условиям оплаты труда приравнены к работникам федеральных органов исполнительной власти. При уточнении бюджетных ассигнований на оплату труда произведен досчет в связи с изменением базовых показателей на 2008 год, не меняя ранее примененный график повышения заработной платы в 2009 и 2010 годах (с 1 августа 2009 года - на 6,8%, с 1 января 2010 года - на 6,5%). При определении объема бюджетных ассигнований на 2011 год учтено увеличение оплаты труда с 1 января 2011 года на индекс потребительских цен 6,8% (декабрь к декабрю). Объем ассигнований на 2009 - 2011 годы на содержание ФОМС по коду классификации операций сектора государственного управления расходов бюджетов 220 "Приобретение услуг" рассчитан путем индексации на уровень инфляции бюджетных ассигнований на указанные цели предыдущего финансового года. Объемы бюджетных ассигнований
на обеспечение целевых Фонда социального страхования Российской Федерации Проект бюджета Фонда
социального страхования При подготовке проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов использованы следующие показатели:
Доходы бюджета Фонда прогнозируются:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусматриваются на выполнение государственных функций:
В соответствии с действующими
нормативно-правовыми актами средства
на реализацию мер социальной поддержки
граждан по санаторно-курортному лечению,
включая проезд к месту лечения
и обратно, при формировании бюджетов
предусматриваются в общей Средства Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
предусмотрены в рамках реализации
национального проекта "Здоровье"
на оплату медицинской помощи женщинам
в период беременности, родов и
в послеродовом периоде, а также
в части диспансерного Расходы бюджета Фонда проектируются:
Распределение расходов бюджета Фонда по разделам бюджетной классификации сформировано следующим образом: по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2009 году - 3700,0 млн. рублей, в 2010 году - 4000.0 млн. рублей, в 2011 году — 4200,0 млн. рублей; по разделу 07 "Образование" соответственно по годам - 20 154,3 млн. рублей, 22 354,8 млн. рублей, 24 695,5 млн. рублей, по разделу 10 "Социальная политика" соответственно по годам - 419 416,3 млн. рублей, 478 835,3 млн. рублей, 541 771,6 млн. рублей. Обязательное социальное страхование Доходы В проекте бюджета Фонда учитываются доходы от ЕСН, зачисляемые в Фонд, на 2009 год в сумме 275 342,0 млн. рублей (на 6 889,0 млн. рублей выше предусмотренного в бюджете, утвержденном Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы"), на 2010 год - 319 788,0 млн. рублей (на 10 681,1 млн. рублей выше предусмотренного в бюджете), на 2011 год - 354 628,0 млн. рублей. При прогнозировании доходов от ЕСН, зачисляемых в Фонд, учитывались данные Пенсионного фонда по распределению фонда оплаты труда и численности работников по интервалам налогооблагаемой базы. Доходы от налогоплательщиков,
применяющих специальные
Предусмотрено снижение поступлений задолженности по страховым взносам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 года, исходя из результатов исполнения 2007 года и окончания срока указанных поступлений в 2010 году (в 2009 году - 70 млн. рублей, в 2010 году - 30 млн. рублей). Расходы Рост расходов по обязательному
социальному страхованию к Расчет расходов по обязательному социальному страхованию на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам произведен в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", исходя из фактического исполнения за 2007 год, с учетом прогнозируемого роста рождаемости. Исчисление параметров расходов по временной нетрудоспособности застрахованных граждан у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы, размер пособия исчисляется из минимального размера оплаты труда. В расчетах принят минимальный размер оплаты труда на 2009 год - 4 330 рублей. На последующие годы минимальный размер оплаты труда индексировался на индекс роста потребительских цен с увеличением на 3 процентных пункта ежегодно. При проектировании расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности принято число оплаченных дней на уровне 2007 года (381,1 млн. дней) без увеличения по всем годам. Рост расходов по временной нетрудоспособности к предусмотренному в бюджете составил в 2009 году 35 659,1 млн. руб., в том числе за счет роста МРОТ - на 3,0 млрд. рублей, в 2010 году - 47 791,8 млн. рублей. В 2011 году расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности предусматриваются в сумме 221 414,1 млн. рублей. При формировании бюджетных
ассигнований на выплату пособий
по беременности и родам число
оплаченных дней принималось с учетом
прогнозируемого роста В общем объеме расходов на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены средства на выплату пособий по беременности и родам женщинам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев. Соответствующие средства исключены из целевой статьи "Пособие по усыновлению ребенка". Рост расходов на выплату пособий по беременности и родам к предусмотренному в бюджете составил в 2009 году 15 984,3 млн. рублей, в 2010 году - 20 255,2 млн. рублей, расходы по 2011 году предусматриваются в сумме 69 224,6 млн. рублей. В проекте предусмотрена
индексация на 2009-2011 годы максимальных
размеров пособия по временной нетрудоспособности
и пособия по беременности и родам
на индекс потребительских цен Бюджетные ассигнования на выплату
ежемесячных пособий по уходу
за ребенком до достижения им возраста
полутора лет гражданам, подлежащим
обязательному социальному Объем ассигнований на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, предусмотрен на 2009 год в сумме 52 220,7 млн. руб. (на уровне утвержденного в бюджете Фонда), на 2010 год в сумме 61 039,7 млн. руб., или на 2 007,4 млн. руб. выше предусмотренного в бюджете, на 2011 год в сумме 70 939,4 млн. рублей. Объем расходов на выплату пособий при рождении ребенка предусмотрен на 2009 год в сумме 16 221,6 млн. руб. (на 2 450,0 млн. руб. выше бюджета), на 2010 год - в сумме 17 760,8 млн. руб. (на 3 698,4 млн. руб. выше бюджета), на 2011 год - в сумме 19 411,0 млн. рублей. Объем расходов на выплату пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности предусмотрен на 2009 год в сумме 227,6 млн. руб. (на 70,5 млн. руб. выше бюджета), на 2010 год - в сумме 249,1 млн. руб. (на 88,7 млн. руб. выше бюджета), на 2011 год -272,2 млн. рублей. При определении пособий
по материнству и детству Предусмотрены средства на увеличение размера пособий на погребение с 1,0 тыс. рублей до 4,0 тыс. рублей с 1 января 2009 года. Дополнительные расходы бюджета в 2009 - 2010 годах составят 379,5 млн. рублей ежегодно, расходы в 2011 году составят 506,0 млн. рублей. При определении ассигнований
на оздоровление детей предусматривалось
сохранение числа оздоровленных
детей на все года на уровне 2007 года,
т.е. 5 270,0 тыс. человек. На 2009 год ассигнования
на оздоровление детей прогнозируются
в сумме 19 538,4 млн. рублей (на 3 034,0 млн.
рублей выше предусмотренного бюджетом),
на 2010 год в сумме 21 701,9 млн. рублей
(на 4 207,3 млн. рублей выше предусмотренного
бюджетом) и на 2011 год в сумме 23
998,3 млн. рублей. Расчет произведен исходя
из исполнения за 2007 год с учетом
индекса-дефлятора платных Расходы на санаторно-курортное
лечение застрахованных граждан
непосредственно после Исходя из прогнозируемых доходов (за счет собственных средств) и расходов в части обязательного социального страхования, формируется текущий дефицит средств в объеме 31 141,8 млн. рублей на 2009 год, 35 435,9 млн. рублей на 2010 год и 54 608,4 млн. рублей на 2011 год. В 2009 году за счет внутренних
источников покрытия дефицита обеспечивается
финансирование дефицита средств по
обязательному социальному Таким образом, в федеральном
бюджете должны быть определены трансферты
бюджету Фонда социального Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Увеличение ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к утвержденным в бюджете составило в 2009 году 1 121,5 млн. рублей, в 2010 году - 1 556,6 млн. рублей. На 2011 год предусмотрены расходы в сумме 3 915,4 млн. рублей. При определении ассигнований на выплату пособий по временной нетрудоспособности принято число оплаченных дней на 2009 - 2011 года (4,808 млн. дней) без увеличения по всем годам. Рост объемов на ежемесячные страховые выплаты составил в 2009 году 1 024,0 млн. рублей, в 2010 году - 1 056,1 млн. рублей. На 2011 год объем ассигнований предусмотрен в сумме 36 850,8 млн. рублей. Увеличение связано с индексацией ежемесячных страховых выплат на индекс роста потребительских цен и максимальных размеров ежемесячных страховых выплат (в 2009 году с 41 000 рублей до 42 830 рублей, в 2010 году с 43 500 рублей до 45 830 рублей; максимальный размер ежемесячной страховой выплаты на 2011 год устанавливается в сумме 48 950 рублей). Увеличение ассигнований на единовременные страховые выплаты составило в 2009 году 66,0 млн. рублей, в 2010 году - 84,7 млн. рублей. На 2011 год объем ассигнований предусмотрен в сумме 637,8 млн. рублей. Увеличение связано с индексацией суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты, в 2009 году с 53 500 рублей до 55 700 рублей, в 2010 году с 56 700 рублей до 59 600 рублей. В 2011 году эта сумма составит 63 700 рублей. Расходы на доставку и пересылку страховых выплат увеличились в 2009 году на 64,2 млн. рублей, в 2010 году - на 85,0 млн. рублей и прогнозируются на 2011 год в сумме 431,1 млн. рублей. Расходы на финансирование проведения
углубленных медицинских Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматриваются без увеличения в 2009 - 2010 годах, на 2011 год в сумме 11 328,4 млн. рублей. В части обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний расходы 27 июня 2008 г. * Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации. |
http://www.pfrrt.ru/data/news/